kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии в 6-м классе по теме: "Национальный орнамент. Вышивка тюбетейки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: обобщить знания учащихся о татарском национальном орнаменте, о его значении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 6-м классе по теме: "Национальный орнамент. Вышивка тюбетейки"»

Урок технологии в 6-м классе по теме:

«Национальный орнамент. Вышивка тюбетейки»

Учитель технологии: Калина Н.Г.

Цель занятия: обобщить знания учащихся о татарском национальном орнаменте, о его значении.

Задачи:

-познакомить учащихся с лучшими образцами национального орнамента;
- познакомить учащихся с историей развития татарского народного декоративно - прикладного творчества;
- развивать наблюдательность, творческое мышление, внимание, художественный вкус, пробуждать творческую активность и фантазию учащихся.

Оборудование:

-выставка изделий с национальными вышивками, тюбетейки, калфаки;
-шкатулка с инструментами и принадлежностями для вышивания, (две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера, бисер, пайетки, нитки катушечные, пяльцы, серебристый или золотистый шнур).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель. Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен татарскому декоративно- прикладному творчеству, национальному орнаменту.

3. Вводная беседа.

Учитель. Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно - прикладное творчество»?

Ученики. Народное сделано людьми, народом. Прикладное –это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.

Учитель. Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?

Ученики. Различными вышивками они украшали занавески, покрывала, наволочки.

Учитель демонстрирует изделия народных промыслов.

Учитель. Татарское прикладное искусство, традиции национального костюма создавались и видоизменялись на протяжении столетий. Искусство и обычаи народа неразрывно связаны с его историей, религией, природными условиями, особенностями быта, торговыми связями и т.д. А сейчас я вам предлагаю просмотреть презентацию.

Учитель. Каких только вышивок нет, и ушковая аппликация, и вышивка тамбурным швом, гладью, ришелье и т д. А что вы знаете об истории татарского декоративно- прикладного творчества, о национальном орнаменте?

Ученики. Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды.

Ученики.С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и в своей орнаментации - охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы. Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы.

Учитель. Да, татарский народ чаще всего использовал в своих вышивках узоры растений, цветов. У них у всех есть свой смысл. Уже в глубокой древности, во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой - вода кругами, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки, как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте - тюльпан является символом возрождения. Астра (видимо, из-за большого количества лепестков) считается цветком долголетия. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната-признак богатства и плодородия.

Со времен волжских булгар дошла до нас широко распространенная тема цветочного букета, связанная с изображением степного куста «древа жизни» и символизирующая источник жизни. Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся у тюрков символом солнца, света, равно как и присутствие в предметах красного цвета. Цвет фона, являясь второстепенным, дополняющим элементом, тоже нес смысловую нагрузку.

Таким образом, узоры народной вышивки, являющиеся молчаливыми свидетелями прошлого, можно сравнить в какой-то степени с письменными источниками.

Несмотря на то, что в формах народного искусства, передаваемых из поколения в поколение, первоначальный смысл постепенно терялся, в них сохранилась красота орнамента, которая теперь украшает нашу жизнь и быт.

Мы сегодня с вами остановимся на вышивке тюбетейки. Детали мы уже приготовили на предыдущих занятиях.

4. Работа по теме.

Выходят два ученика, девочка и мальчик, в национальных головных уборах.

Девочка 1:

Как красиво и искусно
Вышит новый мой калфак.
В белый жемчуг расшивала
Мастерица мой народ.

Девочка 2:

Разноцветные узоры
Всеми красками горя,
Украшают тюбетейку,
Посмотрите на меня!

Вместе:

Тюбетейка и калфак,-
Замечательный наряд!

Девочка1: Я сегодня так красива, я калфак надела свой!

Девочка 2: В каляпуше я нарядном вот джигит сейчас какой.

Девочка1:

На меня вокруг все смотрят,
Как идет мне мой калфак. 
Ах, татарочка какая!
Все вокруг мне говорят.

Девочка 2:

Каляпуш я свой надену,
Песню звонко запою.
И джигитом сразу стану,
Лихо танцевать пойду.

Учитель.Ребята, вот эти узоры на тюбетейке к вам дошли из глубокой древности. Только выполнены они в современном стиле: вышиты по нашей идее - пайетками и бисером. Заметьте, вышивка пайетками имитирует вышивку с золотыми и серебряными нитками. А сколько тепла, души, фантазии в них вложены! Они хранят историю и культуру нашего народа, исполняют роль оберега. Не зря наши деды передавали свой головной убор из поколения в поколение. Конечно же, те тюбетейки резко отличались от наших.

Учитель.

Расположение узора. По типу, степени расшивки тюбетейки назывались «еч (3), дурт (4) и биш (5) ». Наиболее распространены каляпуши, украшенные тремя одинаковыми композициями. Для этого необходимо выполнить одну растительную комбинацию и повторить ее три раза как в верхней, так и боковой частях .

Орнамент может состоять как из букетных, так и волнообразных цветочно-растительных композиций. Тюбетейка смотрится богаче, когда со вкусом выполненный орнамент располагается на большей части ее поверхности. К узору можно подобрать подходящую по тону тесьму или кисточку.



5. Практическая часть.

Учитель. А сейчас мы приступим к практической части. Вспомним правила техники безопасности при ручных работах.

Ученики отвечают.

Далее начинают выполнять вышивку деталей тюбетейки. Выбирают по цвету пайетки, бисер, шнур.

Учитель. На сегодняшнем занятии мы убедились, что наш народ богат своей фантазией, идеями, разнообразными вышивками. Он всегда стремился украсить свой дом, обиход, несмотря ни на какие трудности. И у нас есть чему у них научиться.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок технологии в 6-м классе по теме: "Национальный орнамент. Вышивка тюбетейки"

Автор: Калина Надежда Геннадьевна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Казахские  национальные  головные уборы»"
    ["seo_title"] => string(39) "kazakhskiienatsionalnyiegholovnyieubory"
    ["file_id"] => string(6) "314623"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459744779"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Головные уборы 7 класс (девочки)"
    ["seo_title"] => string(33) "golovnyie-ubory-7-klass-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "290932"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455034551"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства