Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
(А.Н.Толстой)
Отзвуки Великой Отечественной войны до сих пор острой болью отдаются в памяти народа. В этом году наша страна отмечает 70-летие Победы над фашисткой Германией. Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. И память о павших в войне будет жить вечно, передаваясь от поколения к поколению. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, ибо эти жертвы не были напрасны - без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего. Изучая историю Отечества, дети получают реальную возможность «гордиться славой своих предков, не уважать которую - есть постыдное равнодушие». Перед нами стоит важнейшая задача – сохранить эту память на долгие годы. Ведь забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который чтим и уважаем во всем мире.
Празднование 70-летия Великой Победы – это повод посмотреть вперёд и оглянутся назад. Война окончилась давно, за 70 лет выросли и возмужали новые поколения. Чем больше времени проходит с памятного мая 1945 года, тем больше вопросов выдвигает прошедшая война.
Главная задача школьного исторического образования сегодня - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности, патриота: формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации, усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли Казахстана; воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества; развитие способностей на основе исторического анализа и проблемного подхода (руководствуясь принципами научной объективности и историзма) осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи, взаимообусловленности; формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество.
Думается, изучение темы « Великая Отечественная война» даёт неограниченные возможности для реализации этих задач, используя инновационные технологии.
Когда, перед изучением темы, я провожу анкетирование по определению представления учащихся о событиях Великой Отечественной войны, то результаты с каждым годом более удручающие, чем даже ожидались.
Во - первых, необходимо создать такую мотивацию, чтобы ученик стремился узнать, запомнить, захотеть и суметь передать свои знания, то есть поставить вопрос себе: «Почему я должен знать историю Великой Отечественной войны?». Обсуждая предложенные ребятами варианты (много людей погибло, родственники воевали или трудно жили в тылу, смотрел фильм о войне и т.д.), выбираем приоритеты и девиз, например: «Это забыть нельзя!», «Живём в Казахстане– гордимся им!» и т.п. Затем, определяем основные события, которые надо знать и сверяем с программой по истории, дополняя её, например, более подробным списком героев.
Во – вторых, создать условия для соответствующего восприятия важнейших исторических фактов, вызвать у школьников эмоциональные сопереживания, стремление определить свое личностное отношение к фактам и историческим деятелям прошлого.
В – третьих, приблизить войну к самому ученику, а это можно сделать только через историю семьи, поэтому ребята получают задание собрать материал о родственниках в годы Великой Отечественной войны.
В начале первого урока по изучению Великой Отечественной войны для побуждения и настроя учащихся на работу, я использую стратегию воображения.
Учащиеся закрывают глаза, представляют поле, на котором много людей и военной техники.
В руках винтовки, гранаты, громко кричат. В воздух взлетают комья земли и куски металла.
Учащимся задаются вопросы.
1. Какая картина предстает перед вашими глазами?
2. Какие звуки слышно?
3. Какое выражение на лицах?
4. Какие запахи можно почувствовать?
5. Какие чувства овладевают вами?
Таким образом, учащиеся должны почувствовать и осознать сколько боли и бед приносит война.
Развитие умения воспринимать факты прошлого в исторических образах способствует развитию эмоциональной сферы учащихся. Решению этой задачи я уделяю огромное внимание: яркое образное изложение, богатый наглядный материал, музыкальное сопровождение, литературные произведения, фото и кинодокументы, исторические источники, отрывки из кинофильмов, мультимедиа, Интернет ресурсы создают условия для соответствующего восприятия важнейших исторических фактов, вызывают у школьников сопереживание, стремление определить свое личностное отношение к фактам и историческим деятелям прошлого.
На мой взгляд, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных, противоречивых явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными мнениями. Поставить учеников в реальную ситуацию выбора, чтобы они поняли, что выбирают, осознали позицию каждой стороны. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на разрешении противоречия и последующем ответственном самоопределении. Чтобы выбирать по-настоящему, надо сострадать, сопереживать, мучиться выбором. Например, при изучении темы «Депортация народов в годы ВОв», я предлагаю учащимся представить данную ситуацию, встать на место депортированных,предлагаю просмотр эпизодов видеофильмов, страшные страницы нашей истории, не оставили равнодушными ребят, помогли им осознать свою роль в защите Отечества.
При изучении темы «Участие казахстанцев в решающих сражениях войны» на уроках использую методы критического мышления «джигсоу», таблица ЗХУ, групповые работы. Ребятам заранее были заданы сообщения по героям-казахстанцам, каждый из них должен был представить себя в виде этого героя и рассказать остальным учащимся, какой вклад они сделали в Победу, заставляя учащихся сопережить ту жизненную ситуацию в которых были наши герои.
У них возникли вопросы: «Отчего кто-то предаёт свою Родину, чтобы спасти свою шкуру, а кто-то, не жалея жизни, даже перед лицом смерти остаётся предан своим принципам? Война не просто меняет людей - она выворачивает наизнанку их сущность. Трус скажет, что война не оставила ему выбора и он не мог поступить иначе. Храбрец - тот, кто не страшился выбора - жить как скот, или умереть как человек - и выбирал последнее. Ибо выбор существует всегда». Предлагаю ребятам прочитать дома книги связанные с Великой отечественной войной, фильмы и сделать свои выводы по этим вопросам.
Очень ярким примером патриотизма подростков является произведение «Молодая гвардия», которое и предлагаю прочитать учащимся.
Ребята выполняют творческие задания: эссе «Война в моей семье», коллаж «Чтим память фронтовиков», видеофильмы и презентации «Памяти героев», сообщения. Учащиеся 5 класса писали письма своим дедушкам фронтовикам.
Я считаю, что такие подходы позволяют сохранить у будущего поколения нашего государства, чувство патриотизма за свою Родину, уважение к героям своего государства.
При изучении темы «Казахстан –арсенал фронта» даю девятиклассникам задание: найти дополнительный материал по родному краю, выяснить какую помощь оказало наше родное село, знакомятся с тружениками тыла.
Конечно, живое слово учителя, на мой взгляд, играет огромную роль, тем более он дополняется документальными и художественными кинофрагментами. Но даже во время рассказа, ученики не должны быть пассивным слушателем, поэтому они составляют опорные конспекты, планы, схемы, графики, диаграммы и т.д. Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Работа с исторической настенной и интерактивной картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…».
Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов, играет основную роль в 9 классе.
К сожалению, количество часов на изучение темы свело до минимума подготовку и публичное выступление на семинаре, конференции, коллоквиуме, ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам, которые позволяют формировать у школьников грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента.
Таким образом, необходимо учитывать те цели и задачи, которые, способствуют не только получению знаний о исторических событиях 1941- 1945гг., но и воспитанию у детей, подростков и молодежи уважительного отношения и гордости к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет; закладывают представления о подвигах юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; развивают интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку; развивают исследовательские, творческие и организаторские способности школьников. Ставя цели, учитель предполагает ожидаемые результаты, например: вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников, желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материалах различных источников, желание выразить отношение к войне, к подвигу народа в годы войны, желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. На уроках учу учеников работать с материалами СМИ, анализировать их, делать выводы и обобщения.
Любовь к Родине не может быть абстрактной, без корневой системы. И начинается она с душевной, нравственной привязанности к отчему краю, родительскому дому, которая воспитывается на уроках истории.