Тема урока : Национальный орнамент. Кийизы.
Цели :
1 Ознакомить ребят с историей развития орнамента.
2. Развивать у учащихся творческое воображение .
3. Совершенствовать и закреплять навыки грамотного изображения пропорций, симметрии
4. Сохранять национальные и региональные традиции, общечеловеческие традиции, патриотизм.
Задачи :
- Познакомить с историей и развитием орнамента в КБР и России
- Дать представление об орнаменте и законах его построения
- Учить анализировать предметы окружающего мира и уметь перерабатывать их в орнамент.
- Воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование : Материалы к уроку для учителя:
- национальные орнаменты (орнаменты народов КБР и России);
виды кабардинского и балкарского орнаментов; трафареты, технологические карты.
- записи национальной музыки ;
- компьютер;
- проектор.
Материалы для учащихся:
Лист бумаги, карандаши, клей, цветная бумага, ножницы, краски,кисти. елая илисть.абатывать их в орнаменткого головного убора.
Форма урока:
Практическая работа
План урока
- Организационный момент.
- Организация рабочего места.
- Ориентировка в задании.(беседа об орнаменте, истор. справка, викторина, анализ репродукций,разбор этапов работы )
- Практическая работа (вводный инструктаж, рисунок по шаблону , составление композиции.)
- Анализ выполненных работ.
.
Ход урока
Педагог: Прошу приготовиться к занятию.Подготовить бумагу, инструменты (карандаши, цветную бумагу, картон, клей, ножницы.)
Как мы уже говорили на прошлых уроках, что на территории России проживает множество национальностей, культуру, искусство и традиции которых мы должны знать, уважать и изучать. Тем более мы должны знать культуру и обычаи наших предков кабардинцев и балкарцев.
Сегодня у нас очень интересная тема - «Национальные орнаменты.»
Вопрос: Кто мне скажет,что означает слово «орнамент » ?
Ответ : (от латинского “орнаментум” - “украшение) «орнамент » - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.
Вопрос:
Основное назначение орнамента ?
Ответ : назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.
Верно. Орнамент - неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в орнаменте сосредоточены творческая фантазия, художественное мастерство народа. Но с чего начинался орнамент ?
Издревле человек спрашивал себя : Почему разливаются реки ? Кто заставляет лить дождь? Почему луна сменяет солнце? Все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землей и водой, поэтому человек обращался именно к ним за помощью, веря, что если желание изобразить, то оно обязательно сбудется.
На просторах Кавказа среди более чем ста национальностей живут коренные народы кабардинцы, балкарцы. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме, предметах быта и утвари.
В узорах, конструкциях и украшениях костюма народов Кавказа мы находим много общего.
Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покрое их одежды, в узорах и украшениях. По поверьям народов, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Узоры на одежде, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека, его защите.
Уклад жизни и хозяйственная деятельность народов Кавказа тесно связаны с природой и климатом. Поэтому цвета их одежды взяты из природной палитры - цвета земли, неба, растений, солнца и снега. Все это отражалось в применяемых нашими предками узорах, где преобладали белый, голубой, синий, зеленый, красный цвета (Показываю эскизы национальной одежды, выполненные детьми.)
В одежде использовалась вышивка, она располагалась по швам и краям одежды, чтобы “мешать” проникновению злых духов в одежду.
Но украшалась не только одежда,но и предметы быта. Один из ярких примеров чему – кийиз (войлочный ковер ).