Мотивация | История человечества насчитывает тысячи лет. Посмотрите на слайд. Что здесь изображено? (на слайде семь чудес света) Когда они были созданы? Кто является создателем этих сооружений? Что стало с этими людьми? На протяжении истории человечества люди создали огромное количество великолепных памятников. Конечно, не все они сохранились до наших дней. Но сохранилась благодарная память потомков об этих людях, несмотря на то, что мы порой не знаем даже имён великих творцов. И вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. Это единственное из творений древности дошло до наших дней. Эпитетом к нашему уроку я взяла древнюю арабскую пословицу. «Все на свете боится времени, и только время боится пирамид». ( в конце урока мы постараемся объяснить эту пословицу) Тема урока. Искусство Древнего Египта. | Семь чудес света. | | |
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Демонстрация иллюстраций с изображением пирамид. – Какое впечатление на вас произвели эти сооружения? – Как вы думаете, легко ли было строить пирамиды? - Для кого возводили египтяне эти грандиозные сооружения? 1. Почему египтяне тратили так много сил ради одного фараона? 2. Как египтяне смогли создать такие грандиозные сооружения, не имея машин, техники? | | | |
Версии | Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Фиксирует версии на доске ключевыми словами: 1) заставляли; 2) боялись; 3) любили. | Предполагаемые версии: египтян заставляли работать на строительстве пирамид; люди боялись своего фараона и вынуждены были подчиняться ему; египтяне любили фараона, потому что считали его главным в государстве. 2 | | |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Египтяне верили, что для существования в царстве мёртвых человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего - делали мумии. Мумию клали в гроб – саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. А саркофаг помещали в гробницу. Рассказ учителя о пирамиде Джосера и Хеопса Первым фараоном, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был Джосер. По форме пирамида Джосера напоминала арабские скамейки-мастабы,поставленные одна на другую постепенно уменьшавшиеся кверху (высота около 60 м. ).Предание связывает строительство шестиступенчатой пирамиды с именем гениального зодчего, мудреца, врачевателя и математика Имхотепа, . Имхотеп задумал построить гробницу фараона в виде восходящей к небу монументальной лестницы. Зачем фараону лестница на небо? (древние египтяне верили, что после смерти душа не умирает, а уходит на небо к звездам) В конструкции пирамиды Джосера отражены основные принципы создания подобных сооружений: * гигантский масштаб * обобщенная геометрическая форма * использование камня как строительного материала Дополнительная информация (Имхотеп впервые стал использовать для строительства камень:гранит, известняк, песчаник, порфир; Имхотеп построил гробницу для фараона Джоссера в виде пирамиды, которая имела шестиступенчатую форму высотой 62 метра, что равно двум девятиэтажным домам) Просмотр фрагмента фильма Величественные пирамиды в г. Гизе охраняло скульптурное сооружение - Большой Сфинкс –(слайд № 5) каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы. (Длина – 57 м, высота –20 м) Лицо сфинкса напоминало фараона Хефрена. Каменный великан вселял такой страх, что его называли “отцом ужаса”. Сфинкс должен был охранять покой усопших фараонов от грабителей. \Но уже в древности гробницы подвергались разграблению. Вот почему правителей Египта начали хоронить в высеченных в толще скал гробницах, вдали от посторонних глаз. Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. Рассказ учителя о гробнице фараона Тутанхамона. | Изучающее, поисковое, ознакомительное чтение, работа с картой | Планирование своей деятельности | Умение работать в группе, слушать и слышать партнёра. |
Применение нового знания. | Какими достижениями культуры древних египтян современные люди пользуются до сих пор? Дайте разные объяснения поговорке «Все боятся времени, но время боится пирамид». Изготовление моделей пирамид и сфинкса. | умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме | | Работа в группах, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе). подтверждать их фактами |