«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет
«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет
Форма проведения: педсовет - деловая игра
Цель: Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Подготовка к педсовету:
1.Изучение и подбор материала к педсовету.
2. Тематический контроль "Состояние воспитательно-образовательной работы поразвитию речи детей в различных формах и видах детской деятельности".
3. Выставка дидактических игр и пособий по речевому развитию, методической литературе по теме.
4. Проведение смотра - конкурса «Лучший речевой центр».
5. Подготовка вопросов-ответов к деловой игре «Ромашка».
6. Подготовка презентации для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников».
7. Подготовка выступления «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
8. Семинар-практикум по теме «Выдумываю, сочиняю, речь развиваю».
9. Семинар-практикум по теме «Развиваем речь детей и взрослых».
10.Консультация по теме «Развитие словаря детей — важная сторона развития речи»
11. Подготовка материалов к «Аукциону методических находок».
Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета
2. Выступление «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
3. Информация по итогам тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы поразвитию речи детей в различных формах и видах детской деятельности".
4. Деловая игра для педагогов «Ромашка».
Ход педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Выступление «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДО.
Согласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения цель образовательной области «Коммуникация»: развитие у ребенка коммуникативных навыков, необходимых для воспитания полиязычной личности, способной общаться с окружающими людьми. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»: развитие речи; художественная литература; основы грамоты; казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных языков; драма. Образовательная область «Коммуникация» включает развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, творческой речевой деятельности; воспитание звуковой культуры речи; обогащение активного словаря; формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание; развитие государственного, русского, английского и других языков. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; внимания, интереса к слову, детской литературе. Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь ориентироваться на особенностисобеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: "Посмотри - послушай - повтори, что сказал взрослый!".
Хочется остановиться на роли вопросов для развития речи детей. Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.
Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.
Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Они наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов, часто "да", "нет". Например, " Ты хочешь есть?", "Кто это?" - Мальчик, "Что он делает?" - Играет.
Поисковые вопросы. Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? - Кот спит на диване.
Проблемные вопросы. Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.
Я уже отмечала, что речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению словарного запаса детей. Во время наблюдений эффективно использовать все виды вопросов.
На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребёнком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы: "Что сейчас делаешь?", "Что будешь делать потом?", "Что тебе необходимо для этого взять?", а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.
Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:
- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Сейчас предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нужного и полезного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Развитием старого багажа знаний мы сейчас и займемся. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи всё же пожелаю!
3. Информация по итогам тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей в различных формах и видах детской деятельности".
4. Деловая игра «Ромашка»
Цель и задачи: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
Предварительная работа: формирование четырех команд педагогов и изготовление каждой командой пособия, которое можно применять в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Ход игры:
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи» и записывает свое название на выставленных табличках.
Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»
Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нём. Методист зачитывает вопрос. Если команда ответила верно, то забирают лепесток себе.
Задание 2. «Разработка рекомендаций для родителей по формированию речи ребёнка»
Задание 3. «Банк инновационных находок»
Цель: Изучение современных образовательных технологий дляразвития связной речи дошкольников»
№1 Технология обучения детей составлению сравнений.
№3 Технология обучения детей составлению метафор.
№4 Методика работы с Картами Проппа – развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь. Работу с детьми можно начинать с младшего возраста.
№5 Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП»
(развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн.
№6 Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.
Просмотр содержимого документа
««Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет»
«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников»
Тематический педсовет
Форма проведения: педсовет - деловая игра
Цель: Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Подготовка к педсовету:
1.Изучение и подбор материала к педсовету.
2. Тематический контроль "Состояние воспитательно-образовательной работы поразвитию речи детей в различных формах и видах детской деятельности".
3. Выставка дидактических игр и пособий по речевому развитию, методической литературе по теме.
4. Проведение смотра - конкурса «Лучший речевой центр».
5. Подготовка вопросов-ответов к деловой игре «Ромашка».
6. Подготовка презентации для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников».
7. Подготовка выступления «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
8. Семинар-практикум по теме «Выдумываю, сочиняю, речь развиваю».
9. Семинар-практикум по теме «Развиваем речь детей и взрослых».
10.Консультация по теме «Развитие словаря детей — важная сторона развития речи»
11. Подготовка материалов к «Аукциону методических находок».
Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета
2. Выступление «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
3. Информация по итогам тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы поразвитию речи детей в различных формах и видах детской деятельности".
4. Деловая игра для педагогов «Ромашка».
Ход педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Выступление «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДО.
Согласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения цель образовательной области «Коммуникация»: развитие у ребенка коммуникативных навыков, необходимых для воспитания полиязычной личности, способной общаться с окружающими людьми. Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»: развитие речи; художественная литература; основы грамоты; казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных языков; драма. Образовательная область «Коммуникация» включает развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, творческой речевой деятельности; воспитание звуковой культуры речи; обогащение активного словаря; формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание; развитие государственного, русского, английского и других языков. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; внимания, интереса к слову, детской литературе. Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь ориентироваться на особенностисобеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: "Посмотри - послушай - повтори, что сказал взрослый!".
Хочется остановиться на роли вопросов для развития речи детей. Вопросы используют в любой совместной деятельности, во время режимных моментов, на прогулке, при рассматривании картин и т.д.
Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выделяют три вида вопросов.
Репродуктивные(констатирующие) вопросы. Они наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов, часто "да", "нет". Например, " Ты хочешь есть?", "Кто это?" - Мальчик, "Что он делает?" - Играет.
Поисковые вопросы. Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребёнку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? - Кот спит на диване.
Проблемные вопросы. Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т.д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.
Я уже отмечала, что речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению словарного запаса детей. Во время наблюдений эффективно использовать все виды вопросов.
На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребёнком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы: "Что сейчас делаешь?", "Что будешь делать потом?", "Что тебе необходимо для этого взять?", а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.
Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:
- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Сейчас предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нужного и полезного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Развитием старого багажа знаний мы сейчас и займемся. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи всё же пожелаю!
3. Информация по итогам тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей в различных формах и видах детской деятельности".
4. Деловая игра «Ромашка»
Цель и задачи: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.
Предварительная работа: формирование четырех команд педагогов и изготовление каждой командой пособия, которое можно применять в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Ход игры:
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи» и записывает свое название на выставленных табличках.
Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»
Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нём. Методист зачитывает вопрос. Если команда ответила верно, то забирают лепесток себе.
Что включает в себя содержание образовательной области «Коммуникация» согласно ГОСО?
Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»?
Назовите формы речи
Что такое диалог?
Какие умения развиваются в диалоге?
Что такое монолог?
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
Какую работу можно организовать по развитию речи детей во 2-й половине дня?
Ведущий прием обучения правильному произношению.
Каких три вида вопросов выделяют по характеру и степени сложности?
Назовите словесные методы и приемы развития речи.
Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.
Изложение прослушанного произведения.
Каковы задачи словарной работы?
Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи?
Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений.
Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера?
Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью?
Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками
Со скольки лет нужно учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже?
Со скольки лет нужно составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым?
Со скольки лет нужно образовывать названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы?
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт.
Изложение прослушанного произведения.
Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения.
Задание 2. «Разработка рекомендаций для родителей по формированию речи ребёнка»
Мы знаем, что нашими первыми помощниками в воспитании детей являются родители. Но родителям нужна профессиональная помощь воспитателей. Задание: каждой команде нужно разработать памятку с рекомендациями для родителей по формированию речи ребёнка. На выполнение задания 10 минут. Назовем мы памятку так: Факторы успешного речевого развития детей:
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
- Создавать условия для общения с другими детьми.
- Речь взрослого - пример для подражания.
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
- Совместные игры взрослого и ребёнка.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Задание 3. «Банк инновационных находок»
Цель: Изучение современных образовательных технологий дляразвития связной речи дошкольников»
№1 Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
«Модель составления сравнений»
Название объекта
Обозначение его признака
Определить значение этого признака
Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте
Например:
Цыпленок
По цвету (признак)
Желтый (значение этого признака)
Такой же желтый как солнце
Например:
Мяч
По форме (признак)
Круглый (значение этого признака)
Такой же круглый как арбуз
Задание для педагогов: составить модель сравнения по форме (слово «шар»), по цвету (слово «одуванчик»), по вкусу (слово «лимон»), по звуку (слово «миксер»).
№2 Технология обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Педагог показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваютсявсе мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой?
Что бывает таким же?
Блестящий
Монета
Шипящий
Вулкан
Круглый
Арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Получается загадка: "Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз". Для расширения словарного запаса далее детей можно попросить дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения. Например:
Какой?
Что бывает таким же?
Блестящий
Начищенная монета
Шипящий
Проснувшийся вулкан
Круглый
Спелый арбуз
Итоговая загадка: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". (самовар)
Например: составим загадку про зонтик
На что предмет похож?
Чем отличается?
На гриб
несъедобный
На волчок
не крутится
На колокольчик
укрывает от дождя
Формулируем саму загадку:
Как гриб, но несъедобный, Как волчок, но не крутится. Как колокольчик, но укрывает от дождя.
Можно составлять загадки, используя знания детей о свойствах объекта предмета и сравнении с другими предметами.
Например, загадка о коньках.
Коньки что делают?
Что является таким же или делает так же?
Блестят
звезды
Разрезают
ножи
Мчат
кони
Загадка:
Блестят, но не звезды, Разрезают, но не ножи, Мчат, но не кони.
Задание для педагогов:придумать загадку к слову «репейник», «медведь»
Объект какой?
Что такое же?
Колючий
Лохматый
Липучий
Еж, кактус
Собака, шуба, медведь
Смола, пластилин
Методические рекомендации по применению технологии обучению детей составлению загадок:
Используйте при сочинении загадок наглядные модели (таблицы)
В ходе обсуждения в левую часть таблицы вносите значения признака (их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть — объекты (допустимо схематическое изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Требуйте от детей более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения: блестящая — не просто монета, но новая (или начищенная).
Читать текст совместно и обязательно построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки “как” или “но не”. Повторяйте текст неоднократно.
Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.
Запомните, что сравнивать предметы можно по одному и тому же признаку: (по высоте, по длине, по толщине, величине, росту и т.д.)
Нельзя сравнивать разные признаки. Например: Лягушка зеленая, а крокодил большой. (Сравниваются разные свойства: цвет и размер), Помидор красный, а перец горький. (Сравниваются разные свойства: цвет и вкус)
№3 Технология обучения детей составлению метафор. Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одарёнными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребёнок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Приём создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.Целесообразно использовать алгоритм составления метафоры.
1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
№4 Методика работы с Картами Проппа – развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь. Работу с детьми можно начинать с младшего возраста.
№5 Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП»
(развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн.
Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.
Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико- грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
Правила составления синквейна: Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Задание для педагогов: Составить синквейн на тему собака: 1. Собака 2. Умная, маленькая 3. Кусает, ласкается, играет
4. Собака – друг человека
5. Животное №6 Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления; развитиялогического мышления (умения анализировать, систематизировать); развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией; развитие смекалки, тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Так же приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются
Воспитатели проводят презентацию дидактических игр и пособий по развитию речи детей. Решение педагогического совета. 1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей. 2. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности. 3. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия 4. Продолжать создавать в ДО условия для развития речи детей: • в каждой группе оформить уголок речевого развития • пополнить группы дидактическими играми по развитию речи • оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" • использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников. 5. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.
Срок – постоянно. Ответственные – все педагоги ДО.