Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
Кириллова Марина Юрьевна. МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка», г. Цивильск
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.
Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Материалы и оборудование: Карточки с рисунками узоров и их образов-символов, Д/И «Подбери узор к образу-символу», Салфетки с чувашской вышивкой, чувашская музыка.
Предшествующая работа:
Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы:
1. Художественное слово (разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия);
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров;
3.Рассматривание картинок с рисунками узоров и их образов-символов;
4. Дидактические игры.
5. Совместное обсуждение.
ХОД Образовательной деятельности:
Дети и воспитатель в национальных чувашских костюмах.
В: Ребята, посмотрите друг на друга. Как необычно мы все с вами одеты. Кто может сказать, как называется наш наряд?
Д: Чувашский национальный костюм.
В: Да, ребята вы правы, это чувашский национальный наряд. Посмотрите, как необычно он украшен, какие интересные и загадочные узоры здесь вышиты. Эти удивительные узоры называются орнамент. Орнамент на одежде чувашей служил не просто красивым узором, он был оберегом. Раньше чувашский народ верил в то, что вокруг существует много духов и божеств. Заботливые и любящие мама, жены, сестры вышивали орнамент на одежде своих детей, мужей и братьев, чтобы защитить их от злого глаза, нечистого духа и беды. И чтобы они всегда были здоровыми и счастливыми.
Ребята, я вам предлагаю внимательно рассмотреть орнамент на своих нарядах. Вы, наверно, уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (ответы детей)
Правильно! Как вы заметили, в цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете что обозначает красный цвет в орнаменте? (ответы детей) Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (ответы детей) Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (ответы). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко узнать, что именно хотела сказать мастерица.
Давайте вспомним основные узоры.
(Показ узоров и объяснение их значений)
Солнце.
В: Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце и его символ можно встретить на многих вышивках. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Так же как и каждый из нас по своему может изобразить солнце, так и каждая чувашская мастерица изображала его по разному.
(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).
Дерево.
В: На что похож этот узор? Это образ-символ дерева. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу.
(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).
Дом.
В: Это символ дома, сооружения, обозначает уют. Дома раньше были небольшие. И вот таким простым узором его изображали.
Животное.
В: Как думаете, а что обозначает этот узор? Похожи эти чувашские узоры на животных? Посмотрите, так же как и солнце животные тоже изображались по-разному. У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. А вот другое животное, оно смотрит назад. А вот еще узор животного с длинными рогами. На кого похоже это животное?А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?
Земля.
В: Как я уже говорила, чуваши были земледельцами. И их основная работа была связана с работой на земле. Поэтому в чувашской вышивке мы часто можем увидеть обозначение земли. Так же часто можно встретить обозначение вспаханной земли (показ). Гряды вспаханной земли на солнце блестят, поэтому их изобразили белыми полосами.
В: А теперь, ребята, я предлагаю вам немного размяться. (физкультминутка)
В: А сейчас я вас прошу подойти к столу. (На столе разложены салфетки с чувашской вышивкой). Посмотрите сколько здесь разных салфеток! Скажите, как называются рисунки на этих салфетках?
Д: Чувашский орнамент.
В: Правильно, чувашский орнамент. А скажите, пожалуйста, узнаете ли вы здесь какой-нибудь узор?
(Ответы детей)
В: Правильно, молодцы. Вы знаете значение многих узоров. Давайте подумаем, какую историю хотела рассказать мастерица, которая вышила эту салфетку? (показ одной выбрано салфетки)
Дети предлагают свои варианты ответов.
В: Молодцы ребята! У меня для вас есть игра, давайте поиграем.
Д/И «Подбери узор к образу-символу». Во время игры звучит чувашская музыка.
В: Какие молодцы. Вы правильно разложили все узоры. А теперь давайте посмотрим на эти изображения и попробуем подобрать к ним орнамент.
Д/И «Подбери орнамент к изображению».
В: Молодцы! А сейчас, пожалуйста, присядьте на стульчики.
(дети садятся на свои места)
В: Ребята, давайте вспомним, как называется наш с вами сегодняшний наряд?
Д: чувашский национальный костюм.
В: А кто запомнил, как называются узоры на наших костюмах? Для чего они нужны?
(ответы детей)
В: Какие цвета в основном использовали для вышивания чувашского орнамента?
Какие вы молодцы! Какой узор вам понравился больше всего и почему?
Вот мы с вами и побывали в загадочном мире чувашского орнамента, окунулись в эту тайну и разгадали некоторые узоры. Давайте сейчас выберем узоры, из которых будем составлять и рисовать орнамент на следующем занятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
Кириллова Марина Юрьевна. МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка», г. Цивильск
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.
Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Материалы и оборудование: Карточки с рисунками узоров и их образов-символов, Д/И «Подбери узор к образу-символу», Салфетки с чувашской вышивкой, чувашская музыка.
Предшествующая работа:
Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы:
1. Художественное слово (разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия);
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров;
3.Рассматривание картинок с рисунками узоров и их образов-символов;
4. Дидактические игры.
5. Совместное обсуждение.
ХОД Образовательной деятельности:
Дети и воспитатель в национальных чувашских костюмах.
В: Ребята, посмотрите друг на друга. Как необычно мы все с вами одеты. Кто может сказать, как называется наш наряд?
Д: Чувашский национальный костюм.
В: Да, ребята вы правы, это чувашский национальный наряд. Посмотрите, как необычно он украшен, какие интересные и загадочные узоры здесь вышиты. Эти удивительные узоры называются орнамент. Орнамент на одежде чувашей служил не просто красивым узором, он был оберегом. Раньше чувашский народ верил в то, что вокруг существует много духов и божеств. Заботливые и любящие мама, жены, сестры вышивали орнамент на одежде своих детей, мужей и братьев, чтобы защитить их от злого глаза, нечистого духа и беды. И чтобы они всегда были здоровыми и счастливыми.
Ребята, я вам предлагаю внимательно рассмотреть орнамент на своих нарядах. Вы, наверно, уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (ответы детей)
Правильно! Как вы заметили, в цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете что обозначает красный цвет в орнаменте? (ответы детей) Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (ответы детей) Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (ответы). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко узнать, что именно хотела сказать мастерица.
Давайте вспомним основные узоры.
(Показ узоров и объяснение их значений)
Солнце.
В: Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце и его символ можно встретить на многих вышивках. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек.Так же как и каждый из нас по своему может изобразить солнце, так и каждая чувашская мастерица изображала его по разному.
(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).
Дерево.
В: На что похож этот узор? Это образ-символ дерева. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу.
(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).
Дом.
В: Это символ дома, сооружения, обозначает уют. Дома раньше были небольшие. И вот таким простым узором его изображали.
Животное.
В: Как думаете, а что обозначает этот узор? Похожи эти чувашские узоры на животных? Посмотрите, так же как и солнце животные тоже изображались по-разному. У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. А вот другое животное, оно смотрит назад. А вот еще узор животного с длинными рогами. На кого похоже это животное? А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?
Земля.
В: Как я уже говорила, чуваши были земледельцами. И их основная работа была связана с работой на земле. Поэтому в чувашской вышивке мы часто можем увидеть обозначение земли. Так же часто можно встретить обозначение вспаханной земли (показ). Гряды вспаханной земли на солнце блестят, поэтому их изобразили белыми полосами.
В: А теперь, ребята, я предлагаю вам немного размяться. (физкультминутка)
В: А сейчас я вас прошу подойти к столу. (На столе разложены салфетки с чувашской вышивкой). Посмотрите сколько здесь разных салфеток! Скажите, как называются рисунки на этих салфетках?
Д: Чувашский орнамент.
В: Правильно, чувашский орнамент. А скажите, пожалуйста, узнаете ли вы здесь какой-нибудь узор?
(Ответы детей)
В: Правильно, молодцы. Вы знаете значение многих узоров. Давайте подумаем, какую историю хотела рассказать мастерица, которая вышила эту салфетку? (показ одной выбрано салфетки)
Дети предлагают свои варианты ответов.
В: Молодцы ребята! У меня для вас есть игра, давайте поиграем.
Д/И «Подбери узор к образу-символу». Во время игры звучит чувашская музыка.
В: Какие молодцы. Вы правильно разложили все узоры. А теперь давайте посмотрим на эти изображения и попробуем подобрать к ним орнамент.
Д/И «Подбери орнамент к изображению».
В: Молодцы! А сейчас, пожалуйста, присядьте на стульчики.
(дети садятся на свои места)
В: Ребята, давайте вспомним, как называется наш с вами сегодняшний наряд?
Д: чувашский национальный костюм.
В: А кто запомнил, как называются узоры на наших костюмах? Для чего они нужны?
(ответы детей)
В: Какие цвета в основном использовали для вышивания чувашского орнамента?
Какие вы молодцы! Какой узор вам понравился больше всего и почему?
Вот мы с вами и побывали в загадочном мире чувашского орнамента, окунулись в эту тайну и разгадали некоторые узоры. Давайте сейчас выберем узоры, из которых будем составлять и рисовать орнамент на следующем занятии.