Тема: Государство на берегах Нила Цель: Планируемые образовательные результаты: Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности. Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. Оборудование урока: Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: Ход урока Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих и готовность присутствующих к уроку. Ученики приветствуют учителя, организуют своё рабочее место. Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Мотивация (Вопросы из ранее изученных тем. Вспоминаем счет лет в истории. Работу с картой. А также каким видом хозяйствования занимались люди, названия крупных рек.). На доске учитель располагает геометрическую фигуру - пирамиду. 1. Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура? 2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему? Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д. Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид - Египет. Тема Записывается на доске и в тетради учеников. Актуализация опорных знаний Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения … В результате совместных действий на доске записывается план урока. 1.Географическое положение Египта. 2.Природно - климатические особенности Египта. 3.Объединение государства. Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала? Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана Что нам поможет в преодолении этих затруднений? текст параграфа, алгоритмы работы для групп, атлас, раздаточный материал. Усвоение новых знаний 1) работа с учебником - В северо-Восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. - По берегам рек росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него делали похожий на бумагу писчий материал, который назывался папирус. - Богаты воды Нила рыбой и животными. ПО берегам можно было наблюдать крокодилов. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей. - Течение реки встречало на своём пути каменные преграды- пороги, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту. - Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли. - итак, Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. 2) работа с контурной картой 3) рассказ учителя: - Глядя на карту (стр. 33 в учебнике), то вы можете сказать о климате и природных условиях? - климат в Египте жаркий. В июне здесь стоит сильная жара. Небо ясное, безжалостно палит солнце. От жары и отсутствия влаги глубокими трещинами покрыта почва. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие совсем высыхают. Но вдруг вода начинает прибывать. - Если бы с вами вдруг задали вопрос египтянину: « Что же происходит?», то услышали бы такой ответ: « далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни» - А вот что же происходит на самом деле мы сейчас узнаем, прочитав материал на стр. 35 – 36. 4) работа по учебнику: Стр. 35-36 5) самостоятельная работа - Сейчас вы самостоятельно прочитаете об объединении Египта и заполните карточку. Стр. 36. Карточка №1. Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________ Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________. Проверим: 1. 40 2. воевали 3. Северный Египет 4. Южный Египет. 5. белого 6. шлем. 7. красного 8. возвышение. 9. северный Египет. 10 двойную корону 11. фараонами 12. Мемфис. Закрепление, формирование умений и навыков - Где находится Египет? - Чем защищен Египет с запада? - Чем защищена восточная часть страны? - Какой рельеф имеет страна? - Какая река протекает? - Где берёт своё начало река Нил? - Куда впадает Нил? - Что такое дельта реки? - Почему разливается Нил? Согласны ли вы с древними египтянами? - Как вы объясните разную окраску реки во время разливов? - Какие животные живут по берегам Нила? - Что такое папирус? - Что остаётся на полях после разливов Нила? - Как египтяне задерживали воду на полях и боролись с болотами? - Сколько небольших царств возникло вначале на территории Нила? - Какие 2 царства одержали победу? - когда было образовано единое государство Египет? - Назовите столицу Египетского государства. - Как называли повелителя Египта? - Посчитайте, сколько лет назад образовалось Египетское государство. VI. Информация о домашнем задании. Прочитать § 6, вопросы, задание « Подумайте» на стр. 37 – письменно VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) А теперь давайте выразим свое отношение к уроку и подведем итог. Что я узнал на уроке…. Меня удивило…. Было интересно….. Было трудно….. |