Неделя
День: 10.12.2015
Урок 53
Название урока:
Творительный падеж
Общая цель:
Научить распознавать творительный падеж имен существительных
Ожидаемый результат:
С - научить определять Т.п. имен существительных;
В - уметь различать падежи имен существительных;
А - самостоятельно различать падежи и уметь объяснить материал другим.
Тип урока:
комбинированный
Задания:
«Горячий стул», составление кластера и представление его в группах по методу «Карусель», работа с пословицами, разноуровневые задания
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Интерактивная доска, презентация, листы А4, фломастеры, карточки с пословицами, сердечки для рефлексии, смайлики
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть (3-5 мин)
Психологический настрой:
-Вслушайтесь в строчки песни. О чем она?
- Мы живем в самой миролюбивой, многонациональной стране стране.
Минута чистописания: Рт, Тр
Словарный диктант: Родина, Казахстан, традиция, Астана, обычай, президент, Байконур, народ.
Песня «Чудесный мой край»
Дети отвечают
Запись слов под диктовку,
Проверка «цепочкой» с четким проговариванием
Оценивание –«+» и «-» на полях
Презентация (10-15 мин)
а) Составление, запись и синтаксический разбор предложения:
Народ Казахстана живет в мире и согласии.
б) «Горячий стул»
- Проверим ваши знания правил русского языка
в) Повторение знаний о падежах в стихах:
Игра «Узнай падеж» 1.Этот падеж не дружит
с предлогами, но подлежащее
всегда стоит в этом падеже. 2.Кого же нет?
Я очень беспокоюсь,
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите.
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать
Лишь только я могу сказать.
С предлогами к и по порой дружу.
Но и один гулять хожу.
4. У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного падежа, а другой у родительного.
Запись предложения в тетради и на доске.
Выполнение синтаксического разбора
Один ученик отвечает на вопросы класса (оценивание – смайлик)
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Основная часть (20 мин)
- 1) - Сегодня мы познакомимся с творительным падежом. Почему падеж называется творительным? В названии учитывается одно из основных значений Т. п., а именно: название предмета, с помощью которого что-то создают или, иначе говоря, творят: копают лопатой, рубят топором, шьют иглой и т. п.). (слайд)
- Так же сущ. в Т.п. обозначает деятеля, создателя, творца. (Стол сделан (кем?) столяром. Книга написана (кем?) писателем. И т.п.).
- 2) Предлагаю вам самостоятельно разобрать эту тему и составить кластер, используя учебник и памятку, затем объяснить другим, что поняли для лучшего запоминания, по методу «Карусель»
- Физминутка - танцевальная.
- 3) Сопоставление фраз: «Творить добро» и «Натворить дел» - слайд
- Как вы понимаете эти фразы?
- Чем и как нужно творить добро?
- А чем и как натворить дел?
4) Работа с пословицами в группах:
- Прочитайте пословицы, найдите в Творительном падеже.
5) Разноуровневые задания по учебнику:
Красные – упр. 324
Желтые- упр.327
Зеленые- упр. 325 (4 предложения)
Слушают, отвечают на вопросы по слайду
Составляют кластер в группах, затем 1 ученик в каждой группе остается и представляет другим группам свою работу, те в свою очередь оценивают объяснение «спикера» - метод «Карусель»
Проводится воспитательная беседа, где дети понимают, что - хорошо, а что – плохо
Читают пословицы, говорят, как понимают ее. Находят имена существительные в Т.п.
Выполняют упражнения
Подведение итогов (5 мин)
Итог по вопросам: (слайд)
Домашнее задание по уровням.
Рефлексия:
На маленьких сердечках вы должны написать, что вы поняли сегодня на уроке, и что будете делать в дальнейшем в своей жизни. Потом прикрепим эти сердечки на одно общее, большое и доброе сердце на доске.
Отвечают на вопросы
Делают записи на сердечках и прикрепляют на общем большом сердце
Анализ урока (самоанализ)
Урок начинается с прослушивания куплета песни «Чудесный мой край», дети рассказывают о богатстве нашей родины, о дружелюбии народов нашего многонационального государства, затем приступают к минуте чистописания и словарному диктанту на тему «Родина», проверка производилась «цепочкой», с четким комментированием. Вместе составили предложение о родине и выполнили синтаксический разбор. Для активизации знаний учащихся был проведен прием «Горячий стул», где одному ученику классом задавались вопросы по знаниям правил русского языка. Повторение знаний о пройденных падежах имен существительных было обыграно в стихотворной форме. Следующий этап: работа по презентации – знакомство с основным значением Творительного падежа. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Разбор самой темы урока происходил в группах, дети самостоятельно с помощью правил учебника и данных ранее памяток составили кластер «Творительный падеж», где указали все его особенности. По методу «Карусель», один из участников группы, объяснил свое понимание темы участникам других групп. Ребята же в свою очередь проверяли и оценивали работу каждой группы, вносили по необходимости корректировку. Для сплоченности коллектива и снятия усталости была проведена танцевальная физминутка. Для определения уровня знаний по новой теме учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Одно из них сопоставление фразеологизмов – «творить добро» и «натворить дел», точнее – чем это можно сделать? Это удачный воспитательный момент, где дети четко разграничивают, что- хорошо, а что- плохо. Далее, при выполнении упражнения в группе, учащиеся записали составленные ими деформированные пословицы, в которых нашли существительные в Творительном падеже. Работу группы оценили звездочкой, проверили по слайду. На заключительном этапе каждый ученик получил разноуровневое задание. Рефлексия в конце урока дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу, заполнив лист рефлексии в виде сердечка: Что я понял…Что было трудно. Что буду делать …, которые прикрепили к большому « доброму» сердцу на доске. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Всем на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен.