kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории в специальной школе для глухих детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меренич Людмила Павловна, учитель-дефектолог, учитель истории Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №19 (для глухих детей)

  Организация самостоятельной познавательной деятельности  на уроках истории  в специальной школе для глухих детей.

      Самостоятельная работа на уроках истории в школе глухих представляет собой особый вид учебной деятельности,которая осуществляется под  руководством учителя, но без  непосредственного вмешательства; потому что именно такой вид деятельности наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа - это, прежде всего, умение, мотивация и сильная воля,  наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.

        Критерии  определения самостоятельности глухих учащихся на уроке разнообразны:

1.    наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;

2.    предварительная словарная работа, наличие инструктажа, который поможет   инициативе ученика;

3.    внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;

4.    собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);

5.    готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;

6.    соединение собственных мыслей с действием;

7.    проявление инициативы и творчества.

Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения? Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам глухого ребенка

            Структура самостоятельной работы  включает три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

       Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.

       На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, к готовности к работе на самоподготовке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний. 

При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская
буржуазная революция). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику.         

       Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

         Многолетняя педагогическая практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся.

         Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, во фронтальной беседе с классом; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.

    Основные направления  оптимизации самостоятельной работы на уроках истории:

Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.

Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.

Формирование положительной Я-концепции у школьников и

креативной   личности.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.

Создание     социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся

Использование  видеоматериалов на уроках истории, как средство формирования навыков самостоятельной работы  глухих школьников.

           В условиях бурного развития  информационных и телекоммуникационных технологий использование мультимедийных средств в обучении является важным фактором  в оптимизации процесса самостоятельной работы на уроках истории  в школе глухих.

         Использование видеоматериалов на уроке дает возможность решать такие дидактические задачи:

1. Развивать познавательные интересы и способности учеников;

2. Обеспечивать научность обучения;

3. Обеспечивать получение учениками глубоких знаний;

4. Ускоряют темп обучения и запоминания учебного материала;

5. Активизируют самостоятельную работу школьников;

6. Усиливают наглядность.

         Четкой классификации видеоматериалов в современной методике истории пока не существует. Можно поделить все видеоматериалы на учебные, документальные и художественные. К учебным видеоматериалам следует отнести телеэкскурсии в музеи, к мемориальным историческим памятникам, телевизионные передачи об отдельных исторических событиях или проблемах, исторических деятелях.

         Основная проблема, которая встает в этом случае перед учителем – это несоответствие предложенного на урок видеоматериала действующей учебной программе. Просмотр должен заканчиваться обсуждением увиденного.

         1.Использование учебных видеоматериалов целесообразно:

- во время объяснения нового материала, как иллюстративного и самостоятельного источника информации;

- с целью закрепления только что изученного материала;

- во время повторения ранее изученного материала;

- при обобщении и систематизации знаний;

- как вступление во время изучения новой темы.

         2. Определяется время демонстрации, учитывается возраст учеников, содержание материала, который изучается. В любом случае длительность демонстрации учебного видеоматериала на уроке не должна превышать 7-10 минут.

         3. Необходимо определить способы активизации познавательной деятельности учеников, т.е. совокупность приемов, которые сформируют психологическую установку на восприятие видеоматериалов.

         Просмотр учебных видеоматериалов не должен превратиться в киносеанс. Максимальное время просмотра не должно превышать 15 минут. В исключительных случаях он может быть увеличен до 20 минут.

         Часто трехминутный фрагмент, с точки зрения дидактики намного полезнее и эффективнее, чем перегруженный информацией целый видеофильм. Демонстрируя отрывок из фильма, на уроке мы уходим от простой иллюстрации картинок, живо предаём эмоции, чувства. Мы одновременно показываем костюмы, здания, утварь эпохи, взаимоотношения, обычаи и традиции. Мы « одним выстрелом убиваем» сразу несколько «зайцев».  А когда на уроке показываешь отрывок из киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение» - Сталинградская битва, битва за Москву и видишь слёзы на глазах девчонок, серьёзные складки между бровей у мальчишек, то понимаешь что главная задача решена с большим успехом! »

         Документальные видеоматериалы – это интервью, видеохроники и т.п. Исходя из того, что документальное видео может выступать перед учащимися как исторический источник, работа учеников с ним состоит из следующих этапов:

I. Описание.

II. Интерпретация.

III. Выводы и обобщения.

      С учебной-просветительской точки зрения видеоматериалы являются полезными, поскольку:

- исторические факты могут быть представлены необычайно захватывающими;

- они создают сюжетно-тематические картины и исторические реконструкции, учитывая невозможность наблюдать события прошлого визуально;

- они позволяют ученикам привязать знания определенным визуальным образом;

- они позволяют развивать у учеников навыки и умения исторического критического мышления.

         Видеоматериалы нужно применять на уроке истории, используя большие возможности, которые дают учителю современные технологии.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯНАЯ   РАБОТА НА УРОКЕ С КАРТОЙ

          Сформировать стойкие умения  и навыки у глухих учеников работать с исторической картой на начальном этапе помогает алгоритм -инструкция, которая дает возможность правильно организовать самостоятельную    работу учеников с исторической картой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории в специальной школе для глухих детей. »

Меренич Людмила Павловна, учитель-дефектолог, учитель истории Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №19 Донецкого обласного совета


Организация самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории в специальной школе для глухих детей.


Аннотация.


В данной статье рассмотрены проблемы организации самостоятельной работы глухих учащихся на уроках истории,подчеркивается ее значение в повышении интереса у школьников к предмету и повышению эффективности уроков истории,обогащается словарный запас,формируются и развиваются творческие способности глухих детей,расширяется сфера применения знаний ,умение делать выводы, приобратение опыта собственных суждений. Использование видеоматериалов на уроке дает возможность развивать познавательные интересы и способности учеников; обеспечивать научность обучения; получение учениками глубоких знаний; ускоряют темп обучения и запоминания учебного материала; усиливают наглядность, активизируют самостоятельную работу школьников.

Самостоятельная работа на уроках истории в школе глухих , как правило, направлена на дублирование мысли учителя или текста учебника. Как правило, характер самостоятельной работы - это работа по образцу и отсутствие продуктивной деятельности ученика. При работе с учебником используются ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям. Необходимо совершенствовать подходы к самостоятельной работе на уроках истории в специальной школе.. Нужно показать, что без такого вида работы не может быть знающих и мыслящих учеников Особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования, приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа на уроках истории представляет собой особый вид учебной деятельности ,которая осуществляется под руководством учителя, но без непосредственного вмешательства; потому что именно такой вид деятельности наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа - это, прежде всего, умение, мотивация и сильная воля, наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.


Критерии определения самостоятельности глухих учащихся на уроке разнообразны:

  1. наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;

  2. предварительная словарная работа, наличие инструктажа, который поможет инициативе ученика;

  3. внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;

  4. собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);

  5. готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;

  6. соединение собственных мыслей с действием;

  7. проявление инициативы и творчества.

Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения? Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам глухого ребенка

Структура самостоятельной работы включает три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по

алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:

  • выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;

  • выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);

  • выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);

  • выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.( )

На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).

Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, к готовности к работе на самоподготовке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний. Таблица

Этапы урока

Виды самостоятельной работы

Подготовка к

восприятию

материала

Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, картин, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.

Изучение новых

знаний


При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская
буржуазная революция). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику.

Применение

знаний

Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты.

Обобщение и

систематизация

знаний

Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов.

Проверка знаний,

умений и навыков


Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов).


При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  • по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);

  • по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);

  • по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

  • по месту выполнения (на уроке, вне урока);

  • по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик)

Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.

Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

Осознание учащимися результатов своих достижений.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся . Так на уроке усвоения новых знаний формы организации деятельности учащихся могут быть такими :


Время

Формы организации деятельности учащихся

10-15

минуты

урока

Фронтальная работа

15-20

минуты

урока

Самостоятельная работа для группы сильных учащихся

Работа средних и слабых учащихся с учителем

20-30

минуты

урока

Работа группы с учителем

Разноуровневая самостоятельная работа

30-35

минуты

урока

Фронтальная работа для обобщения и систематизации знаний


Этап закрепления учебного материала


Время

Формы организации деятельности учащихся

15-25

минуты

урока

Самостоятельная работа группы

Работа групп с учителем

25-35

минуты

урока

Работа с учителем

Самостоятельное выполнение разноуровневых заданий

35-40

минуты

урока

Групповая работа: однородные группы или группы разноуровнего состава - выполнение одинаковых заданий

Формирование учащихся в группы всегда должно быть гибким (нельзя постоянно группировать сильных и слабых).

Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, во фронтальной беседе с классом; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.

Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

Дидактические цели и задачи уроков истории:

- Повышение интереса у школьников к истории .

- Активизация деятельности учащихся, повышение эффективности уроков истории

- Формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Создавать условия для творческого изучения учебного материала и прочного усвоения знаний.

  2. Нацеливать учащихся на овладение понятиями, фактами, научной проблематикой, известными научными теориями, историческими закономерностями и правилами.

  3. Формировать устойчивые как учебные, так и фундаментальные знания, умения и навыки. Так как эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения знаний.

  4. Воспитывать знающих и желающих знать больше, самостоятельно мыслящих, культурных, ответственных молодых людей - будущего нашей страны.

Основные направления оптимизации самостоятельной работы на уроках истории:

Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.

Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.

Формирование положительной Я-концепции у школьников и

креативной личности.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.

Создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся

Использование видеоматериалов на уроках истории, как средство формирования навыков самостоятельной работы глухих школьников .

В условиях бурного развития информационных и телекоммуникационных технологий использование мультимедийных средств в обучении является важным фактором в оптимизации процесса самостоятельной работы на уроках истории в школе глухих.

Использование видеоматериалов на уроке дает возможность решать такие дидактические задачи:

1. Развивать познавательные интересы и способности учеников;

2. Обеспечивать научность обучения;

3. Обеспечивать получение учениками глубоких знаний;

4. Ускоряют темп обучения и запоминания учебного материала;

5. Активизируют самостоятельную работу школьников;

6. Усиливают наглядность.

Четкой классификации видеоматериалов в современной методике истории пока не существует. Можно поделить все видеоматериалы на учебные, документальные и художественные. К учебным видеоматериалам следует отнести телеэкскурсии в музеи, к мемориальным историческим памятникам, телевизионные передачи об отдельных исторических событиях или проблемах, исторических деятелях.

Основная проблема, которая встает в этом случае перед учителем – это несоответствие предложенного на урок видеоматериала действующей учебной программе. Просмотр должен заканчиваться обсуждением увиденного.

1.Использование учебных видеоматериалов целесообразно:

- во время объяснения нового материала, как иллюстративного и самостоятельного источника информации;

- с целью закрепления только что изученного материала;

- во время повторения ранее изученного материала;

- при обобщении и систематизации знаний;

- как вступление во время изучения новой темы.

2. Определяется время демонстрации, учитывается возраст учеников, содержание материала, который изучается. В любом случае длительность демонстрации учебного видеоматериала на уроке не должна превышать 7-10 минут.

3. Необходимо определить способы активизации познавательной деятельности учеников, т.е. совокупность приемов, которые сформируют психологическую установку на восприятие видеоматериалов. Такими приемами могут быть:

а. объявление цели просмотра;

б. выделение главного в просмотре;

в. вступительное слово;

г. постановка проблемных вопросов или заданий;

д. составление плана;

е. задания для пересказа;

ж. заключительная беседа.

Просмотр учебных видеоматериалов не должен превратиться в киносеанс. Максимальное время просмотра не должно превышать 15 минут. В исключительных случаях он может быть увеличен до 20 минут.

Часто трехминутный фрагмент, с точки зрения дидактики намного полезнее и эффективнее, чем перегруженный информацией целый видеофильм. Демонстрируя отрывок из фильма, на уроке мы уходим от простой иллюстрации картинок, живо предаём эмоции, чувства. Мы одновременно показываем костюмы, здания, утварь эпохи, взаимоотношения, обычаи и традиции. Мы « одним выстрелом убиваем» сразу несколько «зайцев». А когда на уроке показываешь отрывок из киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение» - Сталинградская битва, битва за Москву и видишь слёзы на глазах девчонок, серьёзные складки между бровей у мальчишек, то понимаешь что главная задача решена с большим успехом! »

Документальные видеоматериалы – это интервью, видеохроники и т.п. Исходя из того, что документальное видео может выступать перед учащимися как исторический источник, работа учеников с ним состоит из следующих этапов:

I. Описание.

1. Опишите, что вы увидели. Обратите внимание на детали.

2. Обратите внимание на объекты, которые попали на передний план, а какие остались на заднем.

3. Что делали, чем занимались люди, которые попали в объектив кинокамеры?

4. Если центральной фигурой сюжета явился известный исторический деятель, попробуйте описать его внешность,обратите внимание на его движения, выражение лица.

5. Какие детали просмотренного сюжета вам запомнились больше? Почему?

II. Интерпретация.

1. С историей какой страны связан просмотренный вами видеосюжет? Почему вы так думаете?

2. К какому времени вы отнесли эти кадры? Обоснуйте свое мнение?

3. Изменилось ли ваше представление об исторических событиях после просмотра видеосюжета?

4. Что нового вы узнали об исторических событиях, которые были вам знакомы из изученного материала?

5. С какой целью и для какой аудитории был снят видеосюжет?

III. Выводы и обобщения.

1.Какой можно сделать вывод?

2.Сделайте обобщения.

С учебной-просветительской точки зрения видеоматериалы являются полезными, поскольку:

- исторические факты могут быть представлены необычайно захватывающими;

- они создают сюжетно-тематические картины и исторические реконструкции, учитывая невозможность наблюдать события прошлого визуально;

- они позволяют ученикам привязать знания определенным визуальным образом;

- они позволяют развивать у учеников навыки и умения исторического критического мышления.

Видеоматериалы нужно применять на уроке истории, используя большие возможности, которые дают учителю современные технологии.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ С КАРТОЙ


Сформировать стойкие умения и навыки у глухих учеников работать с исторической картой на начальном этапе помогает алгоритм -инструкция, которая дает возможность правильно организовать самостоятельную работу учеников с исторической картой. Она имеет такое содержание:

  1. Найдите в атласе карту, необходимую для проведения практической работи, Воспользуйтесь для єтого содеожанием атласа;

  2. Проверьте по названию карты правильность своего выбора.

  3. Начинать работту с картой нужно с внимательного ознакомления с содержанием условных обозначений.

  4. Обратите внимание на цветные обозначения исторических обїектов.

  5. Внимательно ознакомтесь с содержанием задания.

  6. Для поиска объекта разделите условно карту на квадраты. Переходите слева направо от одного квадрата к другому.

  7. Обращайте внимание на цифровые показатели карты.

  8. Пытайтесь видеть карту, а не отдельные объекты.

  9. На исторической карте мелочи имеют особенное значение!

Ожидаемые результаты:

Цель учителя в повседневном труде добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из учеников , чтобы ребята ждали новой встречи новой встречи с уроком истории. Использование разнообразной самостоятельной работы на уроках истории в специальной школе ожидается следующее:

  1. Снижение страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

  2. Появление у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.

  3. Формирование привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

  4. Развитие способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

  5. Развитие такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

  6. Развитие творческого воображения у школьников , развитие мышления.

  7. Повышение активности учащихся в решении задач творческого характера.

  8. Достижение высокого уровня развития личности ученика.

  9. Повышение интереса к предмету, обогащение пассивного и активного словаря глухих школьников.





Список используемой литературы:


1.Гора П.В.Методические приемы и средства наглядного обучения в средней школе. М.-1971г-221с.

2.ДесятовД. Использование компьютерных технологий при организации работы школьников. История в школе-2007г.№9 с.4-7.

3Десятов Д.Методика развития исторического мышления наглядными средствами. Основа.- 2008г.

3.Терно С. Составляющие эффективного обучения или что нужно знать учителю о познавательных процессах учеников//История в школах Украины.-

2005г.-№4-с.11.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Меренич Людмила Павловна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства