Меренич Людмила Павловна, учитель-дефектолог, учитель истории Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №19 (для глухих детей)
Организация самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории в специальной школе для глухих детей.
Самостоятельная работа на уроках истории в школе глухих представляет собой особый вид учебной деятельности,которая осуществляется под руководством учителя, но без непосредственного вмешательства; потому что именно такой вид деятельности наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа - это, прежде всего, умение, мотивация и сильная воля, наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.
Критерии определения самостоятельности глухих учащихся на уроке разнообразны:
1. наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
2. предварительная словарная работа, наличие инструктажа, который поможет инициативе ученика;
3. внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
4. собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);
5. готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
6. соединение собственных мыслей с действием;
7. проявление инициативы и творчества.
Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения? Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно - самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам глухого ребенка
Структура самостоятельной работы включает три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу; выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.
На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, к готовности к работе на самоподготовке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская
буржуазная революция). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся.
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, во фронтальной беседе с классом; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем.
Основные направления оптимизации самостоятельной работы на уроках истории:
Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.
Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.
Формирование положительной Я-концепции у школьников и
креативной личности.
Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.
Создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся
Использование видеоматериалов на уроках истории, как средство формирования навыков самостоятельной работы глухих школьников.
В условиях бурного развития информационных и телекоммуникационных технологий использование мультимедийных средств в обучении является важным фактором в оптимизации процесса самостоятельной работы на уроках истории в школе глухих.
Использование видеоматериалов на уроке дает возможность решать такие дидактические задачи:
1. Развивать познавательные интересы и способности учеников;
2. Обеспечивать научность обучения;
3. Обеспечивать получение учениками глубоких знаний;
4. Ускоряют темп обучения и запоминания учебного материала;
5. Активизируют самостоятельную работу школьников;
6. Усиливают наглядность.
Четкой классификации видеоматериалов в современной методике истории пока не существует. Можно поделить все видеоматериалы на учебные, документальные и художественные. К учебным видеоматериалам следует отнести телеэкскурсии в музеи, к мемориальным историческим памятникам, телевизионные передачи об отдельных исторических событиях или проблемах, исторических деятелях.
Основная проблема, которая встает в этом случае перед учителем – это несоответствие предложенного на урок видеоматериала действующей учебной программе. Просмотр должен заканчиваться обсуждением увиденного.
1.Использование учебных видеоматериалов целесообразно:
- во время объяснения нового материала, как иллюстративного и самостоятельного источника информации;
- с целью закрепления только что изученного материала;
- во время повторения ранее изученного материала;
- при обобщении и систематизации знаний;
- как вступление во время изучения новой темы.
2. Определяется время демонстрации, учитывается возраст учеников, содержание материала, который изучается. В любом случае длительность демонстрации учебного видеоматериала на уроке не должна превышать 7-10 минут.
3. Необходимо определить способы активизации познавательной деятельности учеников, т.е. совокупность приемов, которые сформируют психологическую установку на восприятие видеоматериалов.
Просмотр учебных видеоматериалов не должен превратиться в киносеанс. Максимальное время просмотра не должно превышать 15 минут. В исключительных случаях он может быть увеличен до 20 минут.
Часто трехминутный фрагмент, с точки зрения дидактики намного полезнее и эффективнее, чем перегруженный информацией целый видеофильм. Демонстрируя отрывок из фильма, на уроке мы уходим от простой иллюстрации картинок, живо предаём эмоции, чувства. Мы одновременно показываем костюмы, здания, утварь эпохи, взаимоотношения, обычаи и традиции. Мы « одним выстрелом убиваем» сразу несколько «зайцев». А когда на уроке показываешь отрывок из киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение» - Сталинградская битва, битва за Москву и видишь слёзы на глазах девчонок, серьёзные складки между бровей у мальчишек, то понимаешь что главная задача решена с большим успехом! »
Документальные видеоматериалы – это интервью, видеохроники и т.п. Исходя из того, что документальное видео может выступать перед учащимися как исторический источник, работа учеников с ним состоит из следующих этапов:
I. Описание.
II. Интерпретация.
III. Выводы и обобщения.
С учебной-просветительской точки зрения видеоматериалы являются полезными, поскольку:
- исторические факты могут быть представлены необычайно захватывающими;
- они создают сюжетно-тематические картины и исторические реконструкции, учитывая невозможность наблюдать события прошлого визуально;
- они позволяют ученикам привязать знания определенным визуальным образом;
- они позволяют развивать у учеников навыки и умения исторического критического мышления.
Видеоматериалы нужно применять на уроке истории, используя большие возможности, которые дают учителю современные технологии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ С КАРТОЙ
Сформировать стойкие умения и навыки у глухих учеников работать с исторической картой на начальном этапе помогает алгоритм -инструкция, которая дает возможность правильно организовать самостоятельную работу учеников с исторической картой.