Технологическая карта
учебного занятия по истории Древнего мира
5класс
Тема учебного занятия: Искусство Древнего Египта.
Класс: 5
Учитель: Быкова Е.Н.
Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания
Цель учебного занятия: создание представлений о культуре Древнего Египта, об образе жизни древних египтян, формирование УУД.
Задачи учебного занятия:
Ø обучающие: овладеть понятиями египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна; расширить представления о культурном наследии Древнего Египта; анализировать исторический текст.
Ø развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
Ø воспитывающие: уважение истории и культуры всех народов, прочувствовать эмоциональное отношение к культурным объектам Древнего Египта.
Прогнозируемые результаты учебного занятия:
Предметные: учащиеся смогут давать определения, называть памятники культуры Древнего Египта.
Метапредметные:
Ø познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из исторических источников, строить рассказ для устного выступления.
Ø регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
Ø коммуникативные: участие в коллективном диалоге; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
Личностные: учащиеся смогут давать эстетическую оценку памятникам культуры Древнего Египта.
Используемая технология:
Ø проблемно-диалоговая, работа в группах, ИКТ-ресурсы.
Информационно-технологические ресурсы:
1.История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2011г.
2. История Древнего мира. 5 класс: электронное приложение к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2008г. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса. М.: Дрофа, ДИК, 2011г.
4. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. /М., 1987г., с.51
5.Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира./ М.,1989г. с.34-35.
Технологическая карта урока по истории в 5 классе
по теме «Искусство Древнего Египта»
Этапы урока
Задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность.
Демонстрация презентации, на слайдах которой изображены семь чудес света. С помощью вопросов выявляет знания учеников о каждом из семи чудес света.
Вопросы:
1.Что изображено на слайдах?
2. Что вы знаете о каждом из семи чудес света?
Смотрят презентацию,
Отвечают на вопросы.
Личностные УУД
( мотив к познавательной деятельности)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Осознание проблемы.
Акцентирует внимание учеников на слайде с изображением пирамиды Хефрена и Большого сфинкса. Задаёт проблемный вопрос:
1. Для чего и как строили пирамиды в Египте? Организует беседу и выявляет затруднения.
Смотрят на слайд, обсуждают вопрос и выделяют проблему с помощью учителя.
Каковы особенности культуры Древнего Египта?
Познавательные УУД
(выделение проблемы).
Коммуникативные УУД
(потребность в общении, умение находить общее решение)
3. Выявление места и причины затруднения
Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя.
Предлагает организовать виртуальное путешествие по Древнему Египту и исследовать его достопримечательности.
Предлагает сформулировать цель и тему путешествия. На доске предложены варианты тем путешествия.
« Искусство Древнего Египта», «По незнакомым местам», «Страна большого Хапи».
Обсуждают, формулируют цель и тему путешествия с помощью учителя.
Знакомство с культурными достижениями древних египтян.
« В стране большого Хапи».
Познавательные УУД
(формулирование цели).
Регулятивное УУД
(целеполагание).
4. Построение проекта выхода из затруднения
«Включение» в целенаправленную деятельность
1) Организует работу в малых группах. Первая группа экскурсоводов готовит экскурсию «Первое из чудес света», вторая – «Храмы - жилища богов», третья – «В музеях мира».
2) Помогает каждой группе составить план действий (изучение литературы, исторических источников, иллюстраций).
Планируют и распределяют свои действия, делают записи в тетрадях.
Регулятивное УУД
(планирование).
5. Реализация построенного проекта
Самостоятельное открытие новых знаний
Наблюдает, консультирует. Организовывает учащихся на исследовательскую деятельность (работа с текстом и иллюстрациями п.11, с фрагментами исторического документа (Геродот
«История» из хрестоматии по истории древнего мира с.51), дополнительной литературой
(энциклопедический словарь юного историка с.368), ИКТ-ресурсами (готовая презентация)).
Самостоятельно работают в группах. Наблюдают, обсуждают, читают текст п.11, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради, анализируют фрагменты исторических документов, сравнивают и устанавливают соответствие между рассказами древнего историка Геродота и иллюстрациями в тексте к п.11, классифицируют иллюстрации в готовой презентации «Культура Древнего Египта».
Коммуникативные УУД
(позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение).
Познавательное УУД
(исследование, синтез, сравнение).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
«Включение» в тренировочную деятельность
Консультирует, организует самостоятельную деятельность учащихся.
Во время групповой работы учащихся учитель заполняет лист оценивания.
Каждый член группы проговаривает свой текст экскурсии, демонстрируют фрагменты презентации, оценивают и обсуждают.
Каждая группа ставит вопросы к тексту экскурсии, предполагает и подтверждает ответы на них из текста п.11, из исторических документов.
Формулируют исторические понятия.
Египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна. Осуществляют самоконтроль.
Коммуникативные УУД
(устная речь, диалог, сотрудничество в группе).
Личностные УУД
(развитие познавательных интересов).
Регулятивные УУД
(волевая саморегуляция, контроль).
7. Динамическая пауза
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Организует детей для выполнения различных движений.
Выполняют движения под руководством учителя.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Освоение нового знания
Консультирует, предлагает каждой группе ответить на вопросы «Проверь себя» и выполнить задание «Поработайте с картой». (учебник «История древнего мира» 5 кл./ Вигасин А.А. с.61)
Отвечают на вопросы, обсуждают, делают выводы. Работают с исторической картой «Древний Египет». Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
(синтез, анализ).
Коммуникативные УУД.
9. Включение в систему знаний и повторения
«Включение» в продуктивную деятельность
Организует выступление каждой группы.
Предлагает ответить на вопрос.
Что нового о Древнем Египте вы узнали из нашего путешествия?
Существует ли связь между религией и искусством Древнего Египта?
Где находиться «страна мёртвых»?
Почему пирамиды строили только на левом берегу Нила?
Почему гробницы оказались прочнее дворцов?
Почему египетские мастера передавали все недостатки внешности в скульптурном портрете?
Предлагает домашнее задание.
Используя дополнительную литературу, придумать занимательные вопросы по теме «Искусство Древнего Египта.
Каждая группа учащихся проводит виртуальную экскурсию по подготовленной теме.
Первая группа рассказывает о пирамидах, вторая – о храмах, третья – о живописи и скульптуре. Обсуждают, анализируют, оценивают выступления групп, отвечают на вопрос, делают выводы. Используют ИКТ- ресурсы (презентации)
Коммуникативные УУД
(умение слушать собеседника, взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания).
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД
(оценка).
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Для учителя. Получение данных для корректировки и индивидуализации обучения.
Для ученика. Самоопределение, постановка личных и познавательных задач.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя лист самооценки.
Оценивает учащихся, обсуждает с учениками.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Самооценка, взаимооценка.
Регулятивные УУД.
Личностные УУД.
Лист самооценки
ученика _______________________
1. Какова была цель урока? ____________________________________
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________
3. Правильно или с ошибкой? __________________________________
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________
5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________