kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Египет-государство на берегах Нила".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории Древнего мира.5 класс

      учителя истории

Тема урока: «Египет - государство на берегах Нила».

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Методы работы:

коллективная, групповая

Задачи:

Личностные:

формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные:

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Образовательная среда урока:

  • Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Просвещение, 2013;
  • карта Древний Восток;
  • раздаточный материал для работы в группах;
  • рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 1. Г.И. Годер.        

Ход урока:

I.      Организационный этап.

Приветствие.

II.  Постановка цели и задач урока.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД.

Действия учителя:

На доске учитель располагает  геометрическую фигуру - пирамиду.



 

1. Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?

2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?

(Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.)

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид - Египет. Тема записывается на доске и в тетради учеников.

III.Актуализация знаний.

Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …

В результате совместных действий на доске записывается план урока.

1.Географическое положение Египта.

2.Природно - климатические особенности  Египта.

3.Объединение государства.

Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться  при рассмотрении материала?

Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана

Что нам поможет в преодолении этих затруднений? (текст параграфа, алгоритмы работы для групп, атлас, раздаточный материал).

IV.    Первичное усвоение новых знаний.

Распределение на группы.

Итак, 1 группа работает над вопросом - «Географическое положение Египта», 2 группа работает над вопросом - «Природно – климатические особенности  Египта» и 3 группа работает над вопросом - «Объединение государства».

Участники групп получают раздаточный материал для организации своей работы.

1 группа  «Географическое положение Египта»

№ п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

1

Открой учебник на странице 32-33. Внимательно прочитайте материал на с.32 и пункт 1 на с.33.

2

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

3

Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней те области и географические понятия, о которых идёт речь в тексте учебника.

4

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.

« Государства, существовавшие в IV тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.на территории Северо- Восточной Африки, Передней и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными.»

« Египет простирается, в основном,  с севера на юг… С запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Части страны, обращённые к востоку, защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми  безднами». Четвёртая сторона вся омывается Египетским (Средиземным)  морем, почти не имеющим пристани» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.

2 группа «Природно - климатические особенности  Египта»

№ п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения

1

Открой учебник на странице 33-34. Внимательно прочитайте материал  пункта 2.

2

Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.

3

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при заполнении таблицы.

«Вступив в Египет, Нил имеет ширину…и течёт не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы…ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

4

На основании изученного материала заполните таблицу.

Благоприятные условия для развития сельского хозяйства

Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства.

3 группа  «Объединение государства»

№ п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения

1

Открой учебник на странице 34-35. Внимательно прочитайте материал  пункта 3.

2

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

3

Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.

4

Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней столицу  и крупные города Египетского государства.

Физминутка.

V. Первичная проверка понимания.

Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися.

 

VI.            Первичное закрепление.

Попробуйте чётко, одним - двумя словами обосновать ответ на вопрос «Что такое государство?»

Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура. На основе изученного материала обобщить выводы и вывести понятие «Цивилизация», «Государство».

Цивилизация - это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа учащихся с использованием рабочей тетради. Стр. 19-20, Задания № 22 и № 23 (по выбору).

 

VII.        Информация о домашнем задании.

( Варианты)

1 уровень: параграф 6, вопросы 1-4

2 уровень: задание в рабочей тетради № 25 и 26.

3 уровень: подготовить презентацию о пирамидах и фараонах.

VIII.     Рефлексия.

Для того, чтобы выяснить, как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы:

1.Какое государство описывает в своих  воспоминаниях Диодор Сицилийский?( Египет)

2.Где расположено государство Египет? (Северо-Восточная Африка)

3.Каким морем омывается северная часть страны?           (Средиземное)

4.Какой рельеф имеет страна? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)

5. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)

Составьте цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока.

Итак… Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.

IX.Саморефлексия.

Оценивание работы своей группы и класса.

X.Оценки.

Все группы работали отлично, всем спасибо, до свидания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Египет-государство на берегах Нила". »



Конспект урока по истории Древнего мира.5 класс

учителя истории



Тема урока: «Египет - государство на берегах Нила».


Тип урока:

урок открытия новых знаний

Методы работы:

коллективная, групповая


Задачи:

Личностные:

формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные:

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

Образовательная среда урока:

  • Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Просвещение, 2013;

  • карта Древний Восток;

  • раздаточный материал для работы в группах;

  • рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 1. Г.И. Годер.



Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие.

  1. Постановка цели и задач урока.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД.

Действия учителя:

На доске учитель располагает геометрическую фигуру - пирамиду.






1. Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?

2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?

(Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.)



Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид - Египет. Тема записывается на доске и в тетради учеников.


  1. Актуализация знаний.

Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …


В результате совместных действий на доске записывается план урока.

1.Географическое положение Египта.

2.Природно - климатические особенности Египта.

3.Объединение государства.


Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала?

Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана

Что нам поможет в преодолении этих затруднений? (текст параграфа, алгоритмы работы для групп, атлас, раздаточный материал).


IV. Первичное усвоение новых знаний.

Распределение на группы.

Итак, 1 группа работает над вопросом - «Географическое положение Египта», 2 группа работает над вопросом - «Природно – климатические особенности Египта» и 3 группа работает над вопросом - «Объединение государства».

Участники групп получают раздаточный материал для организации своей работы.



1 группа «Географическое положение Египта»


п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения.

1

Открой учебник на странице 32-33. Внимательно прочитайте материал на с.32 и пункт 1 на с.33.



2

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.



3

Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней те области и географические понятия, о которых идёт речь в тексте учебника.



4

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.

« Государства, существовавшие в IV тыс. до н.э. – первой половине I тыс. н.на территории Северо- Восточной Африки, Передней и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными.»

« Египет простирается, в основном, с севера на юг… С запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Части страны, обращённые к востоку, защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами». Четвёртая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.






2 группа «Природно - климатические особенности Египта»


п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения

1

Открой учебник на странице 33-34. Внимательно прочитайте материал пункта 2 .



2

Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.



3

Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при заполнении таблицы.

«Вступив в Египет, Нил имеет ширину…и течёт не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы…ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека



4

На основании изученного материала заполните таблицу.

Благоприятные условия для развития сельского хозяйства

Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства.














3 группа «Объединение государства»


п/п

План действий, способов достижения поставленной задачи.

Результат мини-задачи.

Вопросы и затруднения

1

Открой учебник на странице 34-35. Внимательно прочитайте материал пункта 3 .



2

Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.



3

Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.



4

Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.




Физминутка.


V. Первичная проверка понимания.

Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися.


  1. Первичное закрепление.

Попробуйте чётко, одним - двумя словами обосновать ответ на вопрос «Что такое государство?»

Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура. На основе изученного материала обобщить выводы и вывести понятие «Цивилизация», «Государство».

Цивилизация - это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа учащихся с использованием рабочей тетради. Стр. 19-20, Задания № 22 и № 23 (по выбору).


  1. Информация о домашнем задании.

( Варианты)

1 уровень: параграф 6, вопросы 1-4

2 уровень: задание в рабочей тетради № 25 и 26.

3 уровень: подготовить презентацию о пирамидах и фараонах.


  1. Рефлексия.

Для того, чтобы выяснить, как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы:

1.Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?( Египет)

2.Где расположено государство Египет? (Северо-Восточная Африка)

3.Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземное)

4.Какой рельеф имеет страна? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)

5. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)


Составьте цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока.


Итак… Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?


Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.


  1. Саморефлексия.

Оценивание работы своей группы и класса.


  1. Оценки.

Все группы работали отлично, всем спасибо, до свидания!











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Косых Марина Викторовна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства