Урок в 6 классе "Путешествие в средневековый город"
Урок в 6 классе "Путешествие в средневековый город"
К уроку имеется технологическая карта
Программное содержание: Город как центр ремесленной и торговой деятельности. Борьба городов с сеньорами. Итоги коммунального движения. Организация городского самоуправления. Цехи и цеховое ремесло. Городская торговля и торговые гильдии. Городское общество. Социальная структура города. Патрициат. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний и (или) способов действий.
Форма урока: урок-путешествие
Цель: в ходе работы с разными источниками информации способствовать формированию у учащихся целостного представления о средневековом городе.
Задачи:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Совершенствовать связную речь учащихся
Формировать способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и исторические явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности
Решение информационных задач: поиск и сопоставление небольшого связного высказывания на заданную тему.
Учить разным способам и приёмам фиксирования информации, полученной в ходе слушания.
Совершенствовать навыки просмотрового и выборочного чтения.
Учить обобщать и правильно формулировать ответы
Учить оценивать свою работу на уроке, определять свой личный вклад в деятельность исследовательских групп.
Основные понятия: Коммуна, городской совет, Мэр, Бургомистр, Ратуша, Цехи, Гильдии, ярмарка, мистерии
Оборудование урока: Учебник: Бойцов, Шукуров. История Средних веков. 6 класс. М.: «Русское слово», 2005; раздаточный материал: схема города, стих Г. Сакса «О городах»; карта (учащимся – атлас) «Развитие ремесла и торговли, науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.).
Домашнее задание параграф 16, рассказ об одном из средневековых городов
Структура урока
1.Организационный блок
2. Мотивационный блок
3. Информационный блок
4. Аналитический блок
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок
Предполагаемые результаты
1. учащиеся знают понятия (см. выше), даты (10 век – появление первых цехов; 11 – 12 вв. – первые купеческие гильдии, 12 в. – первые ярмарки)
2. учащиеся называют (понимают)
- причины возникновения средневековых городов
- положительные и отрицательные стороны цеховой организации
3. учащиеся умеют
- находить информацию для решения задач в разных источниках
- фиксировать информацию разными способами
- строить связный ответ, привлекая данные разных источников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе "Путешествие в средневековый город" »
Тема: «Путешествие в средневековый город» (6 класс)
Программное содержание: Город как центр ремесленной и торговой деятельности. Борьба городов с сеньорами. Итоги коммунального движения. Организация городского самоуправления. Цехи и цеховое ремесло. Городская торговля и торговые гильдии. Городское общество. Социальная структура города. Патрициат. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Тип урока: Урок изучения и первичного применения новых знаний и (или) способов действий.
Форма урока: урок-путешествие
Цель: в ходе работы с разными источниками информации способствовать формированию у учащихся целостного представления о средневековом городе.
Задачи:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Совершенствовать связную речь учащихся
Формировать способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и исторические явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности
Решение информационных задач: поиск и сопоставление небольшого связного высказывания на заданную тему.
Учить разным способам и приёмам фиксирования информации, полученной в ходе слушания.
Совершенствовать навыки просмотрового и выборочного чтения.
Учить обобщать и правильно формулировать ответы
Учить оценивать свою работу на уроке, определять свой личный вклад в деятельность исследовательских групп.
Основные понятия: Коммуна, городской совет, Мэр, Бургомистр, Ратуша, Цехи, Гильдии, ярмарка, мистерии
Оборудование урока: Учебник: Бойцов, Шукуров. История Средних веков. 6 класс. М.: «Русское слово», 2005; раздаточный материал: схема города, стих Г. Сакса «О городах»; карта (учащимся – атлас) «Развитие ремесла и торговли, науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.).
Домашнее задание параграф 16, рассказ об одном из средневековых городов
Структура урока
1.Организационный блок
2. Мотивационный блок
3. Информационный блок
4. Аналитический блок
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок
Предполагаемые результаты
1. учащиеся знают понятия (см. выше), даты (10 век – появление первых цехов; 11 – 12 вв. – первые купеческие гильдии, 12 в. – первые ярмарки)
2. учащиеся называют (понимают)
- причины возникновения средневековых городов
- положительные и отрицательные стороны цеховой организации
3. учащиеся умеют
- находить информацию для решения задач в разных источниках
- фиксировать информацию разными способами
- строить связный ответ, привлекая данные разных источников.
Вводное слово учителя
Учитель отмечает, что стержнем урока являются отрывки из стихотворения Ганса Сакса «Похвальное слово городу Нюрнбергy», и предлагает совершить путешествие в средневековый город вместе с автором стихотворения. Ганс Сакс (1494-1576) - немецкий городской поэт эпохи Гуманизма и Реформации, один из влиятельных и почетных членов Нюрнбергской корпорации поэтов-мейстерзингеров, мастер коротких забавных и сатирических рассказов - шванков, сюжеты которых подсказывала повседневная городская жизнь.
Стр. 152
1. Мы начинаем наше путешествие из Москвы. И сначала надо определить возможные маршруты до Нюрнберга.
Задания для учащихся:
1. По карте определите два возможных маршрута проезда от Москвы
до Нюрнберга. Через какие города они проходят? Какой из них быстрее,
безопаснее?
2. В европейских языках многие названия городов имеют одинаковые части: «бург» (нем.) - крепость, «честер» (от лат.) - лагерь, «фурт» (нем.) - брод, «бридж» (англ.) - мост. Найдите на карте города с такими окончаниями. Объясните, как они возникли. Предположите, как возник город Нюрнберг.
2. Добравшись до Нюрнберга, мы вместе с Гансом Саксом начинаем «осмотр города». (Необходимо использовать иллюстрацию городских стен из любого иллюстрированного издания по средневековью)
слово учителя
Городские укрепления представляли собой сложную систему сооружений. Зубчатые стены воздвигали на холме или над рекой таким образом, чтобы они продолжали препятствия, созданные самой природой. Стены укрепляли многочисленными (иногда больше сотни) башнями... Узкий проход, ограниченный стенами и обязательно извилистый, вел к воротам, которые имели свои особые башни. Через ров... был перекинут подъемный мост, охраняемый городской стражей.
Крепостные стены - предмет неустанных забот горожан, на поддержание их в порядке и укрепление прежде всего взимался городской налог. Они были жизненно необходимы городу... городу постоянно угрожала опасность то со стороны воинственных норманнов, то соседа феодала, а то и просто шаек грабителей.
Стены – не только защита, но и символ независимости города. Право на их возведение добывалось в долгой и жестокой борьбе с феодалом, сеньором города, на землях которого город сложился.
Это право даровалось вместе с привилегией горожанам вершить свой суд, собирать в свою пользу таможенные и рыночные пошлины. И одним из тягчайших наказаний, которым только могли быть подвергнуты непокорные горожане, являлось разрушение стен их города.
КОММУНА. ПРИВИЛЕГИИ, СОВЕТ, ВОЙСКО, КАЗНА
Вопросы и задания для учащихся:
1. Отметьте на рисунке и впишите в соответствующий прямоугольник
первый символ городской независимости (стены).
2. Почему жители отдавали последние деньги на содержание городских стен?
Вопросы и задания для учащихся:
1. Определите на основе текста, из чего строились дома в средневековых городах. (Из дерева, раз речь идет о пожарах.)
2. Дом тянулся вверх и состоял из нескольких этажей. Как вы думаете, почему?
слово учителя
Городской дом обносился забором или были узкие, закрывавшиеся ставнями...
Высокие (10-12 м) и прочные столбы составляли основу здания; вертикальные, горизонтальные и наклонные брусья образовывали каркас его стен. Промежутки между ними заполнялись глиной, соломой, позднее - кирпичом. Двускатная крыша - соломенная или тесовая (черепичная появляется уже в позднее средневековье) - еще больше подчеркивала вертикальную ориентацию городского жилища. Комнаты и комнатушки лепились друг к другу в беспорядке, этажи образовывали выступы - эркеры или «фонари», нависавшие над улицей.
Нижний этаж такого дома занимал мало места, над ним нависал большим выступом второй верхний этаж, площадь которого была по размерам больше. Над вторым этажом громоздился таким же выступом третий этаж.
Лишь постепенно, где-то с XIV в., в городах распространяется каменное строительство. Сперва появились каменные церкви, затем - дома знатных лиц и общественные здания; потом - усадьбы таких ремесленников, которые использовали печи и горны: пекарей, кузнецов, аптекарей. Но в целом каменные дома горожан были редкостью.
Пожары - бич средневекового города.
Стремление избежать их сыграло, в известном смысле, свою роль в распространении каменной застройки в городах. Так, в Любеке после двух больших пожаров в середине XIII в. городским советом в 1276 г. было принято постановление, чтобы впредь дома сооружались из камня. Но так как вблизи города не было залежей естественного камня, то глухой стеной. Окна его заменил обожженный кирпич. Строить дома из кирпича и глины рекомендовал и городской совет Нюрнберга в своих постановлениях 1329-1335 гг.
Следующее, на что необходимо обратить внимание в средневековом городе, это улицы.
В данном случае автор явно приукрашивает действительность. В средневековом городе отсутствовала привычная нашему глазу четкая планировка, которую знал римский город: в нем нет ни широких площадей с общественными сооружениями, ни широких вымощенных улиц с портиками по обеим сторонам... В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек, которые от нависающих вразнобой эркеров казались еще уже. Расположенные по обе стороны жилые дома почти вплотную сходились верхними этажами, соприкасались нависшими кровлями и затеняли почти всю улицу, оставляя на ней лишь узкий просвет неба. Жители противоположных домов, раскрыв окна верхних этажей, могли обмениваться рукопожатиями. .
Ширина улицы, как правило, не превышала 7 -8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже - не более двух метров и даже шириной один метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.
Пешеходы, животные, повозки - основной элемент уличного движения. По улицам средневекового города часто гнали стада. Однако инструкции городских властей о правилах возведения домов и поддержания опрятного вида улиц появляются уже с XII в. С конца XIII в. во Флоренции, Сиене, Пизе была учреждена «служба для поддержания красоты». Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно положенного числа балконов на главном строении, т.е. выходящем фасадом на улицу, оконных арок и их ширины, обязательных украшений, в том числе и цветами.
Содержание улиц в порядке и чистоте составляло постоянную заботу городских властей. Мусор и нечистоты большей частью сбрасывали в реки или в близлежащие рвы. Служба мусорных повозок возникает очень поздно: в Париже в XIV в., в Аугсбурге лишь в ХУ в. Очистка улиц проводилась нерегулярно - раз в одну или даже в две недели.
Первые сведения о городских мостовых исходят из Парижа XII в.: каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. К XIV в. улицы важнейших французских городов имели мостовые. Но так дело обстояло далеко не во всех городах Европы. В богатом. Аугсбурге мостовых не было почти до 15 в., так же как ,и тротуаров: лишь в некоторых местах улиц были сделаны настилы для пepexoда., а вдоль домов насыпи. В конце ХУ в. жители города Рейтлингена уговаривали императора Фридриха 111 не приезжать к ним, НО он не послушался и едва не погиб в грязи вместе с лошадью.
Нередко горожане прибегали к ходулям, без которых нельзя было пробраться по грязной улице. Когда Франкфурт, например, готовился к ярмарке, оттуда несколько недель вывозились нечистоты, а улицы выстилались соломой. Современник писал о городе Гота: «Приходится ходить на ходулях и в деревянных башмаках. Почти все члены думы ходят в думу в деревянных башмаках, и когда сидят в зале совета, деревянные башмаки стоят за дверью. Глядя на них, можно отлично сосчитать, сколько человек явилось на заседание.
Вопросы и задания для учащихся:
1. Почему средневековые города не имели прямых улиц и четкого плана застройки?
2. Почему улицы были такие узкие, а дома имели 5-6 этажей (это много по тем временам) и еще множество выступов, нависавщих над улицей?
3.В средние века такие болезни, как чума, холера были типично городскими заболеваниями и распространялись в городах очень быстро. Почему так происходило? Можно ли было в условиях средневековья предотвратить распространение этих заболеваний?
Посмотрим, какие еще достоинства были у города Нюрнберга.
Вопросы и задания для учащихся:
1. Исходя из описания, как вы считаете, Нюрнберг был богатым городом? Обоснуйте свой ответ.
2. Определите, не ранее какого времени могла быть написана поэма? Наличие какого технического изобретения об этом говорит?
3. Почему часы в средние века стали появляться в первую очередь именно в городах? Для чего они были нужны?
слово учителя
Одна из важнейших принадлежностей города - рынок.
Город с самого начала тесно связан с рынком, рыночная привилегия - одна из первых, которую отвоевывают будущие горожане у феодала. И не случайно, что рыночная площадь занимает центральное место в городской планировке. Вблизи нее располагались собор и ратуша. На рыночной площади проходили собрания горожан. Здесь вершились суд и казни.
Кроме центральной рыночной площади, которая называлась Рынок, или Главный (Старый) рынок, имелись и другие, обязанные своим появлением разнообразным хозяйственным потребностям горожан: хлебный (ржаной) - здесь торговали зерном; соляной, мясной, телячий.
Рынки были еженедельные - для обмена между жителями города и торговли с крестьянами округи - и годовые - ярмарки. Они проводились на Рождество или на Пасху, были приурочены ко дню местного святого, покровителя города, и привлекали купцов из далеких мест.
Вопросы и задания для учащихся:
1. Отметьте на рисунке и впишите в соответствующий прямоугольник
следующий символ городской независимости (рынок).
2. Изучите карту «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы
(XI-XIVBB.)» И найдите близлежащие к Нюрнбергу ярмарки. Проходили ли ярмарки в самом Нюрнберге?
слово учителя
Далее в центре города мы обязательно увидим главный собор (показать иллюстрацию одного из готических соборов).
слово учителя
Размеры большинства западноевропейских средневековых- городов были невелики. Такие города, как Флоренция, Милан, Венеция, Генуя, Париж, имевшие в конце XIII - начале XIV в. более50 тыс. жителей, считались гигантами. Подавляющее большинство городов насчитывало не более 2 тыс. жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы.
Городское население состояло из разнородных элементов: из купцов, первоначально живших в обособленных поселениях; из ремесленников свободных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные административные обязанности.
Не каждый житель города был бюргером. Чтобы стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее - хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.
Вне бюргерства стояли бедняки и жившие подаянием нищие. К не бюргерам относились и лица, находившиеся в услужении у бюргеров, а также подмастерья, приказчики, лица, состоявшие на городской службе, и поденщики. Бедность была преходящим состоянием, которое стремились преодолеть, а нищенство являлось профессией.
Вопросы и задания для учащихся:
1. Сравните численность населения средневековых городов с современными. Какие города сейчас считаются большими, а какие считались большими в средние века? Сосчитайте, сколько крупных средневековых городов (с населением около 50 тыс. человек) включает в себя современная Москва (или другой крупный город).
2. Выясните, как изменилась территория и население одного из европейских городов от средневековья до наших дней.
3. Перечислите основные слои городского населения. Представители каких слоев могли быть полноправными бюргерами?
Слово учителя
Городской ремесленник, в отличие от крестьянина, был прежде всего профессионалом своего дела - кузнецом, бочаром, ткачом, суконщиком. Приобретение профессии требовало долгих лет обучения, и ремесленник, прежде чем стать самостоятельным, должен был пройти обучение у опытного мастера. Срок его, в зависимости от сложности профессии, мог продолжаться от трех (например, как у шелкоткачих) до восьми (как у ювелиров) или даже более лет.
После окончания обучения требовалось еще проработать года три - четыре подмастерьем и лишь после этого приступать к самостоятельному делу. Городской ремесленник был мастером своего дела и художником одновременно - так велико было его мастерство. Между тем инструмент средневекового мастера был несложным, а мастерская, в которой он работал сам со своими немногочисленными помощниками... так мала, что вполне умещалась в пределах нижнего этажа дома, в котором жил сам владелец. Ремесленный мастер работал в одиночку. Он изготовлял в своей мастерской изделие от начала и до конца.
Слово учителя
Один из символов городской независимости - ратуша, здание городского совета (магистрата). Возведение ее, как и крепостных стен, всегда возвещало о победоносном исходе многолетней борьбы горожан против своего сеньора. Здание ратуши - гордость Города, свидетельство богатства и могущества горожан. Построенное из камня или кирпича готическое здание ратуши имело обычно в нижнем этаже склад или арсенал. Над ним располагался парадный зал и ряд меньших помещений для заседаний. Стены, потолки, оконные проемы парадной залы украшались живописью на античные и библейские сюжеты, изображающие справедливое правосудие, а также сцены Страшного суда. Они должны были напоминать членам совета об их долге «судить справедливо и во имя Божие». На дверях и скамьях вырезались нравоучительные изречения. «Те, которые правят городом, - было написано при входе в зал заседаний совета города Эммериха, - должны соблюдать присягу, не допускать нарушения свободы, общественных денег не расточать».
Ратуша включала в себя башню, где хранились городские хартии (грамоты о привилегиях, отвоеванных горожанами), печать и казна, размещал ась городская тюрьма и висел набатный колокол.
Вопросы и задания для учащихся:
1. Отметьте на рисунке и впишите в соответствующий прямоугольник
третий символ городской независимости (ратуша).
2. Что означают слова «мэр города?» Как можно было стать мэром
Проверить готовность к уроку. Определение темы с помощью проблемных заданий. Вызвать у учащихся интерес к теме урока.
Ориентация в материале учебника.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Совершенствовать навыки чтения графиков
Учить устанавливать причинно-следственные связи между фактами.
Обращает внимание на запись на доске «город». Предлагает в течение 10 секунд подобрать ассоциации к словосочетанию.
Записывает высказанные учениками ассоциации.
-Какова тема урока?
Работа ведётся фронтально
- Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю совершить воображаемую экскурсию в прошлое. Экскурсия – это познавательное путешествие.
- Что мы хотим узнать в ходе экскурсии, с кем и с чем познакомиться?
Учитель предлагает учащимся за 2 мин., отыскать и обсудить ответ на вопросы:
- Почему в начале средних веков городов было мало?
По истечении указанного времени проводится подведение обсуждения.
Учащиеся называют свои ассоциации.
Заслушиваются свободные высказывания учащихся (по их желанию)
Обсуждают результаты в парах и прочитывают познавательные вопросы-задачи
В течение 2 мин. рассматривают график на стр. 148 и обсуждают ответы на вопросы, сформулированные учителем.
Средние века – это время появления больших и малых городов.
- Каков он, город Средневековья? Такова тема этого урока
Понятийный аппарат урока.
-В чём самобытные черты средневекового города?
-Чем средневековый город не похож на современный?
-Каковы традиции средневекового города?
Какие из них вызывают наше уважение?
-Как развивались европейские города средневековья?
В начале эпохи Средневековья городов в Европе было немного (связано с разорением городов варварами). Возрождение старых и рост новых начинается в XI веке.
Соверши воображаемое путешествие
Стр. 152
1. Мы начинаем наше путешествие из Москвы. И сначала надо определить возможные маршруты до Нюрнберга.
В европейских языках многие названия городов имеют одинаковые части: «бург» (нем.) - крепость, «честер» (от лат.) - лагерь, «фурт» (нем.) - брод, «бридж» (англ.) - мост. Найдите на карте города с такими окончаниями. Объясните, как они возникли. Предположите, как возник город Нюрнберг.
По карте определяют два возможных маршрута проезда от Москвы
до Нюрнберга. Через какие города они проходят? Какой из них быстрее,
Формировать организационные умения и навыки учащихся
Формировать способности учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и исторические явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Совершенствовать связную речь учащихся
Учитель предлагает учащимся за 5 мин. составить рассказ
Есть такая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а потому приглашаю вас вместе со мной совершить экскурсию в один из городов.
Собираясь в далёкое путешествие, каждый из нас ставит перед собой какие-то цели, формулирует для себя вопросы, на которые хочет получить ответ в ходе экскурсии. Мне хотелось бы узнать следующее:
-Как выглядел средневековый город, Чем средневековый город не похож на современный?
В течение 5 мин. Ребята в парах читают текст, рассматривают рисунки в учебнике, представляют результат выполненного задания, заполняют схему
Учащиеся, направляемые вопросами, ищут ответы, высказывают свои предположения, подтверждая их конкретными фактами, полученными в ходе просмотра источников
По ходу просмотра учащиеся подчёркивают необходимые места в текстах, выписывают понятия и незнакомые слова
Вывод 2.
Каждый город – это общественный организм, живущий по своим правилам, имеющий свой неповторимый облик и свои традиции.
-В чём самобытные черты средневекового города? Социальная структура средневекового города; основные занятия горожан; разница в образе жизни верхушки общества и основной массы горожан. Достопримечательности
Занимаемая площадь; количество населения; планировка улиц;