kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование исторических источников на уроках истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные              школьники     должны     уметь:     осуществлять     поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значимым событиям и выдающимся личностям в истории и оценивать их. С помощью исторических источников реализуется один из главных принципов современного образования – наглядность. Так же использование исторических источников помогает выстраивать причинно-следственные связи, без освоения которых изучение и понимании истории просто невозможно.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование исторических источников на уроках истории.»

1




Использование исторических источников на уроках истории.



Нуралыева Альмира Ерболовна

ramila999@mail.ru

учитель истории КГУ «Бородинская средняя школа»



Annotation: This article discusses the ways of organizing the educational process in school when studying the history of European countries in the first half of the six century. During the research work, methods of working with historical sources were developed. Methods of work of teacher with historical sources were analyzed. We have organized work with legal documents and analysis of legislative documents.

Key words: historical sources, methods, organization of work, independent work, engravings, legal documents



Использование исторических источников на уроках истории.

Современные школьники должны уметь: осуществлять поиск

необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значимым событиям и выдающимся личностям в истории и оценивать их. С помощью исторических источников реализуется один из главных принципов современного образования – наглядность. Так же использование исторических источников помогает выстраивать причинно-следственные связи, без освоения которых изучение и понимании истории просто невозможно.

В ряде работ по проблемам реализации компетентностного подхода авторы вычленяют в качестве самостоятельной компетентности познавательную (учебно-познавательную) компетентность. Ее содержание трактуется авторами по-разному. В некоторых случаях (например, в работах С.Г. Воровщикова) она рассматривается в широком смысле – «как личностноосмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности, основанный на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации». В таком понимании она вбирает в себя в том числе и те результаты образования, которые выше были отнесены к информационной компетентности. Однако мы остановимся на ином понимании познавательной компетентности, опирающемся на концепцию А.В. Хуторского. В рамках данной работы под познавательной компетентностью будет пониматься «совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят, в том числе, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности».

Таким образом, если при анализе содержания информационной

компетентности акцент делается, в первую очередь, на поиск, систематизацию, представление и передачу информации, то в рамках познавательной компетентности на первый план выходят учебно-логические умения. Понятно, что такое разделение в целом достаточно условно, поскольку элементы познавательной компетентности можно обнаружить в других компетентностях, прежде всего информационной. Так, например, умение работать с информацией не может существовать в отрыве от умений анализа, выделения существенного, сравнения т.п.

Актуальные задачи развития общего исторического образования в настоящее время связаны с перспективами перехода на государственный образовательный стандарт РК. Важнейшей особенностью ГОСО основного общего образования нового поколения является ориентация их на достижение планируемых результатов образования.

Помимо этого, стоит вспомнить, что в метапредметных результатах государственного образовательного стандарта РК основного общего образования есть еще пункт «смысловое чтение».

Благодаря историческому источнику учителю проще конкретизировать исторический материал, создавать целостную картину событий. Передается дух той или иной эпохи, у учеников формируется более устойчивый интерес.

Так же исторические источники учат школьников критически мыслить, видеть событие с разных точек зрения, помогают анализировать мнения современников того или иного события. Например, два источника с противоположными мнениями помогают взглянуть на событие более объективно и увидеть факты, а не просто оценку. Объективность и беспристрастность – важные условия для правильного понимания истории, ее развития и хода.

Исходя из трудов отечественных историков и педагогов, можно сделать вывод, что значение применения исторических документов заключается в следующем: исторические документы – непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий. Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлеченных из него сведений, определенной оценки. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников.

В условиях модернизации общего образования задача обучения школьников работе с информацией на основе исторических документов становится одной из приоритетных. Эта задача нашла отчетливое отражение в государственном образовательном стандарте основного общего образования, проекте среднего полного общего образования и комплексе нормативно методических документов, составляющих сопровождение нового стандарта.

Следует также отметить, что в последние годы владение базовыми навыками работы с историческими документами оказалось востребованным в рамках единого государственного экзамена (ЕНТ) и государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников основной школы по истории. Результаты ЕНТ показывают, что выпускники школы испытывают

определенные трудности при выполнении заданий такого рода.

К предметным умениям относятся те, которые необходимы для изучения данного конкретного предмета и формируются в рамках этого предмета. Внутри этой категории методисты-историки выделяют несколько видов умений. С учетом перехода на обновленное обучение мы остановимся на том варианте классификации предметных умений, который использовали разработчики проекта примерной программы по истории, подготовленной в рамках разработки стандарта основного общего образования.

Анализируя состав предметных умений, формируемых в процессе обучения истории, и универсальных учебных действий, зафиксированных в государственном образовательном стандарте РК, трудно не заметить взаимосвязи между ними. Большинство предметных учебных умений фактически представляют собой трансформацию универсальных учебных действий применительно к специфике учебно-информационного материала, выступающего источником исторических сведений, и процедур, характерных для исторического познания. Эти умения или способы действий обладают выраженными особенностями, но в основе их лежат универсальные учебные действия. Данное положение имеет принципиальное значение для правильной организации процесса формирования познавательной и информационной компетентности обучающихся при работе с историческими документами.

Помимо ЕНТ и ВОУД, открывая кодификатор по единому государственному экзамену по истории, мы можем найти перечень не только тех знаний, которыми должен обладать обучающийся, но и перечень умений. Среди них есть: проведение поиска исторической информации в источниках разного типа, осуществление внешней и внутренней критики источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности). Эти умения проверяются в ходе выполнения заданий согласно кодификатору, он «составлен на основе государственного стандарта РК…».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование на уроках истории исторических источников необходимо, так как это развивает критическое мышление учащихся, что так необходимо и при сдаче ЕНТ и ВОУД.



Список источников и литературы

1.Об особенностях учебного процесса в организациях РК в 2020-2021 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Нур-Султан: Национальная академия образования им.И.Алтынсарина, 2020. – 329 с г.Нур-Султан – 2020

2.Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета «История Казахстана», «Всемирная история» (5-9 классы) в рамках обновления содержания образования, - НАО им. И.Алтынсарина, 2019. – 84 с.

3. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-метод. Пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 5 с.

4.Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию. Приложение 202 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от «27» июля 2017 года № 352.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование исторических источников на уроках истории.

Автор: Нуралыева Альмира Ерболовна

Дата: 10.09.2021

Номер свидетельства: 586469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей. "
    ["seo_title"] => string(130) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-spietsial-noi-shkolie-dlia-ghlukhikh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "203816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429547326"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(37) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "150723"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420549746"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока" "
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-na-tiemu-nashiestviie-s-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "221218"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435125379"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Обмен опытом "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(73) "obmienopytomformirovaniieghrazhdanstviennostiipatriotizmanaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "297805"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239555"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-gh-voina-1812-gh-v-kartinakh-khudozhnika-v-vierieshchaghina"
    ["file_id"] => string(6) "157447"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421593790"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства