«Проверка и анализ диктанта, выполненного учениками 5 класса»
«Проверка и анализ диктанта, выполненного учениками 5 класса»
Тема данного урока рассчитана на 2 часа. Занятие носит практически- обобщающий характер. Цель урока: Познакомить студентов с методикой проведения контрольного диктанта и видами анализа (качественного и количественного). На первом этапе урока были сформулированы ценностно-целевые ориентации деятельности студентов для усвоения образа конечного результата и процесса его достижения. В основной части урока происходило формирование обобщенной ориентировочной основы учебной деятельности на занятии, закрепление обобщенных знаний путем решения учебных задач, заданий. На этапе практической работы: совершенствование первичных умений, формирование моторных и творческих навыков профессиональной деятельности учителя. Оценка сформированности навыков каждого студента будет происходить по конечному результату. На этом уроке я попыталась чередовать письменные и устные виды работ, присутствовал элемент исследовательской деятельности, использовала информационно-компьютерную технику. Некоторым студентам было дано опережающее задания – сообщения. Также было введен элемент лекции-консультации, с той целью, чтобы помочь студентам выстроить логическую цепочку по проверке и анализу диктанта. В лекции присутствовали элементы новизны. На заключительном этапе подвелся итого занятия, сообщение о достижении целей усвоения учебных элементов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проверка и анализ диктанта, выполненного учениками 5 класса» »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСВТЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КООЛЕДЖ Г. БУГУРУСЛАНА»
Открытый урок
по ДДП «Русский язык и литература»
на тему:
«Проверка и анализ диктанта, выполненного
учениками 5 класса»
(МОУ СОШ № 1, учитель Гулящева И.В.)
Подготовила и провела
преподаватель: Иванищева Г.Н.
Конспект урока
«Проверка и анализ диктанта, выполненного учениками 5 класса»
Дидактическая цель. Систематизировать и обобщить знания студентов по методике проведения и анализа контрольного диктанта.
Задачи урока:
актуализировать знания студентов о проведении и анализе контрольного диктанта в 5 классе;
стимулировать активные поиски решения теоретико-методической проблемы, заявленной в теме урока с учетом зоны ближайшего развития и актуализации имеющихся знаний;
создать условия для практической деятельности студентов;
обучающими возможностями урока формировать навыки профессиональной деятельности и воспитывать личностные качества будущего учителя.
формировать умения проводить диктанты с учащимися и выполнять анализ.
Оснащение урока:
Книжная выставка, мультимедиа, диктанты учащихся 5 класса, список класса на двух карточках пополам, карточки (чистые для вопроса студентов), программы по русскому языку для общеобразовательной школы, сообщения студентов, калькуляторы, лист «5», «4», «3», «2», листы с перечислением типичных ошибок.
Содержание урока.
I. Оргмомент.
II. Объявление темы урока (слайд).
- Тема сегодняшнего нашего занятия заявлена на слайде. Вчера мы с вами попробовали свои силы и вы написали этот диктанта здесь. Результаты получились неплохие, но следует учесть, что это диктант для 5 класса, а вы студенты 4 курса педколледжа.
III. Целеполагание.
- Какую цель вы перед собой поставите, как студенты, накануне практики пробных уроков? (научиться проверять диктанты, квалифицировать ошибки, учиться объективно выставлять оценки)
IV. Вступительное слово учителя (лекция-сообщение).
- Поскольку, наша тема носит сугубо практический характера, мы откроем ее лекцией-пресс-консультацией. План занятия представлен на следующем слайде. Работать будет по подгруппам. Ответственным назначаются… Ваша задача собирать информацию со своей подгруппы и обменивается друг с другом. Вам предстоит проверить диктанты учеников 5 класса, какой бы вопрос вы хотели задать мне перед практической работой? (Формулировка одного вопроса на чистых карточках).
- Несколько девочек получили дополнительные задания, опережающего характера. Они освежат в вашей памяти и еще раз напомнят вам некоторые особенности методики проведения и проверки диктанта, также эти сообщения будут носить элемент новизны. Таким образом, у нас сейчас лекция-консультация. А ваша задача записать новые сведения, которые вы услышите.
- Какую цель вы сейчас перед собой ставите?
(Сообщения студентов – 3 человека (методика Литневской – с. 496-497 «Контрольный диктант и методика его проведения; «Оценка диктанта» - с. 497; «Классификация ошибок» - с. 498-499); слайды)
- Соотнесите план (слайд 2), который у нас был, с тем что вы уже записали. Поделитесь своими мыслями. (В плане были еще нормы оценок, а мы о них еще не говорили).
- Где можно найти нормы оценок? (В школьной программе по русскому языку).
- Обратимся к программе. (С. 37).
- Законспектируйте нормы оценок.
- Итак, в начале урока вы мне задали вопросы. Давайте вернемся к ним еще раз (зачитываю вопросы с фамилиями студентов). Попробуйте сами найти ответы на свои вопросы.
- Вот вы сами и ответили на свои вопросы, которые у вас возникли.
V. Практическая работа.
- А теперь, вспомнив теоретические положения, вспомнив все тонкости методики проверки, мы можем приступить к практической работе. (Разделить работы по две каждому, работа в подгруппах, выставление оценок в карточки учеников 5 класса).
- Положения проверки перед вами, в конце каждой работы сделайте надпись: проверила студентка Хохлакова О. (Ответственные обмениваются информацией о количестве «5», «4», «3», «2»).
- Заканчивается ли на этом работа учителя? (Нет, нужен еще анализ работ).
- Проведем анализ наших диктантов. (Слайд, коллективный анализ, запись в тетрадях, формулы).
- Какое качество знаний у нас получилось?
- Считаем успеваемость. Какая успеваемость 5 класса по результатам диктанта?
- Мы с вами провели количественные анализ. А теперь проведем качественный анализ. Перед вами листы с типичными ошибками. Ваша задача подсчитать их, вписывая прямо в эти листы. Также вы должны дописать те типичные ошибки, которые здесь не указаны (обмен информацией).
Типичные ошибки:
Орфографические ошибки:
- безударная гласная в корне слова –
- правописание приставок –
- правописание падежных окончаний –
- непроверяемая гласная в корне слова –
Пунктуационные ошибки:
- запятая, при однородных членах предложения –
- запятая, в сложных предложениях –
- лишняя запятая –
- А теперь давайте систематизируем по классу. Кто сможет сделать вывод по классу?
- С какой целью проводится данный вид анализа? (Систематизировать ошибки, знать над чем дальше работать, на что обратить внимание учителя).
- Какую работу нужно проводить учителю, что дети не допускали подобных ошибок. Назовите методы и приемы, которые модно использовать для устранения ошибок, предупреждения. Это и будет вашим домашним заданием: составить план ликвидации пробелов (слайд). Что такое план ликвидации пробелов? Давайте попробуем структурировать это сочетание: план – наметки работы, ликвидация – убрать, устранить, пробелы – незнание чего либо. Что же у нас получилось?
VI. Итог урока.
Чему вы сегодня научились на уроке?
Вы скоро выходите на практику пробных уроков, большую помощь в подготовке к урокам русского языка и литературы вам окажут данные книги и журналы.
Оценки получают выступающие с сообщениями, а остальным я поставлю на следующем уроки – я проверю диктанты, и за объективность выставления оценок вы получите свою оценку.
V. Домашнее задание.
Составить план ликвидации пробелов (слайд). То есть, что вы будете делать, как решать данную задачу. Листы с указанием типичных ошибок остаются у вас.
Самоанализ.
Тема данного урока рассчитана на 2 часа. Занятие носит практически- обобщающий характер. Цель урока: Познакомить студентов с методикой проведения контрольного диктанта и видами анализа (качественного и количественного). На первом этапе урока были сформулированы ценностно-целевые ориентации деятельности студентов для усвоения образа конечного результата и процесса его достижения. В основной части урока происходило формирование обобщенной ориентировочной основы учебной деятельности на занятии, закрепление обобщенных знаний путем решения учебных задач, заданий. На этапе практической работы: совершенствование первичных умений, формирование моторных и творческих навыков профессиональной деятельности учителя. Оценка сформированности навыков каждого студента будет происходить по конечному результату. На этом уроке я попыталась чередовать письменные и устные виды работ, присутствовал элемент исследовательской деятельности, использовала информационно-компьютерную технику. Некоторым студентам было дано опережающее задания – сообщения. Также было введен элемент лекции-консультации, с той целью, чтобы помочь студентам выстроить логическую цепочку по проверке и анализу диктанта. В лекции присутствовали элементы новизны. На заключительном этапе подвелся итого занятия, сообщение о достижении целей усвоения учебных элементов.