Просмотр содержимого документа
«"Развитие торговли в средневековом городе".»
Открытый урок на тему: "Развитие торговли в средневековом городе".
Цели:
Образовательная: Сформировать у учащихся яркий, многогранный образ средневекового европейского города в период расцвета ремесла и торговли. Повторение и закрепление пройденного материала по теме «Ремесло в средневековом городе» в игровой форме.
Развивающая: Формировать умения самостоятельно извлекать знания из исторических источников, учебника и выделять существенные признаки исторического явления. Продолжить формирование навыка работы в группе. Развивать творческие способности.
Воспитательная: Вызвать у школьников уважение к трудолюбию средневековых ремесленников.
Оборудование:
Картины «Средневековый город», « Средневековая мастерская», «Средневековая ярмарка», карта.
Подготовительный этап:
прочитать параграф 5 «Ремесло в средневековом городе».
Объединить учащихся в 3 мастерские, « Сапожники, ювелиры, пекари», распределить следующие роли: мастер, подмастерья, ученики .
подготовить герб, флаг, устав своей мастерской.
Ход урока
Учитель: В правилах городского совета Парижа в 12 веке было предписано: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел бредущий по середине, мог ухватить мотая головой, по клоку травы с низких оград с каждой из сторон.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
Как этот факт характеризует средневековый город?
Кто был основателем городов?
Почему в городе было много луж, животных и стоял не приятный запах?
Как можно узнать, где появился город?
Из чего строили дома?
Какие здания были самыми большими и где казнили людей?
Чем был средневековый город?
К чему стремились города?
От кого зависели города?
Кто управлял городами?
Учитель: Средневековый город - это центр ремесла и торговки.Я иду по улицам средневекового города, улочки средневекового города узкие, пыльные, неудобные . Я вижу вывиску с изображением сапога, каравая и драгоценный камень. Что это означает? (Ребята отвечают.) Правильно такие названия носили улицы:
Да, здесь жили ремесленники, которые изготавливали обувь, украшения и выпекали булочные изделия. Вы - ремесленники. А как работает ремесленник? Мне очень хочется об этом узнать. И вы мне сейчас расскажете о том, чем же вы занимаетесь.
1. Улица пекарей - на этой улице живут ремесленики первой группы
Улица сапожников - на этой улице живут ремесленики второй группы
Улица ювелирная – на этой улице живут ремесленики третьей группы
Вопросы группам:
В каком помещении находится мастерская?
Есть ли в мастерской механизмы кроме рук человека?
Кто хозяин мастерской и почему?
Является ли хозяин мастерской работником?
4-5 минут даётся ребятам на подготовку рассказа. Каждый ряд выбирает представителя- мастера, который рассказывает о работе своей мастерской.
Совместно с учащимися делается вывод о том, что городское ремесленное хозяйство было
Мелким;
Ручным;
Мастер - собственник орудий труда и одновременно работник.
Ребята, из чего это следует? Почему мы делаем такие выводы? (Ребята отвечают.)
Мастера рассказали нам о работе своих мастерских. Но мастер трудился не один, у него были помощники. Это подмастерья и ученики.
Подмастерье – это работник уже изучивший ремесло. Он главный помощник мастера. За свой труд подмастерье получал зарплату, жил в доме мастера под его надзором, питался за одним столом с хозяином, обязан возвращаться домой в установленное время, не имел право брать заказы со стороны. Подмастерье мог уйти из мастерской, открыть своё дело, но для этого он должен был изготовитьШедевр - лучший образец изделия. Кроме того, он должен был накопить определённую сумму денег, но и это ещё не все - он должен был предоставить “Аттестат о добром поведении”, подтверждающий полное послушание мастеру.
Задание для подмастерьев «Изготовь шедевр»
Подмастерья получают пазл по профилю мастерской. Оценивается задание по скорости сборки, правильности, представлению шедевра. Оно должно быть великолепным, иначе мастер не отпустит вас. Подмастерья заняты работой. Они спешат, поскорее освободиться и сами стать мастерами.
А вот участь ученика незавидна. Долго ему ещё работать на мастера пока он не станет подмастерьем. До этого ещё ох как далеко, а пока нужно заключить с мастером договор. Ребята, вам досталась роль учеников в ваших мастерских.
1.Ваша задача составить (озвучить) договор о найме и заключить его с мастером.
2.Задание «Письмо домой». Написать письмо родителям о жизни в мастерской ученика. А) хорошая жизнь; б) тяжелая жизнь;
Подводя итог данного этапа урока, учащиеся отвечают на вопрос: Почему мастер назначал долгий срок обучения?
Вместе с учащимися делаем вывод и выделяем два момента:
в последние годы обучения ученик выполнял работу самостоятельно, и мастер пользовался его трудом бесплатно.
Ну что ж ученики заключили договор с мастером, подмастерья изготовили шедевры и вынесли их на суд своих мастеров. Мастера будьте добры, оцените их труд. Ребята - мастера выбирают лучший рисунок. Вам необходимо ответить на вопросы:
а) кто такие вечные подмастерья?
б) как они боролись за улучшение своих условий труда?
в) как цехи задерживали рост промышленного производства в городе?
г) так вы принимаете работу?( ответ нет)
Ремесленнику жилось непросто: покупателей мало, многие крестьяне изготавливают орудия труда и вещи сами, ремесленника часто притесняли и грабили сеньоры, им приходилось бороться с патрициями за участие в управлении городом. Поэтому, чтобы преодолеть все эти трудности мастера – ремесленники одной специальности, жившие в одном городе, объединялись в союзы - Цехи.
Вам необходимо ответить на вопросы:
а) что такое цехи?
б) кто возглавлял цехи и их роль?
в) что требовал устав цеха?
г) какую роль играли цехи в жизни города?
д) что такое разделение ремесла?
е) как цехи способствовали развитию ремесла?
Вывод: Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и вводить новые орудия труда, это мешало росту промышленного производства.
Работа с новым материалом.
Схема конспект:
Ремесленники производили все больше товара на продажу.
Развитие товарного хозяйства
Существует натуральное хозяйство
Торговля 2 способа
Сухопутный Морской
+ - + -
Защита от грабителей- ГИЛЬДИИ союзы купцов для защиты своих интересов.
Охрана в пути;
Взаимовыручка;
Борьба с конкурентами;
2 направления торговли
Северная Европа Ближний Восток, Индия
Через Северное и Балтийское моря. Средиземное, Черное моря
Центры Центры
ТОРГОВАЛИ ЗАКУПАЛИ
ГАНЗУ- торговый союз северогерманских городов
Оживленные места торговли в Европе- ЯРМАРКИ
Круглогодичные ярмарки графство ШАМПАНЬ (Франция).
МЕНЯЛЫ РАСТОВЩИКИ Банкиры
С развитием торговли и денежного дела в руках купцов и банкиров накапливались большие богатства.
Подведение итогов:
Выставление оценок (отметок) за работу на уроке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1:Каждая команда должна составить маршруты путешествия (выбрать страну, из которой повезет товары, и страну, в которую повезет товары) (пользуясь материалом учебника)
ЗАДАНИЕ №2:Каждая команда должна решить, какие товары она повезет.
ЗАДАНИЕ №3:Составить рассказ о трудностях и опасностях, с которыми сталкивались купцы во время путешествий (пользуясь материалом учебника)