Цель: Активизировать способы для восприятия представлений воспитанников о духовных истоках казахского народа развивать навыки ручного труда, зрительную память, внимание. формирование знаний учащихся с видами национального казахского орнамента; с использованием искусства орнамента в украшении национальных костюмов; формировать приемы вышивки паетками по схеме, закрепить умения и знания, учащихся по вырезанию орнаментов из цветной бумаги. воспитывать чувство прекрасного, уважение к художественному наследию казахского народа Тип занятия: комбинированный. Содержание урока: Теоретическая часть: Наиболее интересные и нужные сведения о вышивке и национальных орнаментах. Практическая часть: Практическая работа «Вышивка национальных орнаментов паетками». Методы: наглядно-иллюстративный, поисково-исследовательский, практический. Оборудование: Журналы по вышивке со схемами, эскизы орнаментов, нитки, иглы, паетки, ножницы, простые карандаши, ластик, бумага, компьютер, презентация. Ход занятия 1. Орг. момент. а) Приветствие б) Психологический настрой. Здравствуйте дорогие девочки! Психологический настрой на урок «Желаю удачи». Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесет вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте друг другу успехов. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие. Наше занятие мы сегодня проведём под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи». -Как вы понимаете это выражение? В чем его смысл? 2.Поиск ключевого слова занятия. Для того, чтобы обозначить тему нашего сегодняшнего занятия вам необходимо отгадать ключевое слово. Сделать это можно, разгадав следующий кроссворд: 1..Брюки, юбка, рубашка одним словом это………. (одежда) 2.Застежка для женской верхней одежды. (капсырма) 3.Два конца, два кольца посередине гвоздик. (ножницы) 4.Мужская и женская национальная одежда без рукавов. (камзол) 5.Профессия связанная с созданием моделей одежды (Модельер) 6.Казахский национальный головной убор невесты (Саукеле) 7.Прямой широкий халат с длинными рукавами у казахов (шапан) 8.Легкая летняя шапочка круглой или квадратной формы у народов Средней Азии.( Тюбетейка). Педагог: Прочитайте выделенное слово которое у вас получилось? Орнамент-это узор основанный на повторении и чередование его элементов. -Где используется орнамент? 3. Сообщение темы занятия. Постановка цели. Тема нашего занятия «Вышивка национальных орнаментов». - Как вы думаете – какова цель нашего занятия? С чем мы сегодня познакомимся? Какую практическую работу мы будем делать? Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? 3.1. Теоретическая часть Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве. Им украшаются предметы быта, одежда, ювелирные изделия, юрта и ее внутреннее убранство. (показ презентаций, демонстрация орнамента на изделиях) На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности. У каждого народа есть свои неповторимые орнаменты. Основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша — паласов, в изделиях из войлока, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. "Мүйіз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "қошкармүйіз" - бараньи рога; "аркармүйіз" - рога архара; "бұғымүйіз" — рога оленя; "қырықмүйіз" — сорок рогов; "қосмүйіз" — двойные рога; "сыңармүйіз" - однорогий; "сынықмүйіз" - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — "төртқұлақ" — крестовина; түйетабан — верблюжья ступня; "сыңарөкше" — единственная пятка; "қосалқа" — двойное ожерелье; "құсканаты" — птичьи крылья; "қазтабан" — гусиные лапки. Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги.( Приложение 1) При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяют мастера в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий – цвет неба; Белый – символ истины; Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали; Зеленый – молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма. Повторение в орнаментах одного т того же элемента называется ритмом 4.Физкультминутка. Игра «Хорошо» Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо там, где наш дом? (руки домиком над головой) Хорошо кружиться в танце? (кружатся) Хорошо быть Казахстанцем? (выставляют большой палец) Практическая часть 5. Практическая работа Теперь мы с вами выполним практическую работу . Педагог: Прежде чем преступить к работе повторим ТБ с режущим инструментом (прочитали и показали) 1.Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед. 2.НЕ держи ножницы концами вверх. 3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде. Выкройка орнаментов Орнаменты можно выполнить разными способами Просто обвести шаблон (для этого нужны шаблоны разных орнаментов и размеров). Выполним с вами 2 варианта вырезания орнамента из листа путем сложения листа в один раз и вдвое для создания симметричной композиции. Ваша задача выполнить орнаменты при помощи технологической карты. Как всякий костюм, он эволюционно совершенствовался. Развитие его основных форм происходило под влиянием окружающей среды, особенностей климатических условий жизни в степи (сильные ветры, летний зной зимние морозы). А также с учетом потребности кочевой жизни-необходимостью подолгу находиться в седле в одежде, не стесняющей движение. Казахский костюм вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженным на труд сотен и тысяч народных умельцев. В нем воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создавшихся веками вследствие хозяйственной специализации кочевой и полуоседлой групп населения. Казахская вышивка расцвечена радужным спектром с доминантой красного цвета. Наиболее распространенные казахские орнаментальные мотивы: всевозможные комбинации из роговидных завитков, образующие ромбы, крестовины, цепи-символические знаки пожелания благополучия, обилия скота, его сохранения от падежа, бескормицы и других бед. Вопросы: - Опишите костюм казахской девушки? -? (внешне, язык, обычаи, культура) -Из каких материалов изготавливалась одежда? Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма. Презентация «Национальные костюмы»). (Обсуждение общего и различного, акцент на красочности, орнаментации, форме головных уборов). Вы уже знаете, что 100 лет назад выйти на улицу без головного убора считалось неприличным. Непокрытая голова в старину символ бесчестья. Отсюда возникло выражение «опростоволоситься». Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Показ слайда С раннего детства девочки учились вышивать. Все женщины вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях. Но все они украшались вышивкой, бисером, бусами, всевозможными паетками. Мы с вами изучали вышивку крестом, знаем стежок « крест» и «полукрест» на канве. А сегодня мы освоим прием вышивки казахского орнамента паетками по канве, но не «полукрестом», а более целесообразным, практичным, удобным швом» назад иголку. На доске для сравнения вид стежка при вышивке крестом (полукрест)и его недостаток при использовании этого стежка для вышивания. Второй образец демонстрирует шов «назад иголку». Работа получается в два раза быстрее. А теперь давайте приступим к вышиванию. Но прежде чем преступить к работе повторим ТБ со швейной иглой (прочитали и показали) 1. ХРАНИ иглу всегда в игольнице. 2. НЕ оставляй иглу на рабочем месте без нитки. 3.ПЕРЕДАВАЙ иглу только в игольнице и с ниткой. 4.НЕ бери иглу в рот и не играй с иглой. 5.НЕ ВТЫКАЙ иглу в одежду. 6. ДО И ПОСЛЕ работы проверь количество игл. Задание для самостоятельной работы: 1. Начать работу над эскизом, предварительно сняв мерку обхвата головы (демонстрирует педагог). 2. В цвете не торопитесь оформлять, т.к. материалы ещё не подобраны. Необходимо определить форму, размеры, декор. 3.. Во время работы не забывайте про осанку, не сутультесь. Орнамент в декоре может быть скомпонован по центру, в виде полосы, по углам. Орнамент изобразите условно, но помните, чем больше ручной работы, тем эффектнее смотрится изделие. 4. К концу занятия девочки должны закончить вышивку, потому что это действительно нетрудно, но очень эффектно. 5. Предлагается оценить работу друг друга. Рефлексия. Девочки отвечают, что интересного и нового они узнали сегодня на занятии. Рассуждают, сравнивают приемы вышивания. Приходят к выводу, что можно владеть различными техниками работы и умело их комбинировать. Подведение итогов 1.На занятий я работал 2.Своей работой на занятий я 3.Занятие для меня показался 4.За время занятия я 5.Мое настроение 6.Материал занятия мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно | Уборка рабочего места. |