Конспект урока истории по теме «Отечественная война 1812 г. (война 1812г. в картинах художника В. Верещагина)».
Пояснительная записка.
Место урока в учебном плане: урок «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В. Верещагина)» входит в тему «Россия в XVIII – середине XIXв». На изучение темы урока можно использовать 2 часа, исходя из важности проблем, рассматриваемых в теме.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Отечественная война 1812года».
Задачи:
-
Создание информационного проекта и презентации.
-
Актуализация и углубление знаний учащихся по теме «Отечественная война 1812 года».
-
Формирование целостного представления о роли и месте России, края в мировой истории.
-
Развитие у учащихся способности к сотрудничеству, развитие регулятивных универсальных учебных действий.
-
Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за земляков.
В результате работы над проектом учащиеся должны:
-
Знать основные факты и процессы, характеризующие целостность и системность отечественной и всеобщей истории, истории края.
-
Уметь проводить поиск информации в источниках разного типа.
-
Уметь анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, карта, схема, картина).
-
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
-
Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
-
Представлять результаты изучения материала в форме презентации, таблицы, развернутых ответов на вопросы.
Принципы отбора содержания и логики структуры урока: принцип научности, системности, доступности, наглядности, сознательности, активности, учета возрастных особенностей.
Используемые методы и формы: словесные, наглядные, частично-поисковый, метод проектной деятельности.
Средства обучения: учебники, справочники, документы, презентация, записи на доске, материалы экскурсии в музей.
Ожидаемые результаты:
-
Систематизация материала по теме в форме докладов, таблицы.
-
Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
-
Презентация по теме.
Способы контроля: индивидуальный, групповой.
Тип урока: семинар.
Методическая разработка урока.
За три недели до проведения урока проводится беседа с учащимися о том, что они знают о войне 1812 года, что хотели бы узнать, какие источники информации можно использовать. Учитель обращает внимание на возможность использования такого ресурса, как музей Верещагиных, спрашивает о желании и готовности детей использовать данный ресурс. Получив положительный ответ, начинается работа над проектом и подготовка к семинару.
Работа над проектом.
Этап
Содержание работы
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
I.
Подготовительный
Определение подтем в теме, распределение обучающихся по их желанию на группы, выбор тем и цели проекта.
Обсуждают информацию, формулируют цели с указанием на результат.
Знакомит со смыслом проекта, мотивирует обучающихся, помогает в постановке цели.
II.
Планирование
Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение формы отчета, определение критериев оценки результата, распределение обязанностей в группах.
Составляют план действий и формулируют конкретные задачи для каждого участника.
Предлагает идеи, консультирует.
III.
Основной
Сбор информации, работа с документами и хрестоматией, посещение дома-музея Верещагиных, консультации с учителями художественной школы, сотрудниками музея.
Наблюдает, консультирует деятельность учеников, групп.
IV.
Результаты и вывод
Анализ информации, формулировка выводов.
Анализируют.
Наблюдает, консультирует, корректирует, подводит к выводам.
V.
Отчет
Отчет о проделанной работе.
Доклады по темам и презентация с рассказом об отражении событий Отечественной войны 1812 г. в картинах Верещагина с ответом на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника проекта.
VI.
Оценка результата.
Оценка результата.
Обсуждают работу, оценивают (самооценка).
Оценка результатов работы, указание на неиспользованные возможности, т. е. корректировка, контроль
Работа над I и II этапами длилась неделю, над остальными – 2 недели.
Учащиеся разделились на 5 групп и начали подготовку к уроку: 4 группы готовили доклады, в соответствии с планом семинара, а 5 группа составляла презентацию.
План семинара:
-
Внешняя политика России в начале XIX века (участие России в антифранцузских коалициях, Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир).
-
Первый этап войны (причины войны, характер войны, планы сторон, отступление русской армии, Бородинское сражение, совет в Филях, вступление французов в Москву).
-
Второй этап войны (контрнаступление русской армии, изгнание Наполеона из России, гибель Великой армии), партизанское движение в годы войны, народное ополчение.
-
Источники победы России в войне. Выдающиеся полководцы. Историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.
Одна из групп составляла презентацию по темам:
Тема
Картина В. Верещагина
«Бородинское сражение»
«Наполеон на Бородинских высотах»
«Партизанское движение»
«Не замай, дай подойти»
«Французы в Москве»
«В Петровском дворце»,
«В Успенском соборе»
«Гибель Великой армии»
«На морозе» или «Наполеон в зимнем одеянии»,
«Ночной привал Великой армии»
Оформление доски.
Тема: «Отечественная война 1812 г. (война 1812 г. в картинах художника В. Верещагина)».
«Тут были генералы, офицеры и солдаты – все взывали к далекой родине и кляли Россию с ее морозами, одинаково недружелюбно поминая императоров Наполеона и Александра…»
В. В. Верещагин
Проблемный вопрос: за что и почему « одинаково недружелюбно» поминали «императоров Наполеона и Александра»?
Ход семинара:
-
Вступительное слово учителя (5 минут ).
Победа России в Отечественной войне 1812 года – это славная, героическая страница в истории России. В ходе войны ярко проявились героизм, мужество, патриотизм, беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Именно поэтому война называется Отечественной. Интерес к событиям войны 1812 года проявляли историки, деятели искусства, среди них – Василий Верещагин – баталист, 170-летие со дня рождения которого мы отметили в 2012году. В соответствии с планом семинара мы попытаемся систематизировать материал по теме и ответить на проблемный вопрос. В процессе выступления групп вы должны заполнить таблицу: «Ход Отечественной войны 1812 года».
Дата
Событие
Имена выдающихся
участников
Влияние событий
на ход войны.
-
Выступление групп по плану семинара с использованием презентации (по 13 минут для каждой группы).
-
Ответ на вопрос: за что и почему «одинаково недружелюбно» поминали «императоров Наполеона и Александра»? (10 минут).
-
Рефлексия, оценивание результатов, самооценка (7 минут ).
-
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какие картины В. Верещагина изменили Ваше представление об Отечественной войне 1812 года и почему?» (3 минуты)
Проект позволил реализовать компетентностный подход: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уважительно относиться к мнению другого человека, владеть устным общением, умением планировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
При оценивании проекта были выбраны следующие критерии:
-
Использование дополнительной информации и документов.
-
Аргументация своей позиции.
-
Умение отвечать на вопросы.
-
Речевая культура.
-
Творческая самостоятельность.
-
Коллективный характер решений.
Данный проект может быть использован другими педагогами с учетом педагогических задач, возрастных особенностей и способностей детей.
При отсутствии возможности посетить музей можно провести заочную экскурсию.
Список литературы для учащихся.
-
В.В.Верещагин, Наполеон I в России./Вступ. ст. В.А. Кошелева и А.В.Чернова/ Тверь, «Созвездие», 1993.
-
Соловьев В.М., История Отечества: Популярная энциклопедия: -М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
-
Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ авт. – сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, с. 267-272
Список литературы для учителя.
-
В.В.Верещагин, Наполеон I в России./Вступ. ст. В.А. Кошелева и А.В.Чернова/ Тверь, «Созвездие», 1993.
-
Клименко А.В.,Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002,9.
-
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М.,1981.
-
Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2004,3.
-
Соловьев В.М., История Отечества: Популярная энциклопедия: -М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
-
Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ авт. – сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, с. 267-272