kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.) Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по истории средневекового Казахстана.

7 класс

Подготовила: учитель истории КГУ «СШ имени Т. Аманова»

Мальцева Ольга Александровна

 

Тема урока: Средневековые города Казахстана

( X- начало XIII вв.) 7 класс

Цель урока: Изучить особенности развития городов Казахстана в период расцвета средневековья и развивать коммуникативные навыки решения поставленных задач.

Задачи урока:

  1. Образовательная: Углубить знания учащихся о городской культуре средневекового Казахстана, показать особенности развития городов в период расцвета средневековья и изменения в градостроительстве.
  2. Развивающая: Развивать умения и навыки коммуникативного характера, способствовать повышению самооценки своей деятельности через педагогическую поддержку, уметь рассуждать и делать выводы по новому материалу.
  3. Воспитательная: Продолжить формирование интереса к предмету, воспитывать любовь к родной стране, бережное отношение к памятникам истории и культуры.


^ Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный с использованием презентации, фронтальный опрос, работа по карте, показ фрагмента из электронного учебника о городе Туркестан, беседа, рассказ учащихся о городах, составление синквейна.

Оборудование: 

1.интерактивная доска, слайд – презентации по теме урока.

2. фрагмент электронного учебника о городе Туркестан.

3.дополнительная литература по теме урока.

Литература:

1.Т. Садыков, С. Жолдасбаев. История средневекового Казахстана. Учебник. Алматы.2012г.

2. К. Байпаков. Великий Шелковый путь. Алматы.2007

3. К. Байпаков. Древние города Казахстана. ( детская энциклопедия). «Аруна», 2005 г.

4.Таразу- 2000 лет. Книга – альбом. Тараз, 2002

5. Мультимедийная презентация « Отрар», Алматы, 2008

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос Домашнего задания (5 минут)

Викторина по теме прошлого урока «Великий шёлковый путь». (слайд 1)

Вопросы:

  1. В какой стране берёт начало Великий шёлковый путь?
  2. Почему его называли шёлковым?
  3. Почему он называется великим?
  4. Какая протяжённость ВШП?
  5. В какое время существовал ВШП?
  6. Какое государство существовало на территории Казахстана в период расцвета ВШП?
  7. Через какую территорию Казахстана проходил ВШП?
  8. Чем торговали на ВШП?
  9. По какой причине перестал существовать ВШП?
  10. Какое значение имел ВШП для развития Казахстана?
  1. Изучение новой темы. (30 минут)

План изучения новой темы:

  1. Структура города.
  2. Градостроительство средневековья.
  3. Жилые помещения.
  4. Туркестан.
  5. Тараз.
  6. Сыгнак.
  7. Сауран
  8. Отрар.
  9. Роль средневековых городов.

Вступительное слово учителя (слайд 2)

Дорогие ребята! Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали темы по средневековому  Казахстану, говорили о тюрках, о первых государствах, о великом шёлковом пути, а сегодня мы с вами вместе изучим в каких городах и поселениях проходила жизнь средневековых людей.

          По сведениям археологов первые города появились уже в 6-10 веках на территории Казахстана. Города возникали из маленьких поселений путём постепенного роста их территории и численности населения.

В основном города раннего средневековья Казахстана возникали на юге Казахстана, в районе Туркестана, вдоль рек Сырдарья, Чу, Талас. (слайд 3,4)

          О том, как выглядят сейчас современные города, вы знаете, бывали в городах Казахстана. Многие города мира утопают в небоскрёбах. (слайд 5)

А попробуйте представить, как выглядел город средневековья?

(ответы учащихся)

Конечно до нашего времени остались от средневековых городов только стены, руины, а иногда и просто сведения из легенд, приданий и других устных и письменных источников о том как они выглядели. (слайд 6)

1. Для начала давайте познакомимся со структурой средневекового города. Каждый средневековый город состоял из 3-х частей, которые были отделены друг от друга стенами.

(слайд 7,8).

Цитадель – центральная часть города (здесь располагался дворец правителя города и здания органов администрации и управления)

Шахристан – средняя часть города (здесь проживали: служители двора, богатые и знатные люди, купцы, землевладельцы).

Рабад – окраина города (здесь жили и трудились ремесленники, мелкие торговцы, скотоводы, земледельцы, бедняки).

Чаще всего весь город окружал широкий ров, перебраться через который можно было только через ворота. Ров был заполнен водой, чтобы не нападали враги, а если и нападут, то жителям города легче было сражаться с завоевателями.

          2. Каждым городом владел один правитель. Он был заинтересован в строительстве города.

Градостроительство средневековья:

  1. Возведение высоких крепостных стен внутри и снаружи города. (слайд 9)
  2. Возведение башен по окружности города для охраны города. (слайд 10)
  3. Строительство мечетей и мавзолеев (например мавзолей Айша-Биби, Бабаджи –Хатун и др.) (слайд 11)
  4. Строительство общественных бань, которые состояли из нескольких помещений с отопляемыми полами.
  5. Проведение в 10-11 вв. водопроводов (вода поступала самотёком в каждый дом из горной речки).
  6. Торговые площади. (слайд 12)
  7. Ремесленные мастерские (слайд 13)
  8. Проведение канализаций.

3. Крепостные стены, дворцы и обычные жилища строились из глиняных кирпичей и реже из каменных плит. Обычные дома делились на 2 части: жилую и хозяйственную.

Коржын – дома 11-12 веков, состояли из 3-х комнат, которые построены в ряд. Середина жилища являлась коридором и из неё 2 входа в разные комнаты - хозяйственную и жилую.

Суфы – глиняные помосты для отдыха, расположенные вдоль стен. В зажиточных домах под суфами и полами устраивали дымоходы от печи для обогрева.(слайд 14)

Тандыр – глиняная печь для обогрева дома и выпечки лепёшек. Возле был дымоход с помощью которого обогревалось жилище.(слайд 15)

Кувшин-холодильник – большой глиняный сосуд, по горло вкопанный в холодную землю, прекрасно хранил просоленное мясо, молоко и др. продукты

Ташнау – санитарно-очистительное устройство, предназначенное для слива грязной воды. (слайд 16)

Важно отметить, что средневековые города были весьма благоустроены.

  1. Самыми крупными средневековыми городами в Казахстане являлись: Туркестан, Сыгнак, Сауран, Сайрам, Отрар, Тараз.

Одним из самых крупных и знаменитых городов являлся город – Туркестан (Яссы), который был основан в середине 1 тыс. нашей эры. (слайд 15) В 16-18 веках был столицей Казахского ханства.

В городе были погребены известные в истории люди Абулхаир хан, Жолбарыс хан, Есим хан, Аблай хан и др. В Туркестане на могиле великого учёного, философа, религиозного деятеля, поэта был воздвигнут мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, в будущем это было место паломничества мусульман. (слайд 17-18)

 

Просмотр фрагмента из электронного учебника под названием «Туркестан – город Казахского ханства».

  1. Одним из крупным городов Казахстана был и город – Тараз. (слайд 19)

 О городе нам расскажет Редер Юлия (выступление ученицы у доски)

6. О следующем городе под названием – Сыгнак нам расскажет Исаев Иван (слайд 20)

7. О развитие города – Сауран расскажет Шахов Илья (слайд 21)

8. И конечно нельзя не рассказать сегодня об Отраре, который был ещё издавно известен на востоке. В 6-8 веках он был столицей государства на среднем течение Сырдарьи. Во время Казахского ханства Отрар был крупным политическим, торговым и культурным центром. Отрар пережил в своей истории несколько губительных событий. Пять месяцев жители города героически обороняли город от монгольских завоевателей, но из-за предательства город всё-таки был взят врагами в 1220 году. Произошла «Отрарская катастрофа». Тема не менее жизнь в городе не угасла и в дальнейшем, он снова был выстроен. (слайд 22)

9. Роль средневековых городов:

1) развитие торговли

2) административная роль

3) ремесленные центры

4) развитие оседлости

5) архитектурное строительство

6) центры культурных и духовных достижений.(слайд 23)

4. Закрепление.  Составление синквейна с новыми словами на выбор: (слайд 24) 5 минут.

Тараз, Отрар, ташнау, тандыр, Туркестан, суфа, коржын, цитадель, шахристан, рабад и др.

5.Вывод учащихся. Учащиеся выбирают для себя любую фразу, которые записаны на доске и по очереди делают вывод по тому, что узнали на уроке. (слайд 25) – 3 минуты

 

 

Фразы:

1. Сегодня я узнал …

2. Мне было интересно …

3. Меня удивило …

4. Было трудно …

5. Материал урока для меня …

6. я оцениваю свою работу на …

  1. Вывод учителя. - 1 минута

Высказывание Карла Байпакова:

«Древние города Казахстана… Скупые строчки старинных рукописей сохранили имена немногих из них на своих потемневших страницах. Названия некоторых городов можно найти лишь в народных легендах и преданиях. Большинство из них остаются безымянными, и лишь заросшие бурьяном и кустарником руины напоминают о прежней жизни десятков поколений людей, которые  трудились, созидали, строили дворцы и храмы, слагали прекрасные стихи, любили и умирали». (слайд 26)

  1. Оценивание учащихся. (1 минута)
  2. Домашнее задание: параграф 16 (пересказ) – (слайд 27)

 

Просмотр содержимого документа
«Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.) Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)»

Методическая разработка урока по истории средневекового Казахстана.

7 класс

Подготовила: учитель истории КГУ «СШ имени Т. Аманова»

Мальцева Ольга Александровна


Тема урока: Средневековые города Казахстана

( X- начало XIII вв.) 7 класс

Цель урока: Изучить особенности развития городов Казахстана в период расцвета средневековья и развивать коммуникативные навыки решения поставленных задач.

Задачи урока:

  1. Образовательная: Углубить знания учащихся о городской культуре средневекового Казахстана, показать особенности развития городов в период расцвета средневековья и изменения в градостроительстве.

  2. Развивающая: Развивать умения и навыки коммуникативного характера, способствовать повышению самооценки своей деятельности через педагогическую поддержку, уметь рассуждать и делать выводы по новому материалу.

  3. Воспитательная: Продолжить формирование интереса к предмету, воспитывать любовь к родной стране, бережное отношение к памятникам истории и культуры.


^ Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный с использованием презентации, фронтальный опрос, работа по карте, показ фрагмента из электронного учебника о городе Туркестан, беседа, рассказ учащихся о городах, составление синквейна.

Оборудование: 

1.интерактивная доска, слайд – презентации по теме урока.

2. фрагмент электронного учебника о городе Туркестан.

3.дополнительная литература по теме урока.

Литература:

1.Т. Садыков, С. Жолдасбаев. История средневекового Казахстана. Учебник. Алматы.2012г..

2. К. Байпаков. Великий Шелковый путь. Алматы.2007

3. К. Байпаков. Древние города Казахстана. ( детская энциклопедия). «Аруна», 2005 г.

4.Таразу- 2000 лет. Книга – альбом. Тараз, 2002

5. Мультимедийная презентация « Отрар», Алматы, 2008

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос Домашнего задания (5 минут)

Викторина по теме прошлого урока «Великий шёлковый путь». (слайд 1)

Вопросы:

  1. В какой стране берёт начало Великий шёлковый путь?

  2. Почему его называли шёлковым?

  3. Почему он называется великим?

  4. Какая протяжённость ВШП?

  5. В какое время существовал ВШП?

  6. Какое государство существовало на территории Казахстана в период расцвета ВШП?

  7. Через какую территорию Казахстана проходил ВШП?

  8. Чем торговали на ВШП?

  9. По какой причине перестал существовать ВШП?

  10. Какое значение имел ВШП для развития Казахстана?

  1. Изучение новой темы. (30 минут)

План изучения новой темы:

    1. Структура города.

    2. Градостроительство средневековья.

    3. Жилые помещения.

    4. Туркестан.

    5. Тараз.

    6. Сыгнак.

    7. Сауран

    8. Отрар.

    9. Роль средневековых городов.

Вступительное слово учителя (слайд 2)

Дорогие ребята! Уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали темы по средневековому Казахстану, говорили о тюрках, о первых государствах, о великом шёлковом пути, а сегодня мы с вами вместе изучим в каких городах и поселениях проходила жизнь средневековых людей.

По сведениям археологов первые города появились уже в 6-10 веках на территории Казахстана. Города возникали из маленьких поселений путём постепенного роста их территории и численности населения.

В основном города раннего средневековья Казахстана возникали на юге Казахстана, в районе Туркестана, вдоль рек Сырдарья, Чу, Талас. (слайд 3,4)

О том, как выглядят сейчас современные города, вы знаете, бывали в городах Казахстана. Многие города мира утопают в небоскрёбах. (слайд 5)

А попробуйте представить, как выглядел город средневековья?

(ответы учащихся)

Конечно до нашего времени остались от средневековых городов только стены, руины, а иногда и просто сведения из легенд, приданий и других устных и письменных источников о том как они выглядели. (слайд 6)

1. Для начала давайте познакомимся со структурой средневекового города. Каждый средневековый город состоял из 3-х частей, которые были отделены друг от друга стенами.

(слайд 7,8).

Цитадель – центральная часть города (здесь располагался дворец правителя города и здания органов администрации и управления)

Шахристан – средняя часть города (здесь проживали: служители двора, богатые и знатные люди, купцы, землевладельцы).

Рабад – окраина города (здесь жили и трудились ремесленники, мелкие торговцы, скотоводы, земледельцы, бедняки).

Чаще всего весь город окружал широкий ров, перебраться через который можно было только через ворота. Ров был заполнен водой, чтобы не нападали враги, а если и нападут, то жителям города легче было сражаться с завоевателями.

2. Каждым городом владел один правитель. Он был заинтересован в строительстве города.

Градостроительство средневековья:

    1. Возведение высоких крепостных стен внутри и снаружи города. (слайд 9)

    2. Возведение башен по окружности города для охраны города. (слайд 10)

    3. Строительство мечетей и мавзолеев (например мавзолей Айша-Биби, Бабаджи –Хатун и др.) (слайд 11)

    4. Строительство общественных бань, которые состояли из нескольких помещений с отопляемыми полами.

    5. Проведение в 10-11 вв. водопроводов (вода поступала самотёком в каждый дом из горной речки).

    6. Торговые площади. (слайд 12)

    7. Ремесленные мастерские (слайд 13)

    8. Проведение канализаций.

3. Крепостные стены, дворцы и обычные жилища строились из глиняных кирпичей и реже из каменных плит. Обычные дома делились на 2 части: жилую и хозяйственную.

Коржын – дома 11-12 веков, состояли из 3-х комнат, которые построены в ряд. Середина жилища являлась коридором и из неё 2 входа в разные комнаты - хозяйственную и жилую.

Суфы – глиняные помосты для отдыха, расположенные вдоль стен. В зажиточных домах под суфами и полами устраивали дымоходы от печи для обогрева.(слайд 14)

Тандыр – глиняная печь для обогрева дома и выпечки лепёшек. Возле был дымоход с помощью которого обогревалось жилище.(слайд 15)

Кувшин-холодильник – большой глиняный сосуд, по горло вкопанный в холодную землю, прекрасно хранил просоленное мясо, молоко и др. продукты

Ташнау – санитарно-очистительное устройство, предназначенное для слива грязной воды. (слайд 16)

Важно отметить, что средневековые города были весьма благоустроены.

  1. Самыми крупными средневековыми городами в Казахстане являлись: Туркестан, Сыгнак, Сауран, Сайрам, Отрар, Тараз.

Одним из самых крупных и знаменитых городов являлся город – Туркестан (Яссы), который был основан в середине 1 тыс. нашей эры. (слайд 15) В 16-18 веках был столицей Казахского ханства.

В городе были погребены известные в истории люди Абулхаир хан, Жолбарыс хан, Есим хан, Аблай хан и др. В Туркестане на могиле великого учёного, философа, религиозного деятеля, поэта был воздвигнут мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, в будущем это было место паломничества мусульман. (слайд 17-18)


Просмотр фрагмента из электронного учебника под названием «Туркестан – город Казахского ханства».

  1. Одним из крупным городов Казахстана был и город – Тараз. (слайд 19)

О городе нам расскажет Редер Юлия (выступление ученицы у доски)

6. О следующем городе под названием – Сыгнак нам расскажет Исаев Иван (слайд 20)

7. О развитие города – Сауран расскажет Шахов Илья (слайд 21)

8. И конечно нельзя не рассказать сегодня об Отраре, который был ещё издавно известен на востоке. В 6-8 веках он был столицей государства на среднем течение Сырдарьи. Во время Казахского ханства Отрар был крупным политическим, торговым и культурным центром. Отрар пережил в своей истории несколько губительных событий. Пять месяцев жители города героически обороняли город от монгольских завоевателей, но из-за предательства город всё-таки был взят врагами в 1220 году. Произошла «Отрарская катастрофа». Тема не менее жизнь в городе не угасла и в дальнейшем, он снова был выстроен. (слайд 22)

9. Роль средневековых городов:

1) развитие торговли

2) административная роль

3) ремесленные центры

4) развитие оседлости

5) архитектурное строительство

6) центры культурных и духовных достижений.(слайд 23)

4. Закрепление. Составление синквейна с новыми словами на выбор: (слайд 24) 5 минут.

Тараз, Отрар, ташнау, тандыр, Туркестан, суфа, коржын, цитадель, шахристан, рабад и др.

5.Вывод учащихся. Учащиеся выбирают для себя любую фразу, которые записаны на доске и по очереди делают вывод по тому, что узнали на уроке. (слайд 25) – 3 минуты



Фразы:

1. Сегодня я узнал …

2. Мне было интересно …

3. Меня удивило …

4. Было трудно …

5. Материал урока для меня …

6. я оцениваю свою работу на …

  1. Вывод учителя. - 1 минута

Высказывание Карла Байпакова:

«Древние города Казахстана… Скупые строчки старинных рукописей сохранили имена немногих из них на своих потемневших страницах. Названия некоторых городов можно найти лишь в народных легендах и преданиях. Большинство из них остаются безымянными, и лишь заросшие бурьяном и кустарником руины напоминают о прежней жизни десятков поколений людей, которые трудились, созидали, строили дворцы и храмы, слагали прекрасные стихи, любили и умирали». (слайд 26)

  1. Оценивание учащихся. (1 минута)

  2. Домашнее задание: параграф 16 (пересказ) – (слайд 27)













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Мальцева Ольга Александровна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок-консультация по истории Казахстана. Подготовка к ЕНТ."
    ["seo_title"] => string(61) "urok-konsul-tatsiia-po-istorii-kazakhstana-podghotovka-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "286374"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454333771"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""История казахской письменности""
    ["seo_title"] => string(31) "istoriia_kazakhskoi_pismennosti"
    ["file_id"] => string(6) "496799"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548226315"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства