Методическая разработка урока по истории 5класс
Елешева Галия Чингисовна,
учитель истории
МБОУ « Сергиевская ООШ»
Тема урока: Путешествие по странам Древнего Востока.
Цели: - повторить и закрепить у учащихся знание исторических фактов,
имён, понятий;
- оценить вклад, сделанный народами Древнего Востока в развитие
хозяйства и культуры всего мира;
- продолжить формирование умения работать с картой, развивать
устную монологическую речь, умение анализировать и обобщать
данные, сопоставлять факты, составлять рассказ;
- способствовать повышению интереса, уважения к истории у учащихся.
Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»;
- карты-схемы у каждого ученика; папирусы; кроссворды;
-текст с пропущенными буквами;
- иллюстрации; «чёрный ящик», календарь, Библия;
-сигнальные карточки для учащихся, творческие работы учащихся
Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие).
План «путешествия»:
1. Вступительное слово учителя (тема, цели, мотивация)
2. Египет: а) работа с картой;
б) основные понятия;
в) пирамиды – одно из чудес света;
г) календарь – «чёрный ящик»;
д) «реставрация» папируса;
е) боги Египта.
3. Финикия – заглянем в музей: а) стекло; б) пурпурная краска;
в) древнейший алфавит.
4. Лидия: а) легенда о царе Мидасе;
б) появление монет.
5. Палестина: а) разгадать кроссворд;
б) Библия – «чёрный ящик».
6. Двуречье: а) письмо фараону;
б) игра «светофорчики»;
в) законы царя Хаммурапи;
г) сады Семирамиды – одно из чудес света.
Важнейшие достижения, открытия записываются в карты-схемы учеников.
7. Вывод: значение достижений стран Древнего Востока.
8. Итог урока. Анализ работы класса.
Ход урока.
Мы изучили большой раздел истории Древнего мира – «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Сегодня наша задача – вспомнить страны Древнего Востока, правителей, богов, достижения жителей этих стран.
Урок наш сегодня пройдёт необычно, мы совершим путешествие из Египта в Двуречье. Тема урока так и звучит «Путешествие из Египта в Двуречье». Как и в любом путешествии, нам потребуется путеводитель. У каждого из вас на столе есть карта-схема, где вы будете отмечать свой путь, а справа – место, где вы запишите все открытия, изобретения жителей стран Древнего Востока.
Начинаем наше путешествие.
Первая страна, где мы побываем – Египет.
1. Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в далёкое путешествие. Проверим, как вы знаете карту. Представим, что нас встречает Древнеегипетский гид, который расскажет нам о природных, географических условиях своей страны. (Вызывается один ученик для работы с картой).
2. Чтобы не показаться древним египтянам неучами, повторим основные понятия из истории Египта. (Выборочно ученики тянут листок и дают определение).
Например: иероглифы, шадуф, налог, жрецы, папирус, фараон.
3. Попадая в новое место, мы стремимся увидеть достопримечательности. Как вы думаете, какова главная достопримечательность Египта?
ПИРАМИДЫ (ученики записывают на своём рабочем листе)
Доп. вопросы: Для чего строились пирамиды? Почему их возводили только на западном берегу Нила?
4. У меня в руках папирус, на котором записан рассказ о следующей стране нашего путешествия. Но вот беда, папирус местами почернел от времени, краску размыло водой. Нужно восстановить текст, вставив пропущенные слова. (Один ученик восстанавливает текст о Финикии с пропущенными словами).
5. Чтобы назвать ещё одно достижение древних египтян, нам предстоит разгадать загадку «чёрного ящика»:
- изобретение египетских астрономов;
- встречается нам ежедневно;
- благодаря нему мы знаем, когда будут каникулы, и какие учебники нужно утром положить в портфель.
КАЛЕНДАРЬ (ученики записывают на своём рабочем листе).
Доп. вопросы: Какой календарь создали египтяне? Сколько месяцев в году, дней в неделе было в этом календаре?
6. Каких египетских богов вы помните? Работа с иллюстрациями детей.
Проверка задания по восстановлению текста о Финикии.
Отправляемся в Финикию, к восточному побережью Средиземного моря. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).
7. Представим, что мы оказались в Финикийском музее. Давайте посмотрим, что за вещи здесь представлены. Что за странные экспонаты – стекло, красная ткань? Что тут необычного? Почему эти вещи хранятся в музее?
СТЕКЛО
ПУРПУРНАЯ КРАСКА (записи в рабочем листе)
Учащиеся рассказывают об изобретении стекла и появлении пурпурной краски.
8. Более 3 тысяч лет назад ученики в Египте тратили на овладение письмом и чтением долгие годы, а в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться, могли записать и прочитать несложный текст. Почему?
АЛФАВИТ (записи в рабочем листе)
Ученик рассказывает об особенностях финикийского алфавита.
Хорошая страна Финикия, но задерживаться долго нам некогда, нужно следовать дальше. Как мы вспомнили (в расшифрованном тексте), финикийцы были прекрасными мореплавателями, поэтому им ничего не стоило доплыть до побережья полуострова Малая Азия, где расположилось государство Лидия. Отправимся и мы с ними. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).
Лидия – небольшое государство, а в её реках находили золотой песок. Вспомните легенду, откуда взялось золото в лидийских реках. Учащийся рассказывает легенду о царе Мидасе.
Куда лидийцы добавляли золотой песок, что они изобрели, чтобы облегчить торговлю?
МОНЕТА (записи в рабочем листе)
Путешествуем дальше. Отправляемся в древнюю Землю обетованную – Палестину. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).
10. Вспомнить историю Палестины нам поможет отгадывание кроссворда.
Кроссворд изготавливается на ватмане и прикрепляется на доску. Один ученик работает у доски, остальным раздаются кроссворды на парту.
1) Город, разрушенный звуком труб;
2) Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил (как назывались эти правила)
3) Название Древнееврейского царства
4) Первый царь Древнееврейского государства
5) Человек, 40 лет водивший евреев по пустыне
6) Герой древнееврейских мифов, сила которого была в волосах
7) Возлюбленная Самсона, предавшая его
8) Царь Израиля, победивший Голиафа
9) Царь Израильского царства, о мудрости которого ходили легенды
11. Ещё одна загадка «чёрного ящика»
- предания еврейских племён, передаваемые из поколения в поколение
- в переводе с греческого означает «книга»
- священная книга христиан
БИБЛИЯ (записи в рабочем листе)
Доп. вопросы: Из каких частей состоит Библия? Какие предания из Библии вы знаете?
Конечный пункт нашего путешествия – Двуречье, туда мы с вами и отправимся. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).
12. Но цари Двуречья не любят незваных гостей, нужно предупредить о своём прибытии. Письмо написано, осталось его подписать.
На листе А3 записи как на конверте. Учащийся должен подписать, куда, кому и от кого письмо. (Например, Двуречье, город Вавилон, царю Хаммурапи)
13. А мы тем временем немного поиграем, вспомнив одновременно историю Двуречья. Игра – «светофорчики»: правильно – зелёный, неверно – красный.
1) Двуречье располагается между реками Тигр и Евфрат
2) крупнейшие города Двуречья – Ниневия и Сузы
3) храмы в Двуречье называются зиккураты
4) в Двуречье, как и в Египте писали иероглифами
5) главные боги Двуречья – Осирис, Исида, сет
6) самого известного царя Вавилона звали Хаммурапи
Проверяем выполнение задания «письмо».
14. Теперь мы можем заглянуть в гости к царю Хаммурапи. Посмотрите, на центральной площади возвышается чёрный каменный столб, весь исписанный какими – то знаками. Что это за столб, что на нём написано?
ЗАКОНЫ (записи в рабочем листе)
Давайте вспомним некоторые из законов Хаммурапи. А помогут нам в этом местные жители (2 ученика обыгрывают какой-либо из законов).
Доп. вопрос: Какие ещё законы Хаммурапи вы помните?
15. В Вавилонском царстве тоже было создано одно из чудес света. Назовите его?
ВИСЯЧИЕ САДЫ (записи в рабочем листе)
Заканчивается наше путешествие. Нам пора прощаться со странами Древнего Востока. Какие из достижений стран Древнего Востока сохранили своё значение и в наши дни?
Вывод.
Итог урока. Выставление оценок.