kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возникновение средневековых городов в Европе

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            Урок истории в 6 классе.

                  Учитель лицея №12 г. Ишимбая, Республики Башкортостан

                                           Берестова Любовь Михайловна

                 Тема урока  «Возникновение средневековых городов в Европе».

   Цели и задачи  урока:

1.Образовательная:

 . определить причины возникновения городов в Западной Европе в XI в;

 . дать понятие о зарождении новой формы управления в городах – городском

  самоуправлении;

 . расширить знания учащихся о социальным составе городского общества

 . продолжить работу по развитию словарного запаса учащихся

2. Развивающая:

 . продолжить работу над формированием умения определять тему и  цель урока

 . выявлять причинно- следственные связи,

 . работать с учебником,   выполнять проблемные задания и делать выводы

 . работать в группах, делать устные сообщения

3. Воспитательная: работать над формированием эстетического вкуса учащихся,

   ценностных суждений

Формы организации познавательной деятельности:

 фронтальная, индивидуальная, групповая

Форма обучения: урок- презентация

Ход урока

I Организационный момент

Проверка готовности к уроку

II Подготовительный этап.     Мотивация.

«Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню, в которой жили его отец и дед. Наделом земли Жанн не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Путь его был к монастырю, который был расположен на берегу судоходной реки. Придя к монастырю, Жанн не узнал знакомого места: то тут то там точно гнезда ласточек лепились дома ремесленников. Поселок быстро рос. Но мирная жизнь была прервана – на поселок напали разбойники и разграбили дома ремесленников. Тогда было принято решение – укрепить поселок. Его окопали рвом, насыпали земляной вал, поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение - ГОРОД»

III  Целеполагание

? Определите главную мысль текста и подумайте  над какой темой нам предстоит работать

   на уроке

? что вы знаете из курса 5 класс о городе.

На экране идет запись: 1. один из признаков цивилизации

                                        2. центр ремесла и торговли

                                        3. центр культуры и образования

                                        4. находилось правительство

                                        5. является столицей государства

                                        6. жизнь горожан отличалась от жизни крестьян

                                        7. многие города были разрушены варварами

Записать тему урока и подумать над таким вопросом «Что еще  вам хотелось бы узнать по данной теме?».

Работа со слайдами 

 Перед вами знакомая карта- это Римская империя – Западная и Восточная.

                 А это территория, которую занимали германские племена к моменту

                 вторжения на территорию Западной Римской импери.  Вот такими, мужественными, смелыми,    настоящими воинами изобразил

                 Германцев современный художник.   В 476г варвары лавиной обрушились

                 на империю и ее столицу Древний Рим.

Перед взором варваров находился прекрасный город, расположенный на 7

                холмах, где самыми главными были 2 -  Капитолий и Палатин.

.Между Капитолием и Палатином   находился Форум -  центр  политической религиозной и торговой жизни города.  Здесь находилось здание Сената

    Огромная арка императора Константина  

   храм Юпитера Капитолийского

  Возможно,  особый восторг у завоевателей вызвала конная статуя

                  императора Марка Аврелия. Поэтому ее не тронули, и она сохранилась до

                  наших дней  Наверное все-таки вызвало удивление у варваров высокие римские мосты, и мощное  сооружение амфитеатра.

Это был мир, это были ценности Римской цивилизации и они были чужды варварам

льшая часть этих ценностей сгорела в огне, была разрушНа Капитолии варвары стали пасти коз, а на Форуме - ков. - Надолго замолкла торговля, исчезли ремесла

   На занятой территории полудикие пришельцы стали строить свои дома, возводить поселки.Жизнь переместилась в деревню, где основным занятием стало сельское

      Хозяйство проходит 6 столетий, и в Западной Европе вновь начинают возникать города

IV Изучение новой темы

Работа в группах

  1. «ИСТОРИКИ». Они должны ответить на самый главный вопрос: почему в Европе

        вновь возникают города.

  • Рабочий материал:
  • В XI в в Западной Европе сократились пространства, занятые лесами
  • В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы
  • Площади пахотных земель значительно расширились, двуполье сменялось трехпольем. Больше становилось орудий труда, сделанных из железа. Наряду с легким плугом применялся тяжелый колесный плуг, появилось много мельниц.
  • Для изготовления новых орудий труда нужны были знания и умения, особые навыки. Среди крестьян выделялись «умельцы» - знатоки того или иного ремесла. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей
  • «ЛИНГВИСТЫ» ваша задача объяснить происхождение названия городов

      ( стр 136 учебника).

               Рабочий материал:

 Объясните происхождение названия города:

  1. Франкфурт, Оксфорд
  2. Нюрнберг, Кёнигсберг
  3. Гамбург, Эдинбург
  4. Манчестер, Ланкастер
  5. Кембридж, Брюгге

3. «СОЦИОЛОГИ» - люди, которые работают с населением, изучают его. Ваша задача познакомить нас с городским обществом стр. 138 з 4

 проверка задания 1 группы, работа по схеме

 проверка задания 2 группы, работа с картой

Сообщение ученика «Борьба городов с феодалами»

Слайд  работа со схемой «Новая форма управления городом»

 проверка задания 3 группы.

Сообщение  ученика 

    Экскурсия по средневековому городу Кёльну.

1.Здравствуйте, уважаемые туристы и гости нашего древнего города Кёльна.

Я,  экскурсовод  Кёльнского бюро туризма, приглашаю вас совершить прогулку по Старому Кёльну. Старый Кёльн в основном сохранил облик средневекового города

. Уже издали мы видим каменные стены с башнями. На воротах сохранилась надпись «Городской воздух делает свободным».  И это не просто слова. Если сбежавший от хозяина крестьянин сумеет прожить 1 год и 1 день, то он становился свободным человеком

 Пройдем в город через эти ворота. Мы на средневековой улице. Посмотрите какая она узкая. По ней едва могут разъехаться 2 всадника.

 Дома вдоль улицы стоят близко один к другому. Все они 2-х, либо 3-х этажные

 Ой! Не подходите так близко к окнам. Через минуту в городе начнется «зловещий час».  Откроются  все окна и почтенные хозяйки будут выливать помои прямо на улицу.

Да не пугайтесь вы так! Я пошутила. На часах у нас сейчас XXI век, а не 12.

 А это самое главное место в городе. Это рыночная площадь. Здесь же находятся Ратуша и собор. В Ратуше заседал Городской совет, который возглавлял бургомистр.

 А это булочная. Чувствуете как вкусно пахнет хлебом. Отсюда хлеб доставляли в дома знатных дам.

 Жители древнего Кёльна гордились тем, что Кёльнский университет, был лучшим в Европе. И каждый житель понимал, что «ученье – свет, а не ученье- тьма».

. Мы оставляем Старый Кёльн и дальше наша экскурсия пойдет по современному городу

Рефлексия  - тест

Отметь, согласны или не согласны с данными утверждениями  (+  -):

1.Города в Европе возникают в 11в?

2. Главная причина возникновения городов –это отделение ремесла от сельского хозяйства?

3. «Нюрнберг» - означает город у моста?

4. «Мэр» и «бургомистр» - это слова одного значения?

5. Костяк города – это купцы и ремесленники?

Возвращение к слайду №1 подведение итогов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возникновение средневековых городов в Европе »

Германцы накануне вторжения

Германцы накануне вторжения

Западная Римская империя

Западная Римская империя

Последствия нашествия

Последствия нашествия

Надолго замолкла торговля, исчезли многие ремесла, целые города

Надолго замолкла торговля, исчезли многие ремесла, целые города

Жилище германцев

Жилище германцев

Основным занятием стало сельское хозяйство

Основным занятием стало сельское хозяйство

XI век - в Европе возникают города

XI век - в Европе возникают города

?  Центр культуры  и  образования Один из признаков цивилизации    ?    ? многие города ЗРИ были разрушены варварами  находится правительство   Город  Центр ремесла  и  торговли     ?   ?     является столицей государства

?

Центр культуры

и

образования

Один из признаков цивилизации

?

?

многие города ЗРИ были разрушены варварами

находится

правительство

Город

Центр ремесла

и

торговли

?

?

является столицей государства

Проблемные вопросы  Знаем Хотим узнать Город – центр ремесла и торговли Один из признаков цивилизации  Центр культуры  как жили и чем занимались Узнали  горожане античных городов 1.Почему и как именно в XI веке в Европе стали возникать города 2. Почему города получили то или иное название 3.Как и кем управлялись города 4.Чем отличались города от городов античности 5. Как выглядели города  значительная часть городов в Европе была разрушена варварами в V в  жизнь переместилась в деревню,  городов почти не существовало

Проблемные вопросы

Знаем

Хотим узнать

  • Город – центр ремесла и торговли
  • Один из признаков цивилизации
  • Центр культуры
  • как жили и чем занимались

Узнали

горожане античных городов

1.Почему и как именно в XI веке в Европе стали возникать города

2. Почему города получили то или иное название

3.Как и кем управлялись города

4.Чем отличались города от городов античности

5. Как выглядели города

  • значительная часть городов в Европе была разрушена варварами в V в
  • жизнь переместилась в деревню,

городов почти не существовало

Успехи в хозяйстве Росли урожаи, появились новые излишки продуктов сложные виды  ремесла    крестьяне могли нужны были особые поменять излишки знания и навыки на изделия ремесленников   ремесленник мог прокормиться трудно совмещать своим ремеслом занятия сельского  хозяйства и ремесла      Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей  Ремесло отделилось от сельского хозяйства

Успехи в хозяйстве

  • Росли урожаи, появились новые
  • излишки продуктов сложные виды
  • ремесла

  • крестьяне могли нужны были особые
  • поменять излишки знания и навыки
  • на изделия ремесленников
  • ремесленник мог прокормиться трудно совмещать
  • своим ремеслом занятия сельского
  • хозяйства и ремесла

Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей

Ремесло отделилось от сельского хозяйства

Город, что в имени твоем?  1.Франк фурт, Окс форд  . 2.Нюрн берг , Кёнигс берг . 3 Эдин бург .  4.Ман честер , Лан кастер ,

Город, что в имени твоем?

1.Франк фурт, Окс форд

. 2.Нюрн берг , Кёнигс берг

. 3 Эдин бург .

4.Ман честер , Лан кастер ,

В результате победы в городе устанавливалось самоуправление  Городской совет - магистрат (мэр, бургомистр)  казна города суд налоги охрана города «Городской воздух делает свободным!»

В результате победы в городе устанавливалось самоуправление

Городской совет - магистрат (мэр, бургомистр)

казна города суд налоги охрана города

«Городской воздух делает свободным!»

Городское общество

Городское общество

  • Полноправные граждане неполноправные
  • бюргерство (буржуа), городские ремесленники
  • патрициат
Город – это часть средневекового мира.

Город – это часть средневекового мира.

  • Богатые купцы ремесленники престижных
  • специальностей
  • Патрициат- городская знать.
  • Подражали феодалам : жили в замках, имели
  • гербы, охотились, устраивали турниры
Экскурсия по городу Кельну

Экскурсия по городу Кельну

Подведем итоги. ЗХУ Знаем Хотим узнать Город – центр ремесла и торговли Один из признаков цивилизации  Центр культуры  как жили и чем занимались Узнали  горожане античных городов 1.Почему и как именно в XI веке в Европе стали возникать города  2. Почему города получили то или иное название  3.Как и кем управлялись города  4.Чем отличались города от городов античности   5. Как выглядели города   значительная часть городов в Европе была разрушена варварами в V в  жизнь переместилась в деревню, 1.Отделение ремесла от сельского хозяйства Выделение особой группы людей 2.Названия городов связано с местом их возникновения Городское самоуправление;  «городской воздух делает человека свободным»  Экскурсия по городу     городов почти не существовало

Подведем итоги. ЗХУ

Знаем

Хотим узнать

  • Город – центр ремесла и торговли
  • Один из признаков цивилизации
  • Центр культуры
  • как жили и чем занимались

Узнали

горожане античных городов

1.Почему и как именно в XI веке в Европе стали возникать города

2. Почему города получили то или иное название

3.Как и кем управлялись города

4.Чем отличались города от городов античности

5. Как выглядели города

  • значительная часть городов в Европе была разрушена варварами в V в
  • жизнь переместилась в деревню,

1.Отделение ремесла от сельского хозяйства

Выделение особой группы людей

2.Названия городов связано с местом их возникновения

Городское самоуправление;

«городской воздух делает человека свободным»

Экскурсия по городу

городов почти не существовало

Проверим себя

Проверим себя

  • 1.Город – это укрепленное поселение?
  • 2. Города в Европе начинают возникать в XIII веке?
  • 3. Выделение особой группы людей – ремесленников- можно считать причиной
  • возникновения городов?
  • 4.Городское самоуправление – это результат победы городов над феодалами?
  • 5. чтобы стать свободным нужно прожить в городе 1 год?
  • 6.Нюрнберг – означает город на горе?
  • 7 Патрициат – это простые ремесленники?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возникновение средневековых городов в Европе

Автор: Берестова Любовь Михайловна

Дата: 31.05.2015

Номер свидетельства: 216666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок в 6 классе "Путешествие в средневековый город" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-v-6-klassie-putieshiestviie-v-sriednieviekovyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "137060"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417265013"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Формирование средневековых городов. торговля и ростовщичество."
    ["seo_title"] => string(73) "formirovaniie_sriednieviekovykh_ghorodov_torghovlia_i_rostovshchichiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "398055"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488770417"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "открытый урок по истрии в 6-ом классе по теме:" Средневековый город" "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-istrii-v-6-om-klassie-po-tiemie-sriednieviekovyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "187062"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426447272"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Итоговая работа по истории средних веков в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "itoghovaia-rabota-po-istorii-sriednikh-viekov-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156491"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421428487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства