Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока"
Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока"
Урок по истории России с древнейших веков до концаXVI века в 6 классе на тему: «Нашествие с Востока»
Место урока в учебном плане: урок № 47по главе II. Политическая раздробленность на Руси. Параграф 12.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок проблемного обучения.
Технологии: КСО с элементами ИКТ
Цели урока:
Личностные: Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:
1.В процессе групповой работы развить навыки самообразования
2.Работая с иллюстрацией на с.99(Штурм монголо- татарами Рязани) уметь высказать свое мнение о героической защите русских городов.
3.Создать условия для развития мышления, памяти и внимания;
4. Создать условия для развития интереса к историческому прошлому своей Родины;
5.На примере знакомства с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем», вызвать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.
Предметные: Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет:
1.Проследить походы Батыя на Русь, называть дату и княжества, захваченные Батыем (1238 – 1242);
2. Используя карту «Русь в середине XVIII века», называть захваченные в 1237 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;
3. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний.
Метапредметные: Создать условия, при которых ученик сможет:
1.Анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу.
2.Сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы,
3.Работать с историческими источниками, картой.
4.Составлять план устного рассказа на основе текста учебника.
5.Составлять таблицу «Походы Батыя на Русь».
6.Анализировать материалы из «Повести о разорении Рязани Батыем».
Задача урока : организация процесса ознакомления учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами ; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями.
УМК: учебник: «История России с древнейших времён до конца XVI в.», Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., «Просвещение», 2011, 6 класс.
Урок проблемного обучения позволяет взглянуть на ученика как на субъект воспитания и обучения. Всё чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить анализировать явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к ещё не решённым задачам. На данном уроке проблема выражена в форме проблемного вопроса. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Проблемное обучение – это дидактический подход, который учитывает психологические закономерности мыслительной деятельности ученика. Проблема в ходе урока по теме «Нашествие с Востока» реализуется с помощью методов: частично – поискового и исследовательского.
Проблема имеет два признака: она личностно значима для учеников и требует от них действий по сбору необходимой информации, поиску путей её решения.
Моя функция состояла в том, чтобы координировать деятельность учащихся при решении проблемы.
Одним из важнейших источников знаний для учащихся является учебник, историческая карта, поэтому я выбрала вопросы, логика решения которых совпадает с логикой изложения материала в учебнике.
Познавательная творческая деятельность учеников зависила от степени новизны изучаемого материала, от сформированности у учащихся умения работать с разными источниками знаний.
Средства обучения:
- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – т.1. С древнейших времён до XVII века/Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – 1994.
- Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков»,
- Интернет – ресурсы: карта «Поход Батыя на Русь»;
- История России: С древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М. – Просвещение, 2011. Параграф 12.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Тесты для текущего контроля по теме.
- Памятки по работе с историческим материалом: «Работа с текстом учебника», «С историческим источником»- как его анализировать; «Анализ карты» и другие.
Урок по истории России с древнейших веков до концаXVI века в 6 классе на тему: «Нашествие с Востока»
Место урока в учебном плане: урок № 47по главе II. Политическая раздробленность на Руси. Параграф 12.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок проблемного обучения.
Технологии: КСО с элементами ИКТ
Цели урока:
Личностные: Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:
1.В процессе групповой работы развить навыки самообразования
2.Работая с иллюстрацией на с.99(Штурм монголо- татарами Рязани) уметь высказать свое мнение о героической защите русских городов.
3.Создать условия для развития мышления, памяти и внимания;
4. Создать условия для развития интереса к историческому прошлому своей Родины;
5.На примере знакомства с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем», вызвать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.
Предметные: Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет:
1.Проследить походы Батыя на Русь, называть дату и княжества, захваченные Батыем (1238 – 1242);
2. Используя карту «Русь в середине XVIII века», называть захваченные в 1237 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;
3. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний.
Метапредметные: Создать условия, при которых ученик сможет:
1.Анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу.
2.Сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы,
3.Работать с историческими источниками, картой.
4.Составлять план устного рассказа на основе текста учебника.
5.Составлять таблицу «Походы Батыя на Русь».
6.Анализировать материалы из «Повести о разорении Рязани Батыем».
Задача урока : организация процесса ознакомления учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами ; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями.
УМК: учебник: «История России с древнейших времён до конца XVI в.», Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., «Просвещение», 2011, 6 класс.
Урок проблемного обучения позволяет взглянуть на ученика как на субъект воспитания и обучения. Всё чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить анализировать явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к ещё не решённым задачам. На данном уроке проблема выражена в форме проблемного вопроса. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Проблемное обучение – это дидактический подход, который учитывает психологические закономерности мыслительной деятельности ученика. Проблема в ходе урока по теме «Нашествие с Востока» реализуется с помощью методов: частично – поискового и исследовательского.
Проблема имеет два признака: она личностно значима для учеников и требует от них действий по сбору необходимой информации, поиску путей её решения.
Моя функция состояла в том, чтобы координировать деятельность учащихся при решении проблемы.
Одним из важнейших источников знаний для учащихся является учебник, историческая карта, поэтому я выбрала вопросы, логика решения которых совпадает с логикой изложения материала в учебнике.
Познавательная творческая деятельность учеников зависила от степени новизны изучаемого материала, от сформированности у учащихся умения работать с разными источниками знаний.
Средства обучения:
- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – т.1. С древнейших времён до XVII века/Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – 1994.
- Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков»,
- Интернет – ресурсы: карта «Поход Батыя на Русь»;
- История России: С древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М. – Просвещение, 2011. Параграф 12.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Тесты для текущего контроля по теме.
- Памятки по работе с историческим материалом: «Работа с текстом учебника», «С историческим источником»- как его анализировать; «Анализ карты» и другие.
Урок проводился в 6 классе по разделу Политическая раздробленность на Руси.Использован УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История России с древнейших времён по конец XVI в." Урок посвящён нашествию монголо - татар на русские княжества. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок проблемного обучения. Технология: КСО с элементами ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока" »
Урок истории в 6 классе на тему:
«Нашествие с Востока»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок проблемного обучения.
Технологии: КСО с элементами ИКТ
Оборудование: учебник: «История России с древнейших времён до конца XVI в.», Данилов А.А., Косулина Л.Г., М., «Просвещение», 2011, 6 класс, параграф 12; интерактивная карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке», компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Тесты для текущего контроля по теме.
Цели урока:
Личностные: Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:
В процессе групповой работы развить навыки самообразования
Работая с иллюстрацией на с.99 уметь высказать свое мнение о героической защите русских городов.
Создать условия для развития мышления, памяти и внимания;
Создать условия для развития интереса к историческому прошлому своей Родины;
На примере знакомства с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем», вызвать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.
Предметные:
Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет:
1.Проследить походы Батыя на Русь, называть дату и княжества, захваченные Батыем (1238 – 1242);
2. Используя карту «Русь в середине XVIII века», называть захваченные в 1237 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;
3. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний.
Метапредметные:
Создать условия, при которых ученик сможет:
Анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу.
Сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы,
Работать с историческими источниками, картой.
Составлять план устного рассказа на основе текста учебника.
Составлять таблицу «Походы Батыя на Русь».
Анализировать материалы из «Повести о разорении Рязани Батыем».
Структура урока:
1. Вводная часть.
1.Мотивация.
2. Организация внимания.
2. Основная часть
1. Актуализация знаний.
2. Постановка проблемы.
3.Работа в группах над основной проблемой.
4. Обсуждение проблемы.
3. Заключительная часть
Подведение содержательных итогов занятия.
Инструктаж домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока:
I. Мотивация и активизация внимания.
В курсе уроков истории Средневековья мы узнали о том, как и почему татаро – монголы завоевали Китай, Среднюю Азию и Закавказье. Знаете ли вы о том, что большое количество людей в современной России носит татарские имена и фамилии? На сегодняшнем уроке мы вместе с вами выясним, как и почему это могло произойти. Обратите внимание на название сегодняшней темы «Нашествие с Востока ».
2.Организационная часть:
- Исходя из названия темы, попробуйте определить возможные вопросы, которые необходимы для понимания данной темы. (Учащиеся:
1.В чём была сила монголо-татар?
2.В чём была слабость русских войск?
3.Почему некоторые русские земли избежали нашествия Батыя?)
- Обратите внимание на дату, когда были осуществлены эти завоевания (см. форзац № 1 учебника). (Учащиеся: монголо – татарское нашествие на Русь было осуществлено в 1237 – 1242 годы.)
- В какой исторический промежуток происходили завоевания монголо – татар? (Учащиеся: завоевания происходили в 13 веке, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, но при этом русские княжества были достаточно богатыми и сильными и стояли на более высоком уровне развития по сравнению с монголо - татарами.)
Основная часть:
1.Актуализация знаний:
А). Почему монголы сравнительно легко покорили страны и народы Северного Китая, Средней Азии, Закавказья? (Учащиеся: Это были развитые феодальные центры, стоявшие в общественном развитии на ступень выше, чем монголо – татары. У них к началу XIII в. наступил период феодальной раздробленности, ослабленные междоусобными войнами и восстаниями пали правящие династии. Немаловажной причиной поражения явилось предательство феодальной знати).
Б). В чем была сила и слабость русских княжеств? (Учащиеся: Русские воины дрались храбро и решительно. Но не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, постоянно спорили между собой.)
Проблема «Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение четырёх лет. Почему, несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».
2.Работа над проблемой.
А). Организация групповой работы:
1 группа (работа с картой)
1.Рассмотрите карту «Русь в середине XIII века» на странице101.
2.Проследите по карте путь хана Батыя.
3. Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и княжества, которые были захвачены татарами.
4. Сколько лет сопротивлялась Русь монголо – татарам?
2 группа (работа с текстом учебника и иллюстрацией)
1. Прочитайте текст на страницах: 98 - 99, п.2, 1,4-5 абзацы.
2.Ответьте на вопросы:
Почему не получил рязанский князь помощи у владимирского и черниговского князей?
Какова была судьба Рязани?
Сделайте вывод о взаимоотношениях между русскими князьями?
Каковы последствия этих взаимоотношений?
3.Рассмотрите иллюстрацию на с.99 и выскажите свое мнение о героической защите русских городов.
Вопросы для описания иллюстрации:
Какой момент нашествия изображён на картине?
Какую тактику использовали монголо-татары при взятии городов?
3 группа (работа с историческим документом)
1.Прочитайте извлечение из исторического документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» (Приложение 1) и ответьте на вопросы:
Почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?
Почему выделили именно его среди защитников русских земель?
Какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата»
4.Обсуждение проблемы:
Обсуждение проблемы – это отчет групп о проделанной работе и формулирование вывода, демонстрирующего решение проблемного задания: «Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение четырех лет. Несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».
1 группа представляет работу с картой. Для этого используется интерактивная карта «Русь в середине XIII века». При этом ученики показывают планируемые УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и результаты:
Предметные:
Смогут проследить походы Батыя на Русь называть дату и княжества, захваченные Батыем (1237 – 1242 гг.);
Используя карту «Русь в середине XIII века», называть захваченные в 1237 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;
Указать города, оказавшие сопротивление завоевателям.
Метапредметные:
Проанализировать причины падения русских княжеств;
Читать карту, используя ее легенду;
Делать выводы, анализировать предложенный материал
Личностные:
Продемонстрируют навыки самоконтроля, способность запоминать, выбирать наиболее актуальный материал, связанный с раскрытием темы «Нашествие с Востока».
2 группа представляет работу с текстом учебника и иллюстрацией. При этом ученики показывают планируемые УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и результаты:
Предметные:
Смогут показать умение работать с текстом учебника
Способствовать развитию смыслового чтения
Развитие умения передачи знаний устным способом
Метапредметные:
Извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к тексту учебника.
Сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы.
Составлять план устного рассказа на основе текста учебника.
Анализировать материалы учебника, делать выводы.
Личностные:
Способствовать развитию навыка самообразования
Совершенствовать умение высказать свое мнение о героической защите русских городов.
Развития мышления, памяти и внимания, интереса к историческому прошлому своей Родины;
Формировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношение к войне.
3 группа представляет работу с историческим документом. При этом ученики показывают планируемые УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и результаты:
Предметные:
Развитие умения работать с текстом исторического документа.
Умение преобразовать исторический материал для устного ответа .
Владеть историческим материалом.
Метапредметные:
Формирование умения работать с дополнительными источниками знаний.
Извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к историческому документу.
Личностные:
Развивать мышление, память и внимание.
Развивать интерес к историческому прошлому своей Родины.
Вызвать чувство гордости и уважения к прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.
Рефлексия
1 группа.
Во время отчёта первой группы остальные учащиеся заполняют таблицу «Походы Батыя на Русь». (Приложение 2)
2 группа.
После отчёта о проделанной работе второй группы учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос 3 учебника- страница 104: Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?
3 группа.
Во время отчёта третьей группы ученики, опираясь на исторический документ, высказывают своё мнение, отвечая на вопросы к документу:
1.Почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?
2.Почему выделила именно его среди защитников русских земель?
Подведение итогов.
Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока?
( Ответ на учебную задачу «почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо - татары смогли завоевать русские земли» складывается из ответов на вопросы: «В чём была сила монголо-татар?» и «В чём была слабость русских войск?»
Ответы учащихся:
В чём была сила монголо-татар?
Чингисхану удалось создать хорошо организованную армию, используя опыт покорённых народов в военном искусстве.
Монголо-татарская армия превосходила русские отряды по численности, так как в степи каждый мужчина был воином.
Батыю удалось разгромить русские княжества поодиночке.
В чём была слабость русских войск?
Феодальная раздробленность на Руси.
Единой русской армии не существовало; ополчения древнерусских земель противостояли монголам поодиночке.
Русские князья очень часто действовали несогласованно, не помогали друг другу).
Инструктаж домашнего задания.
Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо – татарского завоевания (город по выбору),
Ответить на вопросы к параграфу12.
Тестовая работа (Можно использовать как рефлексию в конце урока при наличии времени)
Часть А.
1.Битва на Калке, где русские князья впервые встретились с татаро – монголами произошла в
А) 1223 г.
Б) 1240 г.
В) 1380 г.
Г) 1480 г.
2. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате
А) нашествия хана Батыя
Б) набегов хазар
В) походов Чингисхана
Г) набегов половцев.
3. В каком веке произошла битва на реке Сити
А) 11 век
Б) 12 век
В) 13 век
Г) 14 век.
4. Какой город татаро – монголы назвали «злым»?
А) Киев
Б) Козельск
В) Владимир
Г) Рязань.
Часть В.
Установить соответствие между датой и событием
Дата
Событие
А. Декабрь 1237 г.
1. Разгром русского войска на р.Сить и гибель великого князя Юрия Всеволодовича.
Б. 4 марта 1238 г.
2. Осада и взятие монголо – татарами
г. Киева.
В. 25 марта 1238 г.
3. Начало 50- дневной осады монголо – татарами небольшого русского города Козельск.
Г. 5-6 сентября 1240 г.
4. Осада и взятие монголами Рязанского княжества.
Рассмотрите карту «Русь в середине XIII века» страница 101, укажите события, которые нашли отражение на карте
А) какая часть Руси подверглась нападению
Б) в каких битвах решалась судьба Руси
В) какие земли не подверглись нашествию татаро – монгол в первом походе.
Приложение 1.
Из «Повести о разорении Рязани Батыем»
И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
1.Почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?
2.Почему выделила именно его среди защитников русских земель?
Приложение 2.
Таблица «Походы Батыя на Русь»
Дата
Событие
Декабрь 1237 г.
Осада и взятие монголо – татарами Рязанского княжества.
Январь 1238 г.
Взятие монголо – татарами Коломны и сожжение Москвы.
7 февраля 1238 г.
Осада и взятие монголо – татарами Владимира.
4 марта 1238 г.
Разгром русского войска на р. Сить и гибель великого князя Юрия Всеволодовича.
Март 1238 г.
Осада и взятие торгового центра Торжок. Возвращение монгольского войска в южные степи.
25 марта 1238 г.
Начало 50-дневной осады монголо – татарами небольшого русского города Козельск.
Осень 1238 г.
Разгром войсками Батыя городов Муром и Нижний Новгород.
1239 г.
Вторжение Батыя в земли Южной Руси. Сожжение городов: Переяславль Южный, Чернигов.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме "Географическое положение Нижегородской области и его влияние на природу и хозяйство". "
["seo_title"] => string(172) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-nizhieghorodskoi-oblasti-i-iegho-vliianiie-na-prirodu-i-khoziaistvo"
["file_id"] => string(6) "158695"
["category_seo"] => string(10) "geografiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1421774211"
}
}