kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на коллективных учебных занятиях (КУЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование универсальных способов деятельности, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой изменения и в организации учебного процесса, и  в системе оценивания.

Учителя и родители всегда сталкивались и до сих пор сталкиваются с проблемой: как сделать, чтобы ребенок учился не ради учительской оценки, а в нем бы сохранилась заложенная природой глубинная потребность в познании.  Школьник попадает в зависимость от внешней оценки, нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у него формируется внутренняя оценочная инстанция – самооценка. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки – выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

         В этой статье я хочу поделиться некоторым опытом по формированию умений самоконтроля и  самооценки у учащихся начальных классов. 

1. Сравнение работы с образцом (взаимоконтроль)

          Неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности являются особые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности.  Так как учебная деятельность в начальной школе формируется в коллективно-распределённой форме, то  функции контроля и оценки формируются при организации совместных (коллективных) действий детей в классе. В этом случае действия самоконтроля и самооценки ребенка подготавливаются в рамках использования таких педагогических приемов, как  взаимоконтроль и взаимооценка.

На каждом уроке  во время изучения темы проводятся взаимодиктанты, где учащиеся 1 класса тренируют друг друга, например,  в определении известных частей речи, учащиеся 2 класса -  в записи существительных с шипящими на конце, 3 класса - в определении рода, числа, падежа имён существительных и прилагательных, запоминании словарных слов и так далее. 

Формированию действия самоконтроля на предметном материале способствуют:

- сопоставление своих действий и результата с образцом;

- составление задачи, подобной данной;

- работа с моделями, схемами.

           Например,   на уроке русского языка при проведении словарного  диктанта после написания работы ребята на шкале оценивают ее результаты. Затем идёт проверка этого диктанта посредством орфографического чтения слов учеником или учителем. После проверки ребята уже другим цветом на этой же шкале оценивают работу, а затем рядом на другой шкале учитель ставит свою оценку. И опять идёт анализ выставления оценок ребятами и учителем.

         2.  Формирование умений самоконтроля

Умение самоконтроля на надпредметном материале формирую следующим образом. Перед запуском новой темы учащиеся получают лист со стандартом раздела, например, «Морфология» и рефлексивную таблицу, в которой в ходе работы по карточкам делают пометки. Рефлексивная таблица позволяет самому ученику, а также  и учителю, отследить продвижение в освоении учебного материала. Например:

Заполняй рефлексивную таблицу по ходу изучения темы.

На какие вопросы теста ты ответил правильно? Отметь в стандарте знаком «+» те знания, которые ты освоил.

Задай вопросы по тем знаниям, которые ты не усвоил.

Рассмотри модель темы «Морфология». Назови части речи, которые ты изучил. С какими частями речи тебе еще предстоит познакомиться?

 

Рефлексивная таблица.

 

Знаю

Не знаю

Цель:

Отметка о достижении.

 

 

 

 

 

Умения самоконтроля формируются также в специально организованной учителем  деятельности на коллективных занятиях по методикам «ВПТ», «ВТ»,  «ВИЗ» (КСО). Получая карточку, каждый ученик получает алгоритм работы по методике. Ученики действуют, сверяясь с алгоритмом, таким образом формируются умения самоконтроля: какое действие мне необходимо выполнить? Как я буду это делать? Что мне для этого нужно? Если возникает затруднение, учитель задает вопросы: что тебе нужно сделать? Что мешает тебе это сделать?  Как ты будешь действовать, чтобы сделать это? И т. д.

Каждая изученная карточка отмечается в табло учёта знаком «+». Вначале ученик изучает свою тему, отвечает на все вопросы, выполняет все задания, включая и творческие, сдает учителю. Только после этого он готов обучать другого.

         Самоконтроль, например, на уроке  математики во  2 классе.   Ребята самостоятельно решают примеры по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток». Затем  они проверяют ответы,  сверяя с записями на доске, и оценивают свою работу.

3. Разработка критериев оценки работы (что и как  оценивать)

 Например, уже в 1-2 классе ребята вместе с учителем выбирают те критерии, по которым они могут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания букв, их соединение с другими буквами в словах, написание цифр, выполнение отдельных видов работ: деление слов на слоги, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков, правильное написание орфограмм, правильное решение примеров, и т. д.

На уроках  русского языка и математики  для  выработки навыка самооценки  использую шкалы. Например, на  уроке  обучения грамоте в 1 классе по теме «Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков», ученики записывают слова и по заданию учителя подчёркивают гласные буквы, которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков, а затем оценивают свою работу. На полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает, по их мнению,  насколько правильно они выполнили своё задание. Чем выше они ставят крестик на шкале, тем выше они оценивают свою работу. Затем  на этой же шкале ставлю  свою оценку, а потом идёт анализ поставленных знаков.

         Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью,  показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.              

Шкалы как инструмент оценки хорошо «работают» в 1 – 2 классах, а в 3 – 4 классах ребята требуют иную форму оценивания своих работ. Поэтому наравне со шкалами  ввожу  и баллы. В третьем классе учащиеся уже с большей степенью самостоятельности могут устанавливать критерии оценок, по которым они будут оценивать работу или отдельные виды работ. На уроках математики, например, перед самостоятельной работой,  ученики вместе с учителем обсуждают, как они будут оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа.  Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла, пример – 1 балл,  и так далее.

         Баллами можно оценивать и работу на уроках русского языка. Например, словарный диктант: количество правильно написанных слов может соответствовать количеству баллов за работу  и т.д.

Выставляя баллы или оценивая на шкалах результаты ученических работ, исхожу из того, что каждое детское усилие должно быть оценено ими самими, и в построении шкал оценивания участвуют сами ребята. 

После выполнения самостоятельной работы и подсчета баллов, провожу рефлексию: предлагаю  отметить каждое задание символами, обозначающими: «это я уже знаю и умею», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». В зависимости от этого выбирать себе разноуровневые задания для закрепления материала (по методике ВПЗ).

         4. Самооценка предшествует оценке учителя

 «Через самооценочный  «фильтр» ребёнок процеживает все воздействия  внешнего мира, отбирая те, которые соответствуют его представлениям о себе и своих возможностях в этом мире. Поэтому  детская самооценка должна развиваться благополучно, с каждым разом становиться всё более реалистичной, устойчивой, самокритичной. Нельзя допускать, чтобы у ребёнка развивалась слишком завышенная или заниженная самооценка».

Итак, основная цель – развивать у ребёнка объективную сторону самооценки. Если  целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребёнок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность  преодолевать. Ученик должен чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».

         Самооценка младшего школьника чрезвычайно чувствительна к учительской оценке. От того, какова школьная система  оценочных взаимоотношений, во многом зависят  особенности складывающейся детской самооценки. Детям очень нравится занижать свою самооценку для того, чтобы затем получить более высокую оценку учителя. Но есть и ребята, которые завышают свою самооценку. Поэтому очень важно при установлении оценочных взаимоотношений  сравнение учительской и детской самооценки. Это является средством воспитания адекватности самооценки ребёнка.

         На мой взгляд, эта работа принесёт желаемые результаты, если  выполнять 2 основных «правила оценочной безопасности» (термин Г.А. Цукерман) в обращении с детской самооценкой:

1 правило – детская самооценка развивается благополучно только на крепком фундаменте положительной общей самооценки.

2 правило – детская самооценка должна быть адекватной,  дифференцированной, устойчивой, объективной.   

5. Оценка учителя

Оценка учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребёнка. Поэтому учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики:  

 - получали от учителя однозначные, предельно чёткие критерии оценки (в том случае, если они предлагаются учителем);

- участвовали в разработке оценочных шкал вместе с учителем.

 Проверяя письменные работы учеников, учителя на полях   всегда, оценивая каждое задание, ставят «+» или «-» .

Такие знаки могут ставить и ребята, оценивая свою работу. В конце урока они оценивают всю работу полностью, а затем учитель оценивает эту работу и даёт анализ оценочным отношениям ученика и учителя.

6.   Сравнение достижений ученика с его предыдущими  достижениями

Очень важно организовать отслеживание индивидуальных достижений каждого ребенка по четко выделенным предметным параметрам.

Приведу пример отслеживания роста показателей скорости чтения - чрезвычайно значимого для младшего школьника навыка. Начиная с 1-го класса этот навык  отражаю  на графике.  Это наглядно и для детей, и для родителей. 

В конце каждой четверти  составляю  графики, которые отражают успехи каждого ученика по предметам, по четким параметрам: знания, умения, навыки, актуальные для данного временного промежутка, также отдельно оценивается творчество, исполнительность, которую имеют свою ценность в учебном процессе. Таким образом, в конце года выстраивается чёткая картина «взлётов и падений» ученика за год. По окончании начальной школы  строю  сводный график по всем годам обучения ребёнка в начальной школе.  А ребята чертят свою систему оценок, где они видят результаты своей работы за определённый период учёбы.

Опыт работы по формированию самооценки  дает  основание утверждать, что у учащихся уже к концу обучения в начальной школе  формируется способность насколько возможно адекватно оценивать свои знания и умение отделять известное от неизвестного. У ребят сохраняется желание учиться, и у многих сформированы навыки самооценки и самоконтроля. По моему мнению, такая работа приносит свои плоды и в основной школе.

 

Список литературы:

 

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М. Педагогика, 1972.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М. Педагогика, 1986.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М. Просвещение, 1991.

Дьяченко В.К. Диалоги о школе ХХI века. – Алма -Ата, 1995.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

 Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения: Практический курс. – Саяногорск, 1989.

Мкртчян М.А. Методика взаимообмена заданиями // Математика в школе. – 1991. – № 6.

Мкртчян М.А. Методика взаимопередачи тем // Начальная школа. –1993. – № 2.

Мкртчян М.А. Методологические соображения вокруг проблем создания новой образовательной практики // Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения (по материалам краевой научно-практической конференции). – Красноярск, РИО КГПУ, 2001. – С. 123-124.

Мкртчян М.А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002.

Просмотр содержимого документа
«доклад "Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на коллективных учебных занятиях (КУЗ) »

Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на коллективных учебных занятиях (КСО)


Трифонова Л.А.,

Жетекшинская СОШ

г. Павлодара


«Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». Г.А.Цукерман


Изменения, происходящие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование универсальных способов деятельности, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой изменения и в организации учебного процесса, и в системе оценивания.

Учителя и родители всегда сталкивались и до сих пор сталкиваются с проблемой: как сделать, чтобы ребенок учился не ради учительской оценки, а в нем бы сохранилась заложенная природой глубинная потребность в познании. Школьник попадает в зависимость от внешней оценки, нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у него формируется внутренняя оценочная инстанция – самооценка. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки – выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.

Воспитание здоровой самооценки школьников должно стать одной из центральных задач 12-летней школы, ориентированной на результат, выраженный в виде ключевых компетенций, где базовой компетентностью является умение учиться. Самооценка должна быть рефлексивной, допускающей возможность разных точек зрения и пересмотра сегодняшнего знания. «Я точно знаю, что я знаю не всё, и что мое знание не абсолютно, оно может изменяться». Основой рефлексивной самооценки – знание о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: 1) способность видеть себя со стороны, 2) способность анализировать собственные действия. Обе эти способности активно формируются во всех звеньях учебной деятельности (УД), однако, центром их формирования и функционирования является учебное действие самооценки. Действие самооценки – это то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Ребенок, умеющий оценивать свои возможности, становится подлинным субъектом УД. С действия самооценки, со способности понять: «это я уже знаю и умею», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться», начинается учебная самостоятельность младшего школьника. Развить объективную сторону самооценки через интенсивное формирование действия оценки – вот что может сделать учитель средствами УД. Но, делая это, учитель попадает в парадоксальную оценочную ситуацию, резко отличающуюся от оценочной ситуации традиционного обучения: чрезвычайно высоко, ничуть не меньше, чем твердое знание, учитель начинает оценивать знание ребенка о своем незнании. Для того, чтобы научить ребенка знать о своем незнании, не действовать в новой ситуации наугад, а остановиться, понять, чего не хватает для успешного действия и начать поиск недостающего знания, учитель создает особые учебные ситуации.

Этапы формирования самооценки: 1) научить умному незнанию: «Я знаю, что я этого не знаю», средство: нерешаемые и недоопределенные задачи, 2) научить умному спрашиванию: «Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю», средство: недоопределенные задачи с многовариантным решением, 3) научить строить гипотезы.

Принимаясь за задачу, ученик с развитой самооценкой должен оценить, умеет ли он в принципе решать подобные задачи и не применять к новой задаче неадекватный способ действия; остановиться, отказаться от бессмысленного действия. Оценив задачу как новую, не сдаваться, а поискать недостающее условие.

Контроль и оценка – неотъемлемые компоненты учебной деятельности. Поэтому много внимания  уделяю формированию у детей  самооценки и самоконтроля. В своей работе руководствуюсь следующими принципами: 1. Каждое усилие  ученика должно быть оценено. 2. Ученики должны предельно чётко знать критерии оценки, по которым оценивается вся работа или ее отдельные этапы. 3. Самооценка должна предшествовать оценке учителя.  

В этой статье я хочу поделиться некоторым опытом по формированию умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов.

1. Сравнение работы с образцом (взаимоконтроль)

          Неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности являются особые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности. Так как учебная деятельность в начальной школе формируется в коллективно-распределённой форме, то  функции контроля и оценки формируются при организации совместных (коллективных) действий детей в классе. В этом случае действия самоконтроля и самооценки ребенка подготавливаются в рамках использования таких педагогических приемов, как  взаимоконтроль и взаимооценка.

На каждом уроке во время изучения темы проводятся взаимодиктанты, где учащиеся 1 класса тренируют друг друга, например, в определении известных частей речи, учащиеся 2 класса - в записи существительных с шипящими на конце, 3 класса - в определении рода, числа, падежа имён существительных и прилагательных, запоминании словарных слов и так далее.

Формированию действия самоконтроля на предметном материале способствуют:

- сопоставление своих действий и результата с образцом;

- составление задачи, подобной данной;

- работа с моделями, схемами.

           Например,   на уроке русского языка при проведении словарного диктанта после написания работы ребята на шкале оценивают ее результаты. Затем идёт проверка этого диктанта посредством орфографического чтения слов учеником или учителем. После проверки ребята уже другим цветом на этой же шкале оценивают работу, а затем рядом на другой шкале учитель ставит свою оценку. И опять идёт анализ выставления оценок ребятами и учителем.

  2.  Формирование умений самоконтроля

Умение самоконтроля на надпредметном материале формирую следующим образом. Перед запуском новой темы учащиеся получают лист со стандартом раздела, например, «Морфология» и рефлексивную таблицу, в которой в ходе работы по карточкам делают пометки. Рефлексивная таблица позволяет самому ученику, а также и учителю, отследить продвижение в освоении учебного материала. Например:

Стандарт раздела:

Обязательный уровень

Базовый уровень

Знать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Уметь:

анализировать имена существительные и прилагательные, характеризовать изученные части речи.


Знать существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, род имён существительных, число имён существительных.

Категорию числа глаголов.

Уметь

Изменять имена прилагательные по родам и числам.

Отличать предлоги от приставок.


Самостоятельная работа

Заполняй рефлексивную таблицу по ходу изучения темы.

На какие вопросы теста ты ответил правильно? Отметь в стандарте знаком «+» те знания, которые ты освоил.

Задай вопросы по тем знаниям, которые ты не усвоил.

Рассмотри модель темы «Морфология». Назови части речи, которые ты изучил. С какими частями речи тебе еще предстоит познакомиться?


Рефлексивная таблица.


Знаю

Не знаю

Цель:

Отметка о достижении.






Умения самоконтроля формируются также в специально организованной учителем деятельности на коллективных занятиях по методикам «ВПТ», «ВТ», «ВИЗ» (КСО). Получая карточку, каждый ученик получает алгоритм работы по методике. Ученики действуют, сверяясь с алгоритмом, таким образом формируются умения самоконтроля: какое действие мне необходимо выполнить? Как я буду это делать? Что мне для этого нужно? Если возникает затруднение, учитель задает вопросы: что тебе нужно сделать? Что мешает тебе это сделать? Как ты будешь действовать, чтобы сделать это? И т. д.

Каждая изученная карточка отмечается в табло учёта знаком «+». Вначале ученик изучает свою тему, отвечает на все вопросы, выполняет все задания, включая и творческие, сдает учителю. Только после этого он готов обучать другого.

Самоконтроль, например, на уроке математики во  2 классе.   Ребята самостоятельно решают примеры по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток». Затем  они проверяют ответы,  сверяя с записями на доске, и оценивают свою работу.

3. Разработка критериев оценки работы (что и как  оценивать)

 Например, уже в 1-2 классе ребята вместе с учителем выбирают те критерии, по которым они могут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания букв, их соединение с другими буквами в словах, написание цифр, выполнение отдельных видов работ: деление слов на слоги, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков, правильное написание орфограмм, правильное решение примеров, и т. д.

На уроках  русского языка и математики для  выработки навыка самооценки  использую шкалы. Например, на уроке  обучения грамоте в 1 классе по теме «Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков», ученики записывают слова и по заданию учителя подчёркивают гласные буквы, которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков, а затем оценивают свою работу. На полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает, по их мнению,  насколько правильно они выполнили своё задание. Чем выше они ставят крестик на шкале, тем выше они оценивают свою работу. Затем на этой же шкале ставлю свою оценку, а потом идёт анализ поставленных знаков.

Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью,  показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.              

Шкалы как инструмент оценки хорошо «работают» в 1 – 2 классах, а в 3 – 4 классах ребята требуют иную форму оценивания своих работ. Поэтому наравне со шкалами ввожу и баллы. В третьем классе учащиеся уже с большей степенью самостоятельности могут устанавливать критерии оценок, по которым они будут оценивать работу или отдельные виды работ. На уроках математики, например, перед самостоятельной работой,  ученики вместе с учителем обсуждают, как они будут оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа.  Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла, пример – 1 балл,  и так далее.

  Баллами можно оценивать и работу на уроках русского языка. Например, словарный диктант: количество правильно написанных слов может соответствовать количеству баллов за работу  и т.д.

Выставляя баллы или оценивая на шкалах результаты ученических работ, исхожу из того, что каждое детское усилие должно быть оценено ими самими, и в построении шкал оценивания участвуют сами ребята.

После выполнения самостоятельной работы и подсчета баллов, провожу рефлексию: предлагаю отметить каждое задание символами, обозначающими: «это я уже знаю и умею», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». В зависимости от этого выбирать себе разноуровневые задания для закрепления материала (по методике ВПЗ).

  4. Самооценка предшествует оценке учителя

«Через самооценочный  «фильтр» ребёнок процеживает все воздействия  внешнего мира, отбирая те, которые соответствуют его представлениям о себе и своих возможностях в этом мире. Поэтому  детская самооценка должна развиваться благополучно, с каждым разом становиться всё более реалистичной, устойчивой, самокритичной. Нельзя допускать, чтобы у ребёнка развивалась слишком завышенная или заниженная самооценка».

Итак, основная цель – развивать у ребёнка объективную сторону самооценки. Если  целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребёнок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность  преодолевать. Ученик должен чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».

  Самооценка младшего школьника чрезвычайно чувствительна к учительской оценке. От того, какова школьная система  оценочных взаимоотношений, во многом зависят  особенности складывающейся детской самооценки. Детям очень нравится занижать свою самооценку для того, чтобы затем получить более высокую оценку учителя. Но есть и ребята, которые завышают свою самооценку. Поэтому очень важно при установлении оценочных взаимоотношений  сравнение учительской и детской самооценки. Это является средством воспитания адекватности самооценки ребёнка.

  На мой взгляд, эта работа принесёт желаемые результаты, если выполнять 2 основных «правила оценочной безопасности» (термин Г.А. Цукерман) в обращении с детской самооценкой:

1 правило – детская самооценка развивается благополучно только на крепком фундаменте положительной общей самооценки.

2 правило – детская самооценка должна быть адекватной, дифференцированной, устойчивой, объективной.   

5. Оценка учителя

Оценка учителя – это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребёнка. Поэтому учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики:  

 - получали от учителя однозначные, предельно чёткие критерии оценки (в том случае, если они предлагаются учителем);

- участвовали в разработке оценочных шкал вместе с учителем.

 Проверяя письменные работы учеников, учителя на полях   всегда, оценивая каждое задание, ставят «+» или «-» .

Такие знаки могут ставить и ребята, оценивая свою работу. В конце урока они оценивают всю работу полностью, а затем учитель оценивает эту работу и даёт анализ оценочным отношениям ученика и учителя.

6.   Сравнение достижений ученика с его предыдущими  достижениями

Очень важно организовать отслеживание индивидуальных достижений каждого ребенка по четко выделенным предметным параметрам.

Приведу пример отслеживания роста показателей скорости чтения - чрезвычайно значимого для младшего школьника навыка. Начиная с 1-го класса этот навык отражаю на графике.  Это наглядно и для детей, и для родителей.


№ п\п

Фамилия, имя учащегося

1 класс

1 полугодие

15 - 20

2 полугодие

25- 30


2 класс

1 полугодие

45 - 50

2 полугодие

55 - 60

3 класс

1 полугодие

65 - 70

2 полугодие

75-80

4 класс

1 полугодие

85 - 90

2 полугодие

95-100

Начало года

1 полугодие

Конец года

Начало года

1 полугодие

Конец года

Начало года

1 полугодие

Конец года

Начало года

1 полугодие

Конец года

1

2

3

4

5

6

Бойправ Ангелина

Бородина Алина

Дюсенов Ануар

Завадина Влада

Косолапов Никита

Малахова Карина

+

+

-

-

+

+

25

30

15

10

26

35

40

45

30

25

45

45

35

40

27

17

36

41

49

47

45

40

46

50

60

61

55

50

59

60

55

53

55

45

55

65

75

74

70

60

70

89

95

93

82

67

82

100






В конце каждой четверти составляю графики, которые отражают успехи каждого ученика по предметам, по четким параметрам: знания, умения, навыки, актуальные для данного временного промежутка, также отдельно оценивается творчество, исполнительность, которую имеют свою ценность в учебном процессе. Таким образом, в конце года выстраивается чёткая картина «взлётов и падений» ученика за год. По окончании начальной школы строю сводный график по всем годам обучения ребёнка в начальной школе.  А ребята чертят свою систему оценок, где они видят результаты своей работы за определённый период учёбы.

Опыт работы по формированию самооценки дает основание утверждать, что у учащихся уже к концу обучения в начальной школе  формируется способность насколько возможно адекватно оценивать свои знания и умение отделять известное от неизвестного. У ребят сохраняется желание учиться, и у многих сформированы навыки самооценки и самоконтроля. По моему мнению, такая работа приносит свои плоды и в основной школе.


Список литературы:


Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М. Педагогика, 1972.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М. Педагогика, 1986.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М. Просвещение, 1991.

Дьяченко В.К. Диалоги о школе ХХI века. – Алма -Ата, 1995.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения: Практический курс. – Саяногорск, 1989.

Мкртчян М.А. Методика взаимообмена заданиями // Математика в школе. – 1991. – № 6.

Мкртчян М.А. Методика взаимопередачи тем // Начальная школа. –1993. – № 2.

Мкртчян М.А. Методологические соображения вокруг проблем создания новой образовательной практики // Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения (по материалам краевой научно-практической конференции). – Красноярск, РИО КГПУ, 2001. – С. 123-124.

Мкртчян М.А. Общие методики коллективных учебных занятий. – Красноярск, 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Трифонова Людмила Александровна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144329

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства