Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках истории
Одна из задач школьной истории на современном этапе состоит в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании истории. Но история является гуманитарной наукой и требует развития навыков устной речи, формирования своего собственного отношения к описываемым событиям и приобщения к книжной работе. Поэтому в процессе обучения они должны разумно чередоваться с другими методами работы. Даже самый лучший компьютер не сможет заменить живого учителя. Самое главное, чтобы современный педагог смог рационально использовать нововведения, входящие в школьную жизнь.
Если при традиционном преподавании урока большую часть времени говорил учитель, то есть учитель передавал знания ученику и у учеников был ограниченный выбор источников информации, то при новом преподавании урока учитель только помогает ученикам оценить, выбрать, организовать и хранить какую- либо информацию. Если определенная работа была выполнена на компьютере, то ученики могут, обмениваются мнениями в процессе редактирования и проверке своих работ.
Таким образом, основная цель моего выступления: Повышение положительной мотивации к предмету история и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Основные идеи:
· Повышение положительной мотивации к предметам.
· Использование наглядности на уроке.
· Повышение производительности труда.
· Установление межпредметных связей с информатикой.
· Использование ИКТ позволяет сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным.
К сожалению, темам по истории отводится очень мало времени, а материал объемный и, как раз уроки-презентации, позволяют показать детям за 45-минутный промежуток времени все, что хочет показать учитель, а также сами ребята могут подготовить на урок презентацию, видеоролик.
Суть применения ИКТ состоит в следующем: учебный процесс организуется таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. При этом они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
На уроках исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Для этого на уроках организовывается индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации.
Организуя урок в мультимедийном кабинете, учитель должен понимать, что детям необходимы хотя бы минимальные знания персонального компьютера. И эти знания у ребят по своему уровню разные, что создаёт проблему для учителя. Преодолеть ее можно лишь дифференцированными заданиями. Для сильного ученика – подготовить мини-презентацию; для слабого – воспользоваться программой на диске и т.д.
При этом необходимо соблюдать нормы использования компьютеров для детей разных возрастов, контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором, чередовать виды и формы работы, следить за темпом работы.
Мною были разработаны мультимедиа уроки истории по следующим темам: «Подготовка к ЕНТ. Казахстан в средние века», «Саки. Сакские правители. Борьба саков за независимость», «Возникновение государства Древнего Египта», «Социальный строй Древнего Египта», «Научные знания Древнего Египта», а также внеклассные мероприятия: «Правовая игра. Я – гражданин Республики Казахстан», «Независимость, рождённая в огне», Казахстан – без ядерного оружия».
По созданию мультимедиа урока, я строю уроки в следующей последовательности: в первую очередь занимаюсь поиском наглядности в соответствии с этапом урока; выстраиванию материалы в нужной последовательности в программе Power Point; вставляю текстовую информацию, таблицы, схемы; оформляю слайды.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Использование ИКТ позволяет использовать данную технологию во внеурочной деятельности: проведение классных часов, родительских собраний, праздников.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
На уроках также применяются и электронные учебники по истории, которые необходимы для более полного усвоения материала.
Формы применения ИКТ на уроках истории:
· Работа в Word:
·помогает создавать тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
· Работа в Excel:
интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
· Работа в Power Point:
мультимедийные презентации учителей и учеников - сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;
· Использование Internet и медиа-ресурсов:
дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.).
Общие преимущества мультимедиа:
ü Удобство и легкость предъявления материала в качестве предмета рефлексии;
ü Возможность фиксировать содержание с многократным возвращением к нему в нужном режиме;
ü Построение принципиально новой системы общения;
ü Выбор индивидуального темпа, объема, времени обучения;
ü Широкие возможности для создания эмоционально-фонового сопровождения;
ü Удобство хранения и доступа к большим объемам информации;
ü Возможность имитации недоступных процессов и явлений и их моделирование;
ü Копирование, тиражирование, редактирование, быстрая передача на расстояние.
Использование ИКТ помогает мне и моим ученикам:
ü Приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
ü Формировать информационную культуру у учащихся;
ü Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
ü Овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников;
ü Делать занятия более наглядными и интенсивными;
ü Активизировать познавательный интерес учащихся.
Необходимо отметить, что к информационно - коммуникационным технологиям относится не только ПК, интерактивная доска, но и сотовые телефоны, музыкальные центры, телевизоры, ноутбуки и т.д.
Так как я готовлю своих учеников к ЕНТ, на консультациях ученики с помощью сотовых телефонов находят ответы на трудные вопросы.
С помощью музыкальных центров можно провести тренинги, релаксацию, физминутки.
Также интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.
Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться учителем на уроках истории в режимах on-line или off-line.
Использование Internet и медиа-ресурсов помогает мне и моим ученикам принимать участие в виртуальных олимпиадах, конкурсах, а также получать призовые места.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний ученикам.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи, то есть идти в ногу со временем