4. Рассказывание истории (беседа). Подарок учителя. Как Павлика по телевизору показали Вы когда-нибудь замечали, как по-разному играют во дворе дети? На первый взгляд, вроде бы все чем-то заняты и все что-то делают, но, если присмотреться повнимательнее, то вы увидите очень важное. Одни что-то строят, придумывают, делают, соревнуются между собой, кто лучший. А другие дети ничем умным и толковым не хотят заниматься, не нравится им все то, где надо потрудиться. Такие подолгу от нечего делать слоняются по двору и находят для себя глупые и легкие занятия. То камень в забор швырнут, то поломают или оторвут что-нибудь, то палкой помашут, то ногой по какой-нибудь железке начнут стучать. Вот точно таким же был и Павлик. Выходя во двор, он долго высматривал и придумывал, чем бы ему заняться, но почти все занятия и игры ему не нравились. Скучно ему было строить и что-нибудь делать. Проще было ломать, кидать, разбивать, а то и вовсе сидеть на скамейке, ногами махать, да ботинком землю ковырять. Самого главного Павлик не понимал, что от праздности и ничегонеделания всегда человек глупеет и еще больше скучать начинает. Однажды Паша был занят своим любимым делом – смотрел в окно. Он мог так целыми часами рассматривать из окна проезжающие машины и прохожих, идущих по улице. И тут он услышал, как его старшая сестра его позвала из соседней комнаты: – Иди скорей сюда, тебя здесь по телевизору показывают. – Как это показывают? – удивился Павлик и пулей влетел в комнату, где сестра смотрела телевизор. По телевизору показывали передачу про обезьян. – А где же я? – спросил он сестру. – Садись, садись, сейчас тебя опять могут показать, надо подождать. Ты еще в своей кепке красной и майке зеленой был, в которой ты летом по двору бегал, помнишь? – Помню. – Ну, тогда смотри внимательно и не пропусти себя, – сказала сестра, – а я пока пойду поем. Павлик стал внимательно смотреть телевизор, чтобы заметить, когда его самого начнут показывать. Обезьяны шумели, с криками размахивали палками, стучали ими по деревьям и занимались всякой ерундой. Потом они стали ковыряться пальцами в земле, чем-то швырять друг в друга, а под конец даже подрались между собой. И вдруг женский голос в телевизоре сказал: – Обезьяны отличаются от человека тем, что не могут и не хотят работать и заниматься чем-нибудь полезным, они всегда лишь глупо развлекаются. Потом голос женщины замолчал, а на экране появился какой-то бородатый дядька в очках с микрофоном в руках и заговорил: – Уважаемые телезрители, обратите внимание еще раз на эту ученую обезьяну. Она может одевать штаны, есть ложкой еду и даже чистить зубы после еды. И тут показали обезьяну в красной кепке и зеленой майке. Она сама одевала на себя штаны, ложкой брала из тарелки еду и зубной щеткой могла чистить зубы. – К сожалению, – сказал бородатый дядька, – мы ее никак не можем научить заниматься чем-нибудь полезным и делать какую-нибудь работу. Она лишь все разбрасывает, наводит беспорядок. А любимое ее занятие – с утра и до вечера подолгу разглядывать из своей клетки посетителей зоопарка. Некоторые ученые, – продолжал дядька, – считают, что обезьяны не стали людьми только из-за того, что любили праздность, боялись работы и не хотели трудиться, поэтому, они своим умом так сильно отстали от человека. Эта передача про обезьян Павлику очень сильно запомнилась. Теперь каждый раз, когда ему ничем не хочется заниматься, а хочется придумать глупое развлечение, он почему-то сразу вспоминает ту обезьяну в красной кепке и зеленой майке и страшные слова бородатого дядьки: "Не стали людьми, потому что любили праздность". Беседа. [?] – Почему обезьяны не стали людьми? (Любили праздность и ничегонеделание). – Чем Павлик был похож на обезьян? (Не любил трудиться и смотрел на прохожих). – Все ли детские занятия и игры бывают глупыми и бесполезными? – Какие вам больше нравятся игры: те, в которых не надо ничего делать, или те, в которых нужно поработать, построить, придумать? -Чему учит этот рассказ?
--Сделаем вывод: что же такое труд? Стратегия «Ассоциация» 1.Труд- это деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей. 2.Труд-работа, занятие. 3.Труд-усилие для достижения чего-либо. 4.Труд- результат деятельности. - А результаты труда? Можно ли их увидеть, ощутить? Разминка -Я буду называть вам профессии, а вы - результат труда этих профессий: Строитель, шахтёр, композитор, художник, кондитер, писатель, учитель, врач. -Легко ли было называть результат труда? (Как видите, результат труда многих специальностей не сразу и не очень заметен, но без них нам пришлось бы плохо) |