Конспект урока по истории древнего мира "Культура Древнего Египта" 5 класс.
Конспект урока по истории древнего мира "Культура Древнего Египта" 5 класс.
Конспект урока по истории по теме: «Культура Древнего Египта» 5 класс.
Цель урока: познакомить особенности развития культуры Древнего Египта
Задачи:
Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой (архитектурой, скульптурой, литературой, медициной)
Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры
Планируемые результаты:
Предметные: знание определения понятия «культура», описание памятников древнеегипетской культуры, выделение существенных признаков древнеегипетской живописи и скульптуры; знание религиозных верований и мифов древних египтян; приведение доказательств научных знаний высокого уровня в Древнем Египте.
Метапредметные:
познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры.; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассника, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории древнего мира "Культура Древнего Египта" 5 класс. »
Тема урока: «Культура Древнего Египта»
Цель урока: познакомить особенности развития культуры Древнего Египта
Задачи:
Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой (архитектурой, скульптурой, литературой, медициной)
Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры
Планируемые результаты:
Предметные: знание определения понятия «культура», описание памятников древнеегипетской культуры, выделение существенных признаков древнеегипетской живописи и скульптуры; знание религиозных верований и мифов древних египтян; приведение доказательств научных знаний высокого уровня в Древнем Египте.
Метапредметные:
познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры.; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассника, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прежде чем мы перейдем к новой теме, проверим знания, которые вы получили на предыдущем уроке.
2. Повторение и опрос
Устные развернутые ответы учащихся с опорой на иллюстрации слайдов
Расскажите о вооружении египетских воинов
Расскажите о завоеваниях фараона Тутмоса Третьего по карте. В какие страны совершал фараон свои военные походы? Каковы были цели этих походов?
Расскажите о фараоне Эхнатоне . Почему автор учебника называет его «фараоном-мятежником»?
Решение творческих задач:
«По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада быков, коней, везут награбленное золото. Но главная добыча – пленники. Почему они считались главной добычей на войне?»
Ожидаемый ответ: «пленники становились рабами. Они работали, хозяин богател за счет этого, а им самим он не платил»
Из летописи Тутмоса Третьего, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах ученые прочитали : « были захвачены их лошади, золотые и серебряные колесницы Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало свое достояние..» Какой характер носили войны в Древнего Египта с другими странами? (слайд 7)
Ожидаемый ответ: «Войны были грабительскими и несправедливыми. Многих людей убивали или делали рабами, а их богатства присваивали себе»
3. Переход к изучению новой темы
Учитель: Итак, Египет славился своими воинами. Фараоны были очень жестокими и на войне не щадили своих врагов. Но не только благодаря военным успехам древние египтяне остались в истории. О чем мы сегодня будем говорить?
Определение темы урока:
Зад:
Скульптура, рельеф, роспись на стене гробницы, папирус, религиозные верования, научные знания – подберите слово, объединяющее эти понятия. (культура)
Учитель:
Тема нашего урока: «Культура Древнего Египта». Вы уже знаете, что цивилизация Египта была одной из наиболее развитых в Древнем мире. Мы уже изучали жизнь древних египтян, завоевания фараонов, сегодня мы поговорим о выдающейся культуре этого древнего государства. Обратите внимание на задачи, стоящие перед вами на нашем уроке :
Познакомиться с культурой Древнего Египта (архитектурой, скульптурой, литературой, медициной)
Продолжаем учиться:
грамотно отвечать устно
самостоятельно работать с текстом учебника
сравнивать исторические явления
4. Изучение новой темы.
Учитель: Обратите внимание на план, согласно которому мы изучим культуру древних египтян :
План изучения новой темы
скульптура и живопись Древнего Египта
боги Древнего Египта
научные знания египтян
Рассказ учителя с элементами беседы с использованием дополнительных материалов о скульптуре и живописи Древнего Египта с опорой на иллюстрации презентации.
Учитель: во втором тысячелетии до н. э. (можно задать вопрос классу: «сколько тысяч лет назад?» ожидаемый ответ: 4 тысячи) египтяне перестали строить пирамиды. Теперь фараонов и вельмож хранили в гробницах , которые вырубали в скалах. Художники создавали на стенных гробниц красочные росписи и верили, что изображения эти оживут и умерший будет вечно наслаждаться видами Египта .
А рядом с саркофагом ставили статую умершего – если мумия испортится, душа будет жить в статуе. (объясните слова: саркофаг, мумия) Скульптуры и рисунки очень точно передавали особенности внешности людей . Самая известная статуя – Большой сфинкс, который высечен из целой скалы с 84 уч, его длина – 57 метров, а высота – 20.
Работа с уч-ко и вопросами к п 1 с 85. Найдите в тексте и дайте ответы на вопросы. Обсуждение.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Зад: прочитайте раздел параграфа о богах египтян п 2, 3 (с. 85-88) и Заполните таблицу«Боги Древнего Египта»
Боги
Какие силы природы и занятия они отражали?
1.
2.
3.
4.
Результатом работа должна стать заполненная таблица «Боги Древнего Египта». Проверка.
Раб с презентацией – показ богов.
Вопросы к пунктам с 86, 88.
Вопрос: Как вы думаете, в области каких наук египтяне накопили наибольшие знания ? Как это можно объяснить?
Развитие наук в Древнем Египте.
Учитель: египтяне добились больших спехов в математике, астрономии, медицине
Математика.
Вопрос учащимся: где в Древнем Египте применялись математические знания? Ожидаемый ответ: она была нужна для строительства пирамид, каналов, домов, храмов.
Знали все 4 действия
Умели измерять площадь
Точно вычисляли количество строительного материала (даже по наклонной плоскости)
- Для чего египтянам нужны были знания по математике? ( Учитель обобщает ответы уч-ся)
Для хозяйственной деятельности, для постройки жилищ, храмов, пирамид египтяне должны были знать и математику, и письмо, и многие науки.
Астрономия.
В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их предсказывать. Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив Нила. Египтяне знали четыре действия (сложение, вычитание, умножение, деление).
Вопрос учащимся: как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?
Определяли точное время разлива Нила по звёздам
-Когда разливался Нил?
Создали солнечный календарь и водяные часы
Вели наблюдения за планетами Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий
Наблюдали за звездой Сириус
Год делили на 3 сезона по 4 месяца (360 дней, в конце каждого года 5 священных дней отдыха
Сутки делили на 24 часа
Ориентировались по странам света
Подумайте, какую неточность допустили египтяне в определении длины года (1 раз в 4 года – 366дней).В году 365 суток 5 часов 48минут 46 секунд
-Что дало египтянам знание астрономии?
Медицина. Как называется наука, занимающаяся лечением болезней? В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».
Древнеегипетские папирусы рассказывают нам о том, что существовала специализация врачей: были врачи зубные, которые умели сверлить зубы тонкой проволочкой, удалять гной у больного зуба, были врачи-глазники, врачи хирурги. До наших дней сохранились хирургические инструменты из бронзы - ножи, иглы, скальпели. Они умели накладывать швы, при переломах использовали деревянные лубки. В качестве лекарств использовали отвары трав, различные соли.
-А где ещё им требовались медицинские знания? Как они их использовали?
Изготавливая мумии, египтяне наблюдали за изменением внутренних органов человека в связи с болезнью.
Комментированное чтение текста учебника: прочитайте вслух, что написал Геродот о врачах Древнего Египта (с. 89,). Как вы думаете, почему один врач лечил одну болезнь?
Ожидаемый ответ: каждый врач мог лечить лучше, если изучал что-то свое
5. Закрепление изученного материала .
Решение творческой задачи: «Фараона называли «сыном бога» и «большим домом». Его прославляли: «Он солнце, видящее лучами своими. Считалось большой честью, если фараон разрешал поцеловать свою сандалию. О чем говорят эти факты?
Ожидаемый ответ: «в Египте верили, что фараон – не просто человек, он сын бога солнца Ра. Если Ра – царь среди богов, то фараон – царь среди людей. Эти верования помогали ему править»
-Какие знания были у древних египтян?
- Какие науки были развиты в этой стране?
- Назовите наиболее понравившиеся вам памятники искусства Древнего Египта.
- Какой след оставила культура Древнего Египта в мировой культуре?
6. Подведение итогов урока
Учитель: Итак, культура Древнего Египта была высоко развита. Египтяне верили в разных богов и обладали серьезными научными знаниями.
7. Домашнее задание
Дома вы прочитаете параграф 14. Подготовить сообщение о богах Древнего Египта, научных знаниях египтян.