kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий педагогического совета "Личность учителя. Критерии её успешности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет   «Личность учителя. Критерии её успешности.»

 Цель : Определение понятия «личность педагога» и наиболее значимых критериев успешности его деятельности».

    Задачи :1.На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть понятие «личность учителя» и труд учителя как трёхмерное взаимосвязанное пространство.2.Определить факторы , влияющие на успешность работы учителя.3.Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.

                         Обоснование выбора темы

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.

Задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Результатами работы любого учителя являются:

  • знания, умения и навыки;
  • воспитанность;
  • здоровье и  психическое состояние учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. Учителя  не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно.А чтобы избежать ошибок очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи  с    этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

Условно все критерии можно разделить на три группы: педагогические; психологические; личностные.

Педагогические критерии успешности учителя   (слайд)

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших учеников, который отслеживается достаточно часто в течение учебного года.

 Второй критерийуровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:

  • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
  • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т.п.);
  • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).

Третий критерийсостояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерийобразование педагогов и nовышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый критерий способность к самоанализу.

Даёт возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерийинновационная деятельность.

Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя  (слайд)

Успешность учения зависит от того смысла , который имеет для ребёнка , изучаемое им.

Первый критерий – интерес,  мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается.

Второй критерийсознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка.

Недостаточно, чтобы ребенок усвоил  значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.
Порой существует формальное преподавание , при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

Третий критерий взаимоотношения в системе «учитель ученик».

Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смысла и преследования определённых целей.  

Четвертый критерийучет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности.

Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

  • как на уроке создана установка быть внимательным;
  • как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
  • как организована смена видов деятельности на уроке;
  • как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
  • как организована активность учащихся на уроке;
  • как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти:одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения.

Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:

1.быстро запоминающие и медленно забывающие;2. быстро запоминающие и быстро забывающие;3. медленно запоминающие и медленно забывающие;4. медленно запоминающие и быстро забывающие.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Профессионально-личностные критерии успешности учителя  (слайд)

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

На педагогическую деятельность учителя оказывают влияние следующие личностные качества учителя :  

1. Эмоциональность

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость ;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих  действиях,
– удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

3. Творческое начало личности

Если  выполнять свою работу без творческого подхода,  то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков,  ни вне предметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

4. Организаторские способности

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход из ситуации .

6. Настойчивость, дисциплинированность

Два этих качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью понимается способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

         Было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов на предмет значимости качеств личности хорошего , на их взгляд, учителя :

Результаты  ( распределение по значимости) :

  1. Интересно, от души объясняет
  2. Знание предмета , эрудиция
  3. Добрый , справедливый    
  4. Чуткость, внимание , такт по отношению к учащимся
  5. Добросовестное отношение к своим обязанностям
  6. С весёлым характером
  7. Принципиальный , требовательный к учащимся
  8. Требовательность к себе
  9. Не жалуется родителям

Задание творческим группам (одинаковое для всех групп)

Для определения удовлетворенности жизнедеятельностью школы проведём микроисследование в форме анкетирования.

Участникам педсовета раздаются анкеты для заполнения :( вопросы анкеты на экране )

3-совершенно согласен; 2- в общем согласен; 1-трудно сказать; 0- не согласен

  Посчитайте в группах : сложите баллы по каждому аспекту удовлетворённости  и разделите на количество ответов.Ответы заносим в таблицу :       

Аспекты удовлетворенности

Коэффициент  удовлетворенности

1. Организация труда

2. Возможность проявления и реализации профессиональных качеств педагога

3. Отношения с администрацией

4. Отношения с учащимися

5. Обеспечение деятельности учителя

Определяем коэффициент удовлетворённости по каждому аспекту :

Больше 2 – высокий уровень

Больше 1 – средняя степень удовлетворённости

Меньше 1 – низкая степень удовлетворённости

Для выбора приоритетных критериев успешности для нашего коллектива , предлагаем вам оценить основные критерии с помощью цифр :

0- незначимый критерий

1- менее значимый критерий

2- значимый критерий

3- наиболее значимый критерий

Анкета «Критерии успешности учителя» :

Баллы каждого участника группы :

1 группа   2 группа     3 группа   4 группа   Средний балл

Педагогическая деятельность:

1.Уровень обученности ЗУН.

2.Уровень сформированности ОУУН.

3.Инновационная работа.

4.Самообразование, исследовательская работа.

5.Образование, квалификация

6.Самоанализ, самодиагностика.

Психолого-педагогическое общение:

1.Интерес, мотивация.

2.Сознательное обучение.

3.Отношения «учитель – ученик».

4.Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя:

1. Эмоциональность

2. Выразительность речи.

3. Творческое начало личности.

4.Организаторские способности.

5. Чувство юмора.

6.Настойчивость, дисциплинированность.

После чего ведущий подводит итог и еще раз выделяет названные критерии успешности учителя.
                          Решение педсовета : Для осуществления возможности на профессиональной основе выстраивать   работу в школе определены приоритетные критерии успешности работы учителя  ( для нашего коллектива,  с учетом имеющихся условий ) :

  • Самообразование, исследовательская работа.
  • Образование, квалификация.
  • Интерес, мотивация.

          Сознательное обучение

Выявлены факторы, которые влияют на успешность работы учителя.Исходя из указанного необходимо:

1) самосовершенствоваться в работе, учитывая критерии успешности учителя ;

2) при взаимопосещении уроков , отслеживать психолого-педагогическое общение на уроке.

3) проводить работу по самообразованию . 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педагогического совета "Личность учителя. Критерии её успешности" »

8



Педагогический совет

«Личность учителя. Критерии её успешности.»


Цель : Определение понятия «личность педагога» и наиболее значимых критериев успешности его деятельности».


Задачи :

  1. На основе анализа психолого-методической литературы рассмотреть понятие «личность учителя» и труд учителя как трёхмерное взаимосвязанное пространство.

  2. Определить факторы , влияющие на успешность работы учителя.

  3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.


План проведения педсовета::

1. Вступительное слово: тема педсовета, план проведения, регламент.

2. Обоснование выбора темы.

3. Педагогические критерии успешности.

4. Психологические критерии успешности.

5. Профессионально-личностные критерии успешности.

6. Микроисследование факторов, влияющих на успешность учителя
(на основе анкетирования.)

7. Работа по творческим группам (определение приоритетных критериев в каждом направлении).

8. Отчет каждой группы о выполнении работы (отчет представляется на общем плакате).


Обоснование выбора темы

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.

Задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Результатами работы любого учителя являются:

  • знания, умения и навыки;

  • воспитанность;

  • здоровье и психическое состояние учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. Учителя не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно.

А чтобы избежать ошибок очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи  с    этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

Условно все критерии можно разделить на три группы:

  • педагогические;

  • психологические;

  • личностные.

Педагогические критерии успешности учителя (слайд)

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших учеников, который отслеживается достаточно часто в течение учебного года.

Второй критерийуровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Это:

  • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

  • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т.п.);

  • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).

Третий критерийсостояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерийобразование педагогов и nовышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый критерий способность к самоанализу.

Даёт возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерийинновационная деятельность.

Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя (слайд)

Успешность учения зависит от того смысла , который имеет для ребёнка , изучаемое им.

Первый критерий – интерес,  мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается.

Второй критерийсознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка.

Недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.


Порой существует формальное преподавание , при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.


Третий критерий взаимоотношения в системе «учитель ученик».

Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смысла и преследования определённых целей.

Четвертый критерийучет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности.

Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

  • как на уроке создана установка быть внимательным;

  • как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

  • как организована смена видов деятельности на уроке;

  • как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

  • как организована активность учащихся на уроке;

  • как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти:

одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения.

Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе.

Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:

  1. быстро запоминающие и медленно забывающие;

  2. быстро запоминающие и быстро забывающие;

  3. медленно запоминающие и медленно забывающие;

  4. медленно запоминающие и быстро забывающие.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Профессионально-личностные критерии успешности учителя (слайд)

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности.

На педагогическую деятельность учителя оказывают влияние следующие личностные качества учителя :

1. Эмоциональность

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость ;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих действиях,
– удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

3. Творческое начало личности

Если выполнять свою работу без творческого подхода, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни вне предметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

4. Организаторские способности

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход из ситуации .


6. Настойчивость, дисциплинированность

Два этих качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью понимается способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов на предмет значимости качеств личности хорошего , на их взгляд, учителя :

Результаты ( распределение по значимости) :

  1. Интересно, от души объясняет

  2. Знание предмета , эрудиция

  3. Добрый , справедливый

  4. Чуткость, внимание , такт по отношению к учащимся

  5. Добросовестное отношение к своим обязанностям

  6. С весёлым характером

  7. Принципиальный , требовательный к учащимся

  8. Требовательность к себе

  9. Не жалуется родителям



Задание творческим группам (одинаковое для всех групп)

 

Для определения удовлетворенности жизнедеятельностью школы проведём микроисследование в форме анкетирования.

Участникам педсовета раздаются анкеты для заполнения :

( вопросы анкеты на экране )

3-совершенно согласен

2- в общем согласен

1-трудно сказать

0- не согласен


Посчитайте в группах : сложите баллы по каждому аспекту удовлетворённости и разделите на количество ответов.

Ответы заносим в таблицу :

Аспекты удовлетворенности

Коэффициент
удовлетворенности

1. Организация труда

 

2. Возможность проявления и реализации профессиональных качеств педагога

 

3. Отношения с администрацией

 

4. Отношения с учащимися

 

5. Обеспечение деятельности учителя

 


Определяем коэффициент удовлетворённости по каждому аспекту :

Больше 2 – высокий уровень

Больше 1 – средняя степень удовлетворённости

Меньше 1 – низкая степень удовлетворённости


Для выбора приоритетных критериев успешности для нашего коллектива , предлагаем вам оценить основные критерии с помощью цифр :

0- незначимый критерий

1- менее значимый критерий

2- значимый критерий

3- наиболее значимый критерий


Анкета «Критерии успешности учителя» :


Баллы каждого участника группы :


1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Средний балл

Педагогическая деятельность:

1.Уровень обученности ЗУН.






2.Уровень сформированности ОУУН.






3.Инновационная работа.






4.Самообразование, исследовательская работа.






5.Образование, квалификация






6.Самоанализ, самодиагностика.






Психолого-педагогическое общение:

1.Интерес, мотивация.






2.Сознательное обучение.






3.Отношения «учитель – ученик».






4.Учет индивидуальных особенностей ученика.






Личность учителя:

1. Эмоциональность






2. Выразительность речи.






3. Творческое начало личности.






4.Организаторские способности.






5. Чувство юмора.






6.Настойчивость, дисциплинированность.








После чего ведущий подводит итог и еще раз выделяет названные критерии успешности учителя.


Решение педсовета :


Для осуществления возможности на профессиональной основе выстраивать работу в школе определены приоритетные критерии успешности работы учителя ( для нашего коллектива, с учетом имеющихся условий ) :

  • Самообразование, исследовательская работа.

  • Образование, квалификация.

  • Интерес, мотивация.

Сознательное обучение


Выявлены факторы, которые влияют на успешность работы учителя.


Исходя из указанного необходимо:

1) самосовершенствоваться в работе, учитывая критерии успешности учителя ;

2) при взаимопосещении уроков , отслеживать психолого-педагогическое общение на уроке.

3) проводить работу по самообразованию .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сценарий педагогического совета "Личность учителя. Критерии её успешности"

Автор: Сёмка Марина Николаевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165312

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства