Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок на -з и -с»
Калимуллина Альфия Мударисовна ,
Зинова Наталья Петровна,
Васильева Елена Владимировна
Технология деятельностного метода.
Предмет: русский язык
Тема: «ПРИСТАВКИ НА –З-,-С-»
Тип урока: рефлексия Класс: 5
Основные цели:
1) Тренировать умение находить в словах орфограмму «Приставки на –з-,-с-», объяснять различие в написании.
2) Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.
3) Повторить и закрепить в устной и письменной речи способы образования слов с данной орфограммой, включением их в словосочетания, предложения, текст.
Оборудование
Демонстрационный материал
1) План работы на уроке рефлексии:
Подготовка к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа № 1.
Самопроверка самостоятельной работы № 1 по образцу.
Самопроверка самостоятельной работы № 1 по эталону для самопроверки (1-4)
Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия затруднений.
Постановка цели деятельности.
Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями.
Самостоятельная работа № 2 и самопроверка по эталону для самопроверки (1-4)
Повторение.
Подведение итогов.
2). Алгоритм самопроверки работ и работы над ошибками (распечатать).
3). Таблица «Как писать без ошибок»
4). Таблица «Образование слов приставочным способом»
5). Алгоритм образования слов с приставками
6). Образец выполнения домашней работы (начало урока).
7). Карточка с заданиями для актуализации.
8). Образец выполнения самостоятельных работ № 1, № 2.
Раздаточный материал
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
Таблица результатов.
Карточка для этапа рефлексии.
ХОД УРОКА
Мотивация к коррекционной деятельности.
На доске эталоны. На столах самостоятельные работы № 1, 2,3.
Здравствуйте, дети. Когда мы анализируем наши дела, наши трудности и сложности, мы ищем пути выхода из проблем. Так всю жизнь. Так и в русском языке.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
На доске алгоритмы и правила:
Алгоритм № 1 ПРИСТАВКИ НА З-,С-
ЗВОНКИЙ
…З
израсходовать,
возглавить
раззадорить
низвергаться
ГЛУХОЙ
…С
истратить
воскликнутьрассказать
ниспадать
Алгоритм № 2
Если корень начинается с з или с, не потеряйте вторую букву з или с!
БЕЗзвездный
БЕСсонный
РАСсветает
РАСсказывает
РАСсматривает
ИСследователь
Алгоритм № 3
Приставки з-не бывает!
Сжечь; Сбить; Свезти; Сжевать; Сдерживаться; Сделать
Запомни слова, в которых буква з входит в состав корня:
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово здание?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове здесь.
Помни все условия,
Чтоб написать здоровье.
Чтобы смысл не повредить
Знельзя в них отделить.
Здесь, здоровье, здание(и все однокоренные слова, образованные от них).
Можете ли вы утверждать, что все хорошо усвоили эту тему? (Чтобы ответить на этот вопрос, надо проверить себя.)
Верно, сегодня у нас очередной урок анализа своих знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас? (Проверить, как усвоена тема, если есть затруднения, то выяснить их причины, найти выход из затруднения.)
Каков план урока?
Приступим к работе.
В данном тексте есть слова на данное правило? Найдите еще слова с приставками. Возникли бы у вас затруднения при написании этих слов. Почему?
Какие правила вы применяли при выполнении домашнего задания ( учебник стр. 175, упр. 426.) (Вспоминали правило правописания приставок, отличие от слов, где буквы входят в состав корня, а кажутся приставкой, где употребляется только приставка –с ).
- Ребята, разгадайте морфологические шарады и объясните правописание приставок на изученную орфограмму.
Какие слова вызвали затруднения? Почему?
С какой целью выполняли задание? (Чтобы использовать в самостоятельной работе.)
Для чего необходима самостоятельная работа? (Проверить, поняли ли мы, как нужно писать слова с данной орфограммой, проверить и понять, есть ли затруднения, потренироваться в отработке заданий, вызвавших затруднения).
Что вы будете использовать? (Эталон, правило.)
Ученики открывают задания самостоятельной работы № 1 (5-7 минут).
Что теперь вы должны сделать? (Мы должны проверить по образцу.)
Вывешивается образец проверки работ:
Как будете фиксировать результат (Если правильно написали приставку или корень слова, поставим «+» , если нет, то «?».)
Кто допустил ошибку в задании 1? (2?, 3?)
3. Локализация индивидуальных затруднений
Что теперь вы должны сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
С какой целью? (Это нам поможет убедиться, что нет затруднений, а если есть, то понять, в каком месте и по какой причине они возникли.)
Учащимся предлагается открыть эталоны для самопроверки:
Объяснение
Правило
Задание 1
1.
Даль без предела -беспредельная
Труд без пользы - бесполезный
Вахта без смены -бессменная
Жидкость без цвета - бесцветная
Пропасть без дна - бездонная
Рыцарь без страха - бесстрашный
Человек без жалости - безжалостный
Здоровье, здесь, здание.
1. В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными –С.
2. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА С НАЧАЛЬНОЙ БУКВОЙ -З- В КОРНЕ И ТЕ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ПРИСТАВКИ - С
Задание 2
1. Разглядеть, распевать, изменять, безграмотный
2. Предъюбилейный,
3. предпраздничный,
4. безынтересный,
5. сдержать.
1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с
2. После приставки на согласную, перед Е,Е,Ю,Я пишется Ъ.
3. Приставки не изменяются на письме.
4. После приставки на согласную, если корень начинается с и, происходит замена на Ы
5. Приставки – з не бывает, только с-
Задание 3
Безжалостно
Сгибает Исчезло
Сгущался Растаяло
1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с
1. Удвоенные согласные в этих словах на стыке двух морфем – приставки и корня. Для правильного написания необходимо разбирать слово по составу.
2. Необходимо помнить, что в словах расчет и расчетливый корень – чет.
Кто зафиксировал затруднения пошагово? В каком месте затруднение? Почему у вас возникло затруднение?
Кто все сделал правильно, включая задание под *? Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Ребята. Вы выяснили, у кого есть затруднения, а у кого нет.
Сформулируйте цель те, у кого не возникло затруднений. (Будем выполнять дополнительное задание или задание повышенной сложности.)
Какой следующий шаг делают те, у кого есть затруднения? (Исправить ошибки, используя эталон для самопроверки.)
Задания для учеников, не допустивших ошибок:
Тренировочная работа:
После выполнения тренировочных заданий учащиеся проводят самопроверку:
Вы самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод? (Необходимо все время проговаривать позиции правила, использовать пошагово алгоритм правила)
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Проговорите еще раз алгоритм образования, к примеру, слов с помощью приставок на –з. –с
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 2.
После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для самопроверки:
Задание 2. Укажите строчки, где во всех словах на месте пропуска пишется буква –с.
ра…сечь, ра…цвел, во…стать, …близиться
бе…просветный, ра…щепить, …доровье, бе…брежный
бе…примерный, в…плеск, …беречь, …зание
…бегать. …делка. …держать, и…пещренный
Задание 3.
Объясните значение следующих выражений:
Во…прянуть духом - ?
И…покон веков - ?
Ра…водить руками - ?
Ра…хлебывать кашу - ?
…ходить с ума - ?
…биться с ног - ?
…бивать с толку - ?
К какой теме мы обратимся на следующем уроке? (К теме «Фразеологизмы».)
8. Рефлексия деятельности на уроке
Какова была цель урока? (Закрепить изучение орфограммы.)
Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило.)
Как исправляли ошибки? (Определяли место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)
Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?
Оцените свою деятельность на уроке.
Карточка для этапа рефлексии
У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок -------------------------------------------
Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (указать количество) _________
Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними ____________________
Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой ______________________
Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (указать количество)_________
Я выполнил дополнительное задание __________________________________________
В дополнительном задании я допустил ошибки __________________________________
Мне необходимо поработать над: ______________________________________________