Конспект урока по самопознанию на тему " Учимся дружить"
Конспект урока по самопознанию на тему " Учимся дружить"
Тема: Учимся дружить
Цель: расширить представление о ценности дружбы и единства во взаимоотношениях между людьми.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «дружба», «дружный коллектив»;
- формировать навыки позитивного общения;
- развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
- развивать способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
- воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу.
Ход урока:
1. Круг радости.
Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.
– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».
Учащиеся вместе с учителем повторяют следующие слова:
Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Закончи день дружбой.
Так надо жить –
Дружбой нашей дорожить.
- Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы будет говорить о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке.
2. Беседа.
- Кого называют другом?
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
- Что значит дружить? (Ответы учащихся)
Дружить – это значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренним с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.
- Каким должен быть друг?
3. Упражнение «Важные качества настоящего друга».
Учитель делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных качеств человека. Дети по очереди выбирают главное качество настоящего друга, обосновывая свой ответ и прикрепляют его на доске.
В результате под надписью «Настоящий друг» набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагают подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются. Желающие могут рассказать о своих размышлениях.
Выберите на столе карточки со словами, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (Ответы учащихся)
Учитель рассказывает детям о мальчике Санжаре, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит».
- Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Санжаром в школе? (Ответы детей).
- Затем учитель говорит о том, как мама Санжара отнеслась к словам сына:
- Она очень удивилась, услышав жалобы сына, ведь он всегда хорошо учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу, только из-за того, что у него не ладятся отношения с одноклассниками?
- Бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не хотел дружить? Почему?
(Ответы детей).
- Подумайте, как можно помочь Санжару и всем ребятам, у которых нет друзей?
Учитель, обобщая ответы детей, подводит к основной мысли:
- Каждому из нас важно уметь хорошо учиться, много знать, но так же важно уметь дружить и выстраивать отношения таким образом, чтобы вас могли понимать и любить таким, какой вы есть.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по самопознанию на тему " Учимся дружить" »
Урок по самопознанию
«Учимся дружить»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Михайловской СОШ
Шумакова Е.В.
2013-2014уч.год
Тема: Учимся дружить
Цель: расширить представление о ценности дружбы и единства во взаимоотношениях между людьми.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «дружба», «дружный коллектив»;
- формировать навыки позитивного общения;
- развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
- развивать способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
- воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу.
Ход урока:
1. Круг радости.
Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.
– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».
Учащиеся вместе с учителем повторяют следующие слова:
Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Закончи день дружбой.
Так надо жить –
Дружбой нашей дорожить.
- Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы будет говорить о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке.
2. Беседа.
- Кого называют другом?
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
- Что значит дружить? (Ответы учащихся)
Дружить – это значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренним с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе.
- Каким должен быть друг?
3. Упражнение «Важные качества настоящего друга».
Учитель делает на доске надпись: «Настоящий друг». Рядом прикрепляются листы ватмана с названиями различных качеств человека. Дети по очереди выбирают главное качество настоящего друга, обосновывая свой ответ и прикрепляют его на доске.
В результате под надписью «Настоящий друг» набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагают подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются. Желающие могут рассказать о своих размышлениях.
Выберите на столе карточки со словами, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (Ответы учащихся)
Учитель рассказывает детям о мальчике Санжаре, у которого были трудности в школе. Однажды он пришел домой и сказал маме: «Все, больше я в эту школу не пойду. Меня там никто не любит».
- Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Санжаром в школе? (Ответы детей).
- Затем учитель говорит о том, как мама Санжара отнеслась к словам сына:
- Она очень удивилась, услышав жалобы сына, ведь он всегда хорошо учился, и учительница была им довольна. Неужели он хочет бросить школу, только из-за того, что у него не ладятся отношения с одноклассниками?
- Бывает ли так, чтобы человек хорошо учился, но с ним никто бы не хотел дружить? Почему?
(Ответы детей).
- Подумайте, как можно помочь Санжару и всем ребятам, у которых нет друзей?
Учитель, обобщая ответы детей, подводит к основной мысли:
- Каждому из нас важно уметь хорошо учиться, много знать, но так же важно уметь дружить и выстраивать отношения таким образом, чтобы вас могли понимать и любить таким, какой вы есть.
5. Минутка тишины. (Звучит музыка).
Садитесь поудобнее. Я приглашаю вас совершить путешествие. Закройте глаза. (Звучит музыка). Представим себе, что мы идем на высокую-высокую гору (пауза). Яркое солнышко своими золотыми лучиками радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза). На пути встречаются необычной и редкой красоты цветы, деревья, травушки-муравушки. Любуясь ими, мы медленно поднимаемся ввысь (пауза). Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Мы пришли на эту вершину с другом/подругой. Мы помогали друг другу подниматься. Наши руки заботливо, надежно и бережно поддерживали друга/подругу. Мы каждую минуту чувствовали плечо и руки друг друга (пауза). Нам легко и радостно вместе с другом/подругой. Почувствуйте, как хорошо, когда рядом друг/подруга (пауза). Запомните это чувство (пауза). Пожмите друг другу руки. Запомните тепло дружеских рук (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в свой класс. Солнышко своими лучиками осветило нам дорожку в родную школу. Мы счастливые и радостные идем по солнечной дорожке. Входим в двери. Садимся за парты. ( пауза)
А теперь, откройте глаза. Улыбнитесь. Посмотрите на соседа справа, слева, и скажите, что вы испытывали поднимаясь на гору с другом?
- А кто – нибудь из вас испытывал чувство дружеской опоры?
Как легче преодолевать трудности?
6. Ассоциации.
– А на что похожа дружба?
Расскажите, какой образ возник у вас.
(Ответы уч-ся: я думаю, что дружба похожа на солнце, т.к…)
7. Чтение.
Молодцы! Вот видите, какие интересные образы у дружбы. А вот С.Снегова придумала сказку о дружбе. Я приглашаю ее послушать. (с. 52)
Учащиеся читают текст С.Снеговой «Сказка о дружбе».
- О чём мечтал слонёнок? Почему у слоненка не было друзей?
- Почему цветок назвал слонёнка другом?
- Чему учит эта сказка?
- А у вас есть друг или друзья? Расскажите о них. За что вы выбираете друзей?
Обобщая ответы детей, учитель может сказать: «Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймёт ваше настроение, ваше переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь».
8. Разминка.
Я буду заканчивать предложение «настоящий друг –это тот, кто…», а вы если согласны с ним – то хлопаете, а если нет – то топаете.
«Я думаю, что настоящий друг – это тот, кто …»
- заступается за тебя в трудных ситуациях;
- всегда делает то, что хочешь делать ты;
- соглашается со всем, что ты скажешь;
- примерно твоего возраста и живёт рядом;
- кому ты можешь доверять;
- не оставляет друга в беде;
- радуется успехам друга;
- уважает мнение друга;
- смеётся над недостатками друга;
- выдаёт чужие секреты;
- делится книгами, игрушками;
- любит то, что любишь ты.
9. Цитата урока.
- Да, народ богат пословицами и поговорками. И вы знаете их не мало.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Как вы понимаете смысл этой казахской пословицы?
10. Игра «Собери пословицы».
У каждой группы на парте часть пословицы, соберите их (найти вторую половину). Соедините правую и левую части предложений так, что бы получились пословицы о дружбе.
Человек без друзей, … что дерево без листьев.
Завести дружбу легко, …сберечь трудно.
Дружба, что стекло, … разобьешь – не склеишь.
Один за всех - … все за одного.
Без друга … на сердце вьюга.
Друзья познаются … в беде.
Крепкую дружбу и … и топором не разрубишь.
Старый друг … лучше новых двух.
Нет друга ищи, … а нашёл береги. – Как вы понимаете данную пословицу?
11. Упражнение «Моя планета»
– Если смотреть на нашу планету из космоса, то она кажется разноцветной. Не видно отдельных городов, лесов, рек, озер, а просто красивые пятнышки.
Представьте, ребята, что на одной планете все жители поссорились друг с другом, они обижаются друг на друга, злятся.
– Раскрасим такую планету. Вместо обычных кисточек у вас будут ваши пальчики.
Дети рисуют на заранее приготовленном листе с нарисованным для каждого кругом.
Они обмакивают пальчики в краску и раскрашивают круги.
– На планету, где люди ссорились, прилетели голуби. Они научили жителей, как жить дружно и без обид.
– Дети, вы знаете, как можно научить жителей этой планеты жить дружно?
(Рассуждения детей).
– Давайте представим, какой стала эта планета после того, как люди на ней помирились, и раскрасим ее.
- Какой цвет у дружбы?
12. Составление правил для дружных ребят (деформированные предложения).
- А теперь давайте составим правила дружных ребят. Слова в предложениях рассыпались. Давайте их составим.
В помогай беде другу.
Если останови плохой друга совершает он поступок.
Друга обманывай не.
Признать ошибки свои умей.
Не агрессивность украшает грубость и.
Разделить другом с радость умей и горе.
13. Домашнее задание.
Напиши сочинение «Мой друг».
14. Круг «От сердца к сердцу».
Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга добрым взглядом, улыбнемся и дружно скажем
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Упражнение "Отражение”
Внимательно выполняйте мои команды.
Превратитесь в:
- Сердитого льва.
- Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.
- Печального и грустного козлёночка.
- Страдающего Гадкого утёнка.
- Радостную мартышку.
- Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?
- Конечно, улыбаться было приятней.
- Мы говорили с вами о животных, а как же у людей. С кем из них вы хотели бы пообщаться?
- Конечно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.
Теперь вы знаете о дружбе всё! Удачи всем в поисках настоящего друга.