Урок истории в 6 классе.
Учитель лицея №12 г. Ишимбая, Республики Башкортостан
Берестова Любовь Михайловна
Тема урока «Возникновение средневековых городов в Европе».
Цели и задачи урока:
1.Образовательная:
. определить причины возникновения городов в Западной Европе в XI в;
. дать понятие о зарождении новой формы управления в городах – городском
самоуправлении;
. расширить знания учащихся о социальным составе городского общества
. продолжить работу по развитию словарного запаса учащихся
2. Развивающая:
. продолжить работу над формированием умения определять тему и цель урока
. выявлять причинно- следственные связи,
. работать с учебником, выполнять проблемные задания и делать выводы
. работать в группах, делать устные сообщения
3. Воспитательная: работать над формированием эстетического вкуса учащихся,
ценностных суждений
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Форма обучения: урок- презентация
Ход урока
I Организационный момент
Проверка готовности к уроку
II Подготовительный этап. Мотивация.
«Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню, в которой жили его отец и дед. Наделом земли Жанн не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Путь его был к монастырю, который был расположен на берегу судоходной реки. Придя к монастырю, Жанн не узнал знакомого места: то тут то там точно гнезда ласточек лепились дома ремесленников. Поселок быстро рос. Но мирная жизнь была прервана – на поселок напали разбойники и разграбили дома ремесленников. Тогда было принято решение – укрепить поселок. Его окопали рвом, насыпали земляной вал, поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение - ГОРОД»
III Целеполагание
? Определите главную мысль текста и подумайте над какой темой нам предстоит работать
на уроке
? что вы знаете из курса 5 класс о городе.
На экране идет запись: 1. один из признаков цивилизации
2. центр ремесла и торговли
3. центр культуры и образования
4. находилось правительство
5. является столицей государства
6. жизнь горожан отличалась от жизни крестьян
7. многие города были разрушены варварами
Записать тему урока и подумать над таким вопросом «Что еще вам хотелось бы узнать по данной теме?».
Работа со слайдами
Перед вами знакомая карта- это Римская империя – Западная и Восточная.
А это территория, которую занимали германские племена к моменту
вторжения на территорию Западной Римской импери. Вот такими, мужественными, смелыми, настоящими воинами изобразил
Германцев современный художник. В 476г варвары лавиной обрушились
на империю и ее столицу Древний Рим.
Перед взором варваров находился прекрасный город, расположенный на 7
холмах, где самыми главными были 2 - Капитолий и Палатин.
.Между Капитолием и Палатином находился Форум - центр политической религиозной и торговой жизни города. Здесь находилось здание Сената
Огромная арка императора Константина
храм Юпитера Капитолийского
Возможно, особый восторг у завоевателей вызвала конная статуя
императора Марка Аврелия. Поэтому ее не тронули, и она сохранилась до
наших дней Наверное все-таки вызвало удивление у варваров высокие римские мосты, и мощное сооружение амфитеатра.
Это был мир, это были ценности Римской цивилизации и они были чужды варварам
льшая часть этих ценностей сгорела в огне, была разрушНа Капитолии варвары стали пасти коз, а на Форуме - ков. - Надолго замолкла торговля, исчезли ремесла
На занятой территории полудикие пришельцы стали строить свои дома, возводить поселки.Жизнь переместилась в деревню, где основным занятием стало сельское
Хозяйство проходит 6 столетий, и в Западной Европе вновь начинают возникать города
IV Изучение новой темы
Работа в группах
- «ИСТОРИКИ». Они должны ответить на самый главный вопрос: почему в Европе
вновь возникают города.
- Рабочий материал:
- В XI в в Западной Европе сократились пространства, занятые лесами
- В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы
- Площади пахотных земель значительно расширились, двуполье сменялось трехпольем. Больше становилось орудий труда, сделанных из железа. Наряду с легким плугом применялся тяжелый колесный плуг, появилось много мельниц.
- Для изготовления новых орудий труда нужны были знания и умения, особые навыки. Среди крестьян выделялись «умельцы» - знатоки того или иного ремесла. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей
- «ЛИНГВИСТЫ» ваша задача объяснить происхождение названия городов
( стр 136 учебника).
Рабочий материал:
Объясните происхождение названия города:
- Франкфурт, Оксфорд
- Нюрнберг, Кёнигсберг
- Гамбург, Эдинбург
- Манчестер, Ланкастер
- Кембридж, Брюгге
3. «СОЦИОЛОГИ» - люди, которые работают с населением, изучают его. Ваша задача познакомить нас с городским обществом стр. 138 з 4
проверка задания 1 группы, работа по схеме
проверка задания 2 группы, работа с картой
Сообщение ученика «Борьба городов с феодалами»
Слайд работа со схемой «Новая форма управления городом»
проверка задания 3 группы.
Сообщение ученика
Экскурсия по средневековому городу Кёльну.
1.Здравствуйте, уважаемые туристы и гости нашего древнего города Кёльна.
Я, экскурсовод Кёльнского бюро туризма, приглашаю вас совершить прогулку по Старому Кёльну. Старый Кёльн в основном сохранил облик средневекового города
. Уже издали мы видим каменные стены с башнями. На воротах сохранилась надпись «Городской воздух делает свободным». И это не просто слова. Если сбежавший от хозяина крестьянин сумеет прожить 1 год и 1 день, то он становился свободным человеком
Пройдем в город через эти ворота. Мы на средневековой улице. Посмотрите какая она узкая. По ней едва могут разъехаться 2 всадника.
Дома вдоль улицы стоят близко один к другому. Все они 2-х, либо 3-х этажные
Ой! Не подходите так близко к окнам. Через минуту в городе начнется «зловещий час». Откроются все окна и почтенные хозяйки будут выливать помои прямо на улицу.
Да не пугайтесь вы так! Я пошутила. На часах у нас сейчас XXI век, а не 12.
А это самое главное место в городе. Это рыночная площадь. Здесь же находятся Ратуша и собор. В Ратуше заседал Городской совет, который возглавлял бургомистр.
А это булочная. Чувствуете как вкусно пахнет хлебом. Отсюда хлеб доставляли в дома знатных дам.
Жители древнего Кёльна гордились тем, что Кёльнский университет, был лучшим в Европе. И каждый житель понимал, что «ученье – свет, а не ученье- тьма».
. Мы оставляем Старый Кёльн и дальше наша экскурсия пойдет по современному городу
Рефлексия - тест
Отметь, согласны или не согласны с данными утверждениями (+ -):
1.Города в Европе возникают в 11в?
2. Главная причина возникновения городов –это отделение ремесла от сельского хозяйства?
3. «Нюрнберг» - означает город у моста?
4. «Мэр» и «бургомистр» - это слова одного значения?
5. Костяк города – это купцы и ремесленники?
Возвращение к слайду №1 подведение итогов