kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812г. в картинах художника В. Верещагина)».

Пояснительная записка.

Место урока в учебном плане: урок «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В. Верещагина)» входит в тему «Россия в XVIII – середине XIXв». На изучение темы урока можно использовать 2 часа, исходя из важности проблем, рассматриваемых в теме.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Отечественная война 1812года».

Задачи:

  1. Создание информационного проекта и презентации.

  2. Актуализация и углубление знаний учащихся по теме «Отечественная война 1812 года».

  3. Формирование целостного представления о роли и месте России, края в мировой истории.

  4. Развитие у учащихся способности к сотрудничеству, развитие регулятивных универсальных учебных действий.

  5. Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за земляков.

В результате работы над проектом учащиеся должны:

  1. Знать основные факты и процессы, характеризующие целостность и системность отечественной и всеобщей истории, истории края.

  2. Уметь проводить поиск информации в источниках разного типа.

  3. Уметь анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, картина).

  4. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

  5. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

  6. Представлять результаты изучения материала в форме презентации, таблицы, развернутых ответов на вопросы.

Принципы отбора содержания и логики структуры урока: принцип научности, системности, доступности, наглядности, сознательности, активности, учета возрастных особенностей.

Используемые методы и формы: словесные, наглядные, частично-поисковый, метод проектной деятельности.

Средства обучения: учебники, справочники, документы, презентация, записи на доске, материалы экскурсии в музей.

Ожидаемые результаты:

  1. Систематизация материала по теме в форме докладов, таблицы.

  2. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

  3. Презентация по теме.

Способы контроля: индивидуальный, групповой.

Тип урока: семинар.

Методическая разработка урока.

За три недели до проведения урока проводится беседа с учащимися о том, что они знают о войне 1812 года, что хотели бы узнать, какие источники информации можно использовать. Учитель обращает внимание на возможность использования такого ресурса, как музей Верещагиных, спрашивает о желании и готовности детей использовать данный ресурс. Получив положительный ответ, начинается работа над проектом и подготовка к семинару.

Работа над проектом.

Этап

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

I.

Подготовительный

Определение подтем в теме, распределение обучающихся по их желанию на группы, выбор тем и цели проекта.

Обсуждают информацию, формулируют цели с указанием на результат.

Знакомит со смыслом проекта, мотивирует обучающихся, помогает в постановке цели.

II.

Планирование

Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение формы отчета, определение критериев оценки результата, распределение обязанностей в группах.

Составляют план действий и формулируют конкретные задачи для каждого участника.

Предлагает идеи, консультирует.

III.

Основной

Сбор информации, работа с документами и хрестоматией, посещение дома-музея Верещагиных, консультации с учителями художественной школы, сотрудниками музея.

Наблюдает, консультирует деятельность учеников, групп.

IV.

Результаты и вывод

Анализ информации, формулировка выводов.

Анализируют.

Наблюдает, консультирует, корректирует, подводит к выводам.

V.

Отчет

Отчет о проделанной работе.

Доклады по темам и презентация с рассказом об отражении событий Отечественной войны 1812 г. в картинах Верещагина с ответом на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника проекта.

VI.

Оценка результата.

Оценка результата.

Обсуждают работу, оценивают (самооценка).

Оценка результатов работы, указание на неиспользованные возможности, т. е. корректировка, контроль

Работа над I и II этапами длилась неделю, над остальными – 2 недели.

Учащиеся разделились на 5 групп и начали подготовку к уроку: 4 группы готовили доклады, в соответствии с планом семинара, а 5 группа составляла презентацию.

План семинара:

  1. Внешняя политика России в начале XIX века (участие России в антифранцузских коалициях, Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир).

  2. Первый этап войны (причины войны, характер войны, планы сторон, отступление русской армии, Бородинское сражение, совет в Филях, вступление французов в Москву).

  3. Второй этап войны (контрнаступление русской армии, изгнание Наполеона из России, гибель Великой армии), партизанское движение в годы войны, народное ополчение.

  4. Источники победы России в войне. Выдающиеся полководцы. Историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.

Одна из групп составляла презентацию по темам:

Тема

Картина В. Верещагина

«Бородинское сражение»

«Наполеон на Бородинских высотах»

«Партизанское движение»

«Не замай, дай подойти»

«Французы в Москве»

«В Петровском дворце»,

«В Успенском соборе»

«Гибель Великой армии»

«На морозе» или «Наполеон в зимнем одеянии»,

«Ночной привал Великой армии»

Оформление доски.

Тема: «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В. Верещагина)».

«Тут были генералы, офицеры и солдаты – все взывали к далекой родине и кляли Россию с ее морозами, одинаково недружелюбно поминая императоров Наполеона и Александра…»

В. В. Верещагин

Проблемный вопрос: за что и почему « одинаково недружелюбно» поминали «императоров Наполеона и Александра»?

Ход семинара:

  1. Вступительное слово учителя (5 минут ).

Победа России в Отечественной войне 1812 года – это славная, героическая страница в истории России. В ходе войны ярко проявились героизм, мужество, патриотизм, беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Именно поэтому война называется Отечественной. Интерес к событиям войны 1812 года проявляли историки, деятели искусства, среди них – Василий Верещагин – баталист, 170-летие со дня рождения которого мы отметили в 2012году. В соответствии с планом семинара мы попытаемся систематизировать материал по теме и ответить на проблемный вопрос. В процессе выступления групп вы должны заполнить таблицу: «Ход Отечественной войны 1812 года».

Дата

Событие

Имена выдающихся

участников

Влияние событий

на ход войны.

  1. Выступление групп по плану семинара с использованием презентации (по 13 минут для каждой группы).

  2. Ответ на вопрос: за что и почему «одинаково недружелюбно» поминали «императоров Наполеона и Александра»? (10 минут).

  3. Рефлексия, оценивание результатов, самооценка (7 минут ).

  4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какие картины В. Верещагина изменили Ваше представление об Отечественной войне 1812 года и почему?» (3 минуты)

Проект позволил реализовать компетентностный подход: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уважительно относиться к мнению другого человека, владеть устным общением, умением планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

При оценивании проекта были выбраны следующие критерии:

  1. Использование дополнительной информации и документов.

  2. Аргументация своей позиции.

  3. Умение отвечать на вопросы.

  4. Речевая культура.

  5. Творческая самостоятельность.

  6. Коллективный характер решений.

Данный проект может быть использован другими педагогами с учетом педагогических задач, возрастных особенностей и способностей детей.

При отсутствии возможности посетить музей можно провести заочную экскурсию.

Список литературы для учащихся.

  1. В.В.Верещагин, Наполеон I в России./Вступ. ст. В.А. Кошелева и А.В.Чернова/ Тверь, «Созвездие», 1993.

  2. Соловьев В.М., История Отечества: Популярная энциклопедия: -М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  3. Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ авт. – сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, с. 267-272

Список литературы для учителя.

  1. В.В.Верещагин, Наполеон I в России./Вступ. ст. В.А. Кошелева и А.В.Чернова/ Тверь, «Созвездие», 1993.

  2. Клименко А.В.,Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002,9.

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М.,1981.

  4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2004,3.

  5. Соловьев В.М., История Отечества: Популярная энциклопедия: -М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  6. Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ авт. – сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, с. 267-272

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В.Верещагина)». »

Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812г. в картинах художника В. Верещагина)».

Пояснительная записка.

Место урока в учебном плане: урок «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В. Верещагина)» входит в тему «Россия в XVIII – середине XIXв». На изучение темы урока можно использовать 2 часа, исходя из важности проблем, рассматриваемых в теме.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Отечественная война 1812года».

Задачи:

  1. Создание информационного проекта и презентации.

  2. Актуализация и углубление знаний учащихся по теме «Отечественная война 1812 года».

  3. Формирование целостного представления о роли и месте России, края в мировой истории.

  4. Развитие у учащихся способности к сотрудничеству, развитие регулятивных универсальных учебных действий.

  5. Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за земляков.

В результате работы над проектом учащиеся должны:

  1. Знать основные факты и процессы, характеризующие целостность и системность отечественной и всеобщей истории, истории края.

  2. Уметь проводить поиск информации в источниках разного типа.

  3. Уметь анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, картина).

  4. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

  5. Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

  6. Представлять результаты изучения материала в форме презентации, таблицы, развернутых ответов на вопросы.

Принципы отбора содержания и логики структуры урока: принцип научности, системности, доступности, наглядности, сознательности, активности, учета возрастных особенностей.

Используемые методы и формы: словесные, наглядные, частично-поисковый, метод проектной деятельности.

Средства обучения: учебники, справочники, документы, презентация, записи на доске, материалы экскурсии в музей.

Ожидаемые результаты:

  1. Систематизация материала по теме в форме докладов, таблицы.

  2. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

  3. Презентация по теме.

Способы контроля: индивидуальный, групповой.

Тип урока: семинар.

Методическая разработка урока.

За три недели до проведения урока проводится беседа с учащимися о том, что они знают о войне 1812 года, что хотели бы узнать, какие источники информации можно использовать. Учитель обращает внимание на возможность использования такого ресурса, как музей Верещагиных, спрашивает о желании и готовности детей использовать данный ресурс. Получив положительный ответ, начинается работа над проектом и подготовка к семинару.

Работа над проектом.

Этап

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

I.

Подготовительный

Определение подтем в теме, распределение обучающихся по их желанию на группы, выбор тем и цели проекта.

Обсуждают информацию, формулируют цели с указанием на результат.

Знакомит со смыслом проекта, мотивирует обучающихся, помогает в постановке цели.

II.

Планирование

Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение формы отчета, определение критериев оценки результата, распределение обязанностей в группах.

Составляют план действий и формулируют конкретные задачи для каждого участника.

Предлагает идеи, консультирует.

III.

Основной

Сбор информации, работа с документами и хрестоматией, посещение дома-музея Верещагиных, консультации с учителями художественной школы, сотрудниками музея.

Наблюдает, консультирует деятельность учеников, групп.

IV.

Результаты и вывод

Анализ информации, формулировка выводов.

Анализируют.

Наблюдает, консультирует, корректирует, подводит к выводам.

V.

Отчет

Отчет о проделанной работе.

Доклады по темам и презентация с рассказом об отражении событий Отечественной войны 1812 г. в картинах Верещагина с ответом на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника проекта.

VI.

Оценка результата.

Оценка результата.

Обсуждают работу, оценивают (самооценка).

Оценка результатов работы, указание на неиспользованные возможности, т. е. корректировка, контроль

Работа над I и II этапами длилась неделю, над остальными – 2 недели.

Учащиеся разделились на 5 групп и начали подготовку к уроку: 4 группы готовили доклады, в соответствии с планом семинара, а 5 группа составляла презентацию.

План семинара:

  1. Внешняя политика России в начале XIX века (участие России в антифранцузских коалициях, Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир).

  2. Первый этап войны (причины войны, характер войны, планы сторон, отступление русской армии, Бородинское сражение, совет в Филях, вступление французов в Москву).

  3. Второй этап войны (контрнаступление русской армии, изгнание Наполеона из России, гибель Великой армии), партизанское движение в годы войны, народное ополчение.

  4. Источники победы России в войне. Выдающиеся полководцы. Историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.

Одна из групп составляла презентацию по темам:

Тема

Картина В. Верещагина

«Бородинское сражение»

«Наполеон на Бородинских высотах»

«Партизанское движение»

«Не замай, дай подойти»

«Французы в Москве»

«В Петровском дворце»,

«В Успенском соборе»

«Гибель Великой армии»

«На морозе» или «Наполеон в зимнем одеянии»,

«Ночной привал Великой армии»

Оформление доски.

Тема: «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В. Верещагина)».

«Тут были генералы, офицеры и солдаты – все взывали к далекой родине и кляли Россию с ее морозами, одинаково недружелюбно поминая императоров Наполеона и Александра…»

В. В. Верещагин

Проблемный вопрос: за что и почему « одинаково недружелюбно» поминали «императоров Наполеона и Александра»?

Карта «Отечественная война 1812 г.»

Портрет императора Александра I

Портрет Наполеона







Ход семинара:

  1. Вступительное слово учителя (5 минут ).

Победа России в Отечественной войне 1812 года – это славная, героическая страница в истории России. В ходе войны ярко проявились героизм, мужество, патриотизм, беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Именно поэтому война называется Отечественной. Интерес к событиям войны 1812 года проявляли историки, деятели искусства, среди них – Василий Верещагин – баталист, 170-летие со дня рождения которого мы отметили в 2012году. В соответствии с планом семинара мы попытаемся систематизировать материал по теме и ответить на проблемный вопрос. В процессе выступления групп вы должны заполнить таблицу: «Ход Отечественной войны 1812 года».

Дата

Событие

Имена выдающихся

участников

Влияние событий

на ход войны





  1. Выступление групп по плану семинара с использованием презентации (по 13 минут для каждой группы).

  2. Ответ на вопрос: за что и почему «одинаково недружелюбно» поминали «императоров Наполеона и Александра»? (10 минут).

  3. Рефлексия, оценивание результатов, самооценка (7 минут ).

  4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какие картины В. Верещагина изменили Ваше представление об Отечественной войне 1812 года и почему?» (3 минуты)

Проект позволил реализовать компетентностный подход: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уважительно относиться к мнению другого человека, владеть устным общением, умением планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

При оценивании проекта были выбраны следующие критерии:

  1. Использование дополнительной информации и документов.

  2. Аргументация своей позиции.

  3. Умение отвечать на вопросы.

  4. Речевая культура.

  5. Творческая самостоятельность.

  6. Коллективный характер решений.

Данный проект может быть использован другими педагогами с учетом педагогических задач, возрастных особенностей и способностей детей.

При отсутствии возможности посетить музей можно провести заочную экскурсию.











Список литературы для учащихся.

  1. В.В.Верещагин, Наполеон I в России./Вступ. ст. В.А. Кошелева и А.В.Чернова/ Тверь, «Созвездие», 1993.

  2. Соловьев В.М., История Отечества: Популярная энциклопедия: -М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  3. Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ авт. – сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, с. 267-272

Список литературы для учителя.

  1. В.В.Верещагин, Наполеон I в России./Вступ. ст. В.А. Кошелева и А.В.Чернова/ Тверь, «Созвездие», 1993.

  2. Клименко А.В.,Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002,9.

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М.,1981.

  4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2004,3.

  5. Соловьев В.М., История Отечества: Популярная энциклопедия: -М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  6. Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ авт. – сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, с. 267-272









.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Хозова Татьяна Альбертовна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157447

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства