kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы и мотивы в орнаментах вышивки Урала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образы и мотивы в орнаментах вышивки урала. Урок технологии в 6 классе

Цель урока:на материале уральской вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

Задач урока:

1. Знакомство с элементами вышивки Пермского края;

2. Сформировать и закреплять знания и навыки при решении творческих задач;

3. Развивать эстетический и художественный вкус;

4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному фольклеру.

Урок строится на работе с текстом, где учащиеся самостоятельно находят неопходимую информацию с заполнением таблицы. Полученная информация используется при выполнении практической работы: Зарисовка орнамента в полосе по мотивам уральской вышивки.

Уральская вышивка и орнамент.

На формирование крестьянской культуры Урала явилось народное искусство уральских «старожилов» - русских крестьян, переселившихся на новые земли в 15 – 17 века в основном с севернорусских территорий – бассейнов рек Северной Двины, Сухоны, Юга, Вычегды, Пинеги, и Мезени. Обычаи и традиции выходцев из Архангельской, Вологодской и других севернорусских губерний. На Урале традиционный геометрический орнамент как живое явление сохранился в северном Прикамье, у коми-пермяков (пояса, полотенца) и у старообрядцев Верхокамья (пояса), но в прошлом был распространен повсеместно на Среднем Урале и в Зауралье (Пермская, Свердловская, частично Курганская и Тюменская области). Преобладающие элементы этого типа орнамента — ромбы, ромбы с продолженными сторонами, ромбы с прямыми отростками («гребешками»). В цветовой гамме уральских вышивок используется красный и черный цвет. Самые распространенные приемы вышивки - крест. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному фону. 

2. Найдите в тексте и запишите в таблицу полученные сведения об Уральской вышивке в виде ключевых слов. Распределив их в предложенные графы таблицы.

1. Рукоделие

2. Географическое положение ремесла

3. Орнамент,фигура

4. Изделие

5. Цвет

6. Фон

7. Прием вышивки

1.1 вышивка

2.2 Урал

3.3 геометрический ромб

4.4 Пояс, полотенце

5.5 Красный, черный

6.6 Белый красный

7.7 Крест

Рефлексия

Учащимся предлагается написать синквейн

1. Вышивка

2. Красивая и яркая

3. Радует, увлекает, притягивает

4. Терпенье и труд все перетрут

5. Счастье

Домашняя работа :Спосить старинные вышитые полотенца у родителей, узнать история полотенца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы и мотивы в орнаментах вышивки Урала »

Урок технологии 6 класс

Тема: Образы и мотивы в орнаментах вышивки Урала»

Цель урока: на материале уральской вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

Задачи урока

1. Знакомство с элементами вышивки Пермского края;

2. Сформировать и закреплять знания и навыки при решении творческих задач;

З. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление обучающихся;

4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному фольклору.

Оборудование и материалы:

1. Компьютер.

2. Раздаточный материал: текст «Уральская вышивка и орнамент», образцы Уральской вышивки.

3.Вышитые полотенца.

4. Альбом, полоска листа в клетку, клей, ручка с красной пастой.

Музыкальный ряд: русские народные напевы.

Ход урока

1.Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.

Педагог: Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. 


Один из самых распространённых видов народного творчества отразился в стихах:

На горе-то стоит елочка,

Под горой стоит светёлочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке

На дубовой новой лавочке

Всё сидела красна девица

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке — иголочку,

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке;

Шила девица приданое,

То приданое немалое.

Педагог: Давайте постараемся определить тему нашего урока по данному стихотворению?

Ответы детей: дети высказывают свои предположения, опираются на ключевые слова (светелочка, терем, горенка, лавочка, девица, пяличко, иголочка, шила, приданое, немалое) Вышывка.



4. Изложение нового материала.

Ласковое и уважительное отношение народа было к труду вышивальщицы. После уборки урожая поздней осенью, зимой собирались девушки на посиделки порукодельничать: пряли, ткали, вязали, плели кружева, вышивали. 21 декабря по народному календарю называется Анфиса – рукодельница. В этот день и принимались девушки «за шитьё на грядущее житьё». По качеству работы судили о невесте как о будущей хозяйке.

Педагог: Как вы думаете, что такое вышивка?

Ответы детей с записью на доске (одно слово или словосочетание) с пояснением.

Педагог: Предлагаю выполнить работу расширяя знания об вышивке (работа с текстом в паре).

Задание

1. Внимательно прочитай текст.

Уральская вышивка и орнамент.

На формирование крестьянской культуры Урала явилось народное искусство уральских «старожилов» - русских крестьян, переселившихся на новые земли в 15 – 17 века в основном с севернорусских территорий – бассейнов рек Северной Двины, Сухоны, Юга, Вычегды, Пинеги, и Мезени. Обычаи и традиции выходцев из Архангельской, Вологодской и других севернорусских губерний. На Урале традиционный геометрический орнамент как живое явление сохранился в северном Прикамье, у коми-пермяков (пояса, полотенца) и у старообрядцев Верхокамья (пояса), но в прошлом был распространен повсеместно на Среднем Урале и в Зауралье (Пермская, Свердловская, частично Курганская и Тюменская области). Преобладающие элементы этого типа орнамента — ромбы, ромбы с продолженными сторонами, ромбы с прямыми отростками («гребешками»). В цветовой гамме уральских вышивок используется красный и черный цвет. Самые распространенные приемы вышивки - крест. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному фону.

2. Найдите в тексте и запишите в таблицу полученные сведения об Уральской вышивке в виде ключевых слов. Распределив их в предложенные графы таблицы.

Рукоделие

Географическое положениеремесла

Орнамент,

фигура

Изделие

Цвет

Фон

Прием

вышивки

вышивка

Урал

геометрический

ромб

Пояс

полотенце

Красный

черный

Белый красный

Крест



Педагог: Назовите особенности Уральской вышивки?

Ответы детей: дети высказываются и делают вывод о характерной черте Уральской вышивки.

Педагог: Гораздо полнее представлен геометрический орнамент на старинных праздничных и обрядовых полотенцах — «рушниках». Вряд ли в прошлом какое-либо значимое событие в жизни человека от рождения до смерти проходило без участия полотенец. Какие виды полотенец вы знаете?

Ответы детей: дети называют разные виды полотенец, какие есть у них дома. Могут приводить примеры о старинных полотенцах.

Педагог: А вы знаете, какой ежедневный магический ритуал существовал у наших предков связанный с полотенцем?

Сообщение ученика:

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.

Педагог: (Показ выставки полотенец, обсуждение узоров, обратить внимание на количество вышитых полос). Назовите основной вид орнамента, символ узора?

Ответы детей: Еще раз рассматривают полотенца могут подходить, наглядно объяснять свой ответ. (геометрический, ромб).

Молодцы!... продолжим работу.

Педагог:

Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие.

Ромб с продленными сторонами – символ венца сруба деревянного дома.

Ромб поделенный внутри на 4 части - вспаханное поле. 

Ромб с точками внутри – символ засеянного поля.

Ромб с крючками вверху и в низу (ромб-лягушка) – символ женского начала в природе (плодородие, рождение детей).

Педагог: рассмотрите образцы вышивки, найдите и обведите карандашом ромб.

Работа с образцами вышивки (раздаточный материал). Целевой обход.

Педагог: Вспомним, что такое «орнамент»?

Ответы детей: Орнамент (от. лат. - украшение) - узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические и растительные элементы.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов обихода, архитектурных сооружений, предметов декоративно – прикладного искусства.

Педагог: Продолжим рассматривать образцы вышивки, обведите карандашом ромбы как повторяющийся элемент.

Работа с образцами вышивки (раздаточный материал).


5. Физкультминутка.

под музыку выполнить элементы русского народного танца

6. Постановка художественной задачи.

 Учитывая символику формы и цвета в орнаменте Уральской вышивки, выполните эскиз орнамента вышивки для полотенце. Подумайте и выберите тот образ, над которым будете работать при создании орнаментальной композиции в полосе.

7. Практическая работа.

Импровизация по мотивам Пермской губернии вышивки на полотенцах.

При выполнении работы обратить внимание на построение композиции из геометрической фигуры ромб.

Во время практической работы проводятся целевые обходы:

-контроль правильности выполнения работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-контроль объёма и качества выполненной работы.

8. Закрепление материала.

- Один из самых распространённых видов народного творчества?

- О каком предмете быта мы говорили сегодня?

- Как украшалось полотенце на Урале?

- Какое значение уделялось геометрическому орнаменту?

9. Итог урока.

- экспресс-выставка работ учащихся;

- выставление оценок.

Сегодня уроке мы говорили о вышивке Урала и её символическом значении. Увидели орнаменты вышивок, которыми украшал человек полотенца. Узнали, какой символический смысл вкладывали в украшение самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.



10. Рефлексия

Богат Урал своими заводами, фабриками, полезными ископаемыми, а так же на­родными традициями, обычаями, промыслами, славен делами живущих здесь людей.

«Я сердцем все это вбираю,

Свой край полюбив навсегда,

Но главная сила Урала -

В чудесном искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

Народной мудрости запас,

Традиции народа продолжая,

Мы у народа учимся сейчас.

Педагог: Вызвал ли этот урок у тебя интерес к старине?

Напишите пожалуйста синквейн по теме нашего урока.

Правила написания синквейна таковы:

В синквейне 5 строк:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы,  выражает личное отношение учащегося к теме.


1. Вышивка

2. Красивая и яркая

3. Радует, увлекает, притягивает

4. Терпенье и труд все перетрут

5.Счастье

11. Домашнее задание:

Закончить орнамент дома кто не успел. Спросить у родителей полотенца со старинной вышивкой, узнать историю полотенца. Написать сообщение.

Спасибо за урок! Молодцы!

Литература:

1.Традиционный орнамент. Текстиль Автор: О.Б. Ворончихина, Е.В. Пестерев Издательство: Уральское литературное агентство Серия: Народное искусство Урала. Выпуск 1. http://vedruss-prosnis.ucoz.ru/_ld/0/33__--_1.pdf

2. http://www.solium.ru/forum/showthread.php?t=5951














Дополнительный материал.

Ромбический узор в силу этого объединял в глазах первобытного охотника два важных понятия: мамонта (источник жизни, сытости, благоденствия) и священное изображение женщины (символ плодовитости, продолжения жизни, счета родства). Ромб и ромбический меандр сами по себе становились символами жизненности и благоденствия, первой в истории человеческой мысли идеограммой Жизни и Блага». С другой стороны, для земледельца 4 стороны света связывались, со сторонами его прямоугольного жилища. Известно, что в избе бревна в срубе укладывались с остатком, этот остаток выглядел как рогатина, развилка. У русских даже есть загадка: «Снаружи — рогата, изнутри — камола» (изба). С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалась его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос (то есть порядок). Примечательно, что даже когда избу рубили без остатка, первый венец, наземный был обязательно рогатый. По-видимому, непосредственная близость к «земле-преисподней», «дому мертвых» требовала обеспечения безопасности от такого соседства, от возможных недобрых «происков» «жителей подземного мира». Тем более что земле придавали останки врагов, сраженных в боях при набегах, а своих сородичей древние славяне сжигали на погребальном костре. Известны погребения и срубного типа. Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с продленными по углам сторонами, с отмеченной серединой, называемые «ромб-репей» (известен еще под названием «малая решетка»), символизировали сруб, огороженное пространство с очагом либо алтарем — местом обитания предков.

А ромб другой конфигурации из трех пар пересекающихся линий — это погребальный или жертвенный костер, который являлся знаком Священнодействия в ходе сжигания — по убеждению древних людей, при этом обряде устанавливается контакт с предками.

1.1, 1.2 Полотенце. Пермская губерния. Из фондов Свердловского государственного областного историко-краеведческого музея (СГОИКМ).

1.3, 1.4 Полотенце. Пермская губерния. Из фондов СГОИКМ.

Ромб с точками — знак засеянной нивы. На концах часто можно видеть кресты. Это типичная четырехчастная схема распространения блага в 4 стороны.

Вспомним птицу Матерь Сва (покровительницу Руси), бога Сварога, Сваргу – место обитания светлых богов славянских мифов. К этому же корню относится слово «свет». Однако у славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот. Однако, Коловрат, все же начинается с 6 лучей. Так как Коло – это круг, КОЛьцо, КОЛесо, КОЛОдец, КОЛОбок. Коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, есть основания даже полагать, что Солнце в древности называлось именно «Коло».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Образы и мотивы в орнаментах вышивки Урала

Автор: Яковлева Татьяна Васильевна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229651


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства