kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока языка Правописание приставок пре- и при-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:  русский язык.

Тема: Правописание приставок при-, пре-.

Цель урока: обучающая: познакомить учащихся со значением приставок при-, пре- и правилом написания гласных в приставках;

развивающая: развивать у учащихся следующие  ключевые компетенции лингвистическую, коммуникативную, информационную, самоменеджмента; внимание, мышление, память, навык умения правописания слов с данными приставками; способствовать обогащению словарного запаса русского языка;

воспитывающая: воспитывать  культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы  обучения: частично-поисковый, решение проблемной ситуации, обобщение информации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметная связь:  литература (отрывки из сказок А.С.Пушкина).

Оборудование: презентация, интерактивная доска, учебник.

Ход урока.

1.Орг. момент. Вступительное слово учителя. «Минутка приятных воспоминаний». (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться).

 Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 2.Мотивационный этап.

Учитель: запишите словарные слова, ваша задача, в каждом слове  расставьте ударение и подчеркните первую букву, из подчеркнутых букв запишите получившееся слово.

(петух, рыба, иголка, стул, трактор, арбуз, ведро, кактус, изба)

Какое слово получилось? (Приставки)

3. Постановка проблемы и решение проблемной ситуации путем инсценирования (опережающее задание).

Выходят два заранее подготовленных ученика.

Учитель: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Асет вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошла его подруга Асемгуль.

Асемгуль:  - Что случилось, Асет?

Асет: - Да опять «2» за диктант! Опять эти приставки в словах! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в словах, допускаю ошибки!

Асемгуль: - И это проблема?!

- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».

Учитель:  - Что могла посоветовать Асемгуль Асету в этой ситуации?

(обучающиеся выдвигают гипотезы)

Учитель: -О чем мы будем сегодня говорить?

(ответы обучающихся)

Учитель: Мы продолжаем говорить о приставках. Сегодня рассмотрим правописание  приставок при-, пре-. Запишите тему урока.

-Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке? (1 слайд – по щелчку.)

4.Этап исследования.

Учитель: Ребята, для каждого из вас я приготовила технологическую карту работы на уроке, которая включает в себя три задания и оценочный лист. По ходу урока вы будете выполнять предложенные задания, а затем подведете итог своей работы на уроке, заполнив оценочный лист.

Показываем слайды со 2 по 7 (по щелчку). Выясняем, в чем различие правописания приставок при-, пре-. Для этого определяем значения приставок при-, пре-. В ходе демонстрации слайдов ребята пытаются сформулировать правило исходя из представленных примеров,  заполняют таблицу, записывая примеры из слайдов.

(Приложение 1. Технологическая карта)

5. Работа с учебником:

Откройте учебники,  прочитайте правило на стр.53, сравните нашу таблицу с правилом учебника.

Вопросы обучающимся:

  • Одинаковые ли эти таблицы?
  • Сможете ли вы, пользуясь таблицами, вывести правило: когда в словах пишется приставка при-, а когда пре-?

Этап закрепления  исследования:

  • Откроем страницу 53-54 в учебнике, прочитаем правило.
  • Читаем образец рассуждения:

Выполняем упр. 148 (Распределить слова в два столбика )

Прежде чем мы приступим к выполнению этого упражнения, обратите внимание на слова в рамочке. Наблюдение над произношением. 

 прибыл
прибыть
прибыла

1 ряд выписывает слова с приставкой при- в значении – приближение

(пр.ехать пр. лететь пр.скакать пр. плыть пр.катить пр.мчаться пр.близиться пр.быть)

2 ряд выписывает слова с приставкой при- в значении – присоединение

(пр.бить пр. вязать пр. винтить пр.делать пр.бавить пр.соединить)

3 ряд выписывает слова с приставкой пре-, сходное со значением слова очень

(пр. скучный (рассказ) пр.неприятное (событие) пр.уменьшить пр.возносить*)

  • Какие слова остались невыписанными и почему?

(обучающиеся выдвигают гипотезы)

(пр. вокзальная (площадь) пр. станционный (сквер) пр.усадебный (участок))

  • Какие буквы пишутся в этих словах? Почему? (близость)
  • Обратите внимание на слово со звездочкой (превозносить). Посмотрим его значение в толковом словаре стр. 232 (слишком расхваливать)

6.Валеопауза.  (слайд)

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Сделайте круговые движения руками. Наклоните голову вправо, влево, вперед, назад. Закройте глазки. Откройте.

Учитель: продолжаем работу, отгадайте ребус-загадку, в ходе выполнения данного задания у обучающихся отрабатывается внимание, логика мышления, речь, наблюдательность.

 

(слайд 8 ) День прибывает, а он убывает. (год, календарь)

Объясните правописание приставки в слове    прибывает.

7.Самостоятельная, индивидуальная  работа.  ( межпредметная связь с литературой)

Учитель: допишите известные вам строчки из произведения А.С.Пушкина, содержащие слова с правописанием приставок.

 -Назовите произведение.

(слайд 9 – по щелчку)

  1. Час обеда ….(приближался) топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - приближение
  2. Мороз и солнце; день чудесный!
      Ещё ты дремлешь, друг …(прелестный) (Стихотворение «Зимнее утро») пре = очень
  3. Здравствуй, князь ты мой.(прекрасный)! пре = очень
      Что ты тих, как день ненастный?» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
  4. ….(Приплыла) к нему рыбка, спросила: – приближение
    «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  5. Кто-то терем….(прибирал) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») – неполное действие
  6. Он в другой раз закинул невод. –
    ….(Пришел) невод с травою морскою. («Сказка о рыбаке и рыбке») – приближение

Форма работы: Взаимопроверка. В ходе выполнения данного задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.

  1. Работа в парах. По опорным словам составьте небольшой текст за 3-мин на тему «Сказки Пушкина в моей жизни».     

(Слайд 10).

пр. лестный, пр. красный, пр.внес, пр.думал, пр.чудный, пр.удивительный, пр.сказка, пр.отличное.

-Заслушивание составленных текстов.

9.Подведение итогов:  (диалог героев сопровождается подтверждением из слайда 11)

 Приглашаются ребята, готовившие опережающее задание (инсценировку).

Асемгуль: - Ну как, Асет, решили мы твою проблему?

Асет: - Конечно! Я хорошо усвоил тему сегодняшнего урока. Заполнил таблицу, отгадал кроссворд… Словом выполнил все задания технологической карты.

Асемгуль: - И как же ты оценил свою работу на уроке?

Асет: - Конечно, на отлично! Пусть ребята меня проверят.

(ребята задают вопросы)

1) Приближение;                                         Пре-   = очень;

2) присоединение;                                                Пре-   = пере-;

3) неполное действие;

4) близость.

10.Рефлексия: Слайд 12.

  1. Я сегодня на уроке изучил…
  2. Я узнал о правописании приставок ….
  3. Задание…. вызывало сложность в выполнении?
  4. Мне было легко справиться…

Оценивание работы на уроке по индивидуальному оценочному листу.

 Оценочный лист

Дата проведения урока:  ………….      Класс: …… Предмет:………………….

Тема урока: ………………………………………………………………………….

Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….

Самооценка

1 задание

2 задание

3

задание

4

задание

5

 задание

Итоговая

оценка учителя

Д/з: параграф 25   упражнение 148 (вставить пропущенные буквы, распределить слова в два столбика: 1вариант) с приставкой при-; 2вариант) с приставкой пре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока языка Правописание приставок пре- и при-»

ГУ «Средняя школа №4 имени М.Маметовой

отдела образования Федоровского района»










Урок русского языка



Тема: «Правописание приставок при-, пре-.»








Класс: 6


Разработала: Бабаченко Марина Александровна

учитель русского языка и литературы

вторая категория, стаж 11 лет














с.Федоровка, 2013

Пояснительная записка.


«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».


Р. Левин


В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.

Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике.

Задания, предоставленные в данной разработке урока, в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих.

В ходе представленного урока развиваются следующие ключевые компетенции обучающихся: лингвистическая, коммуникативная, информационная и компетенция самоменеджмента.

Информационная компетенция развивается в ходе анализа и сравнения информации, представленной учителем, и материалом учебника по данной теме.

Коммуникативная компетенция развивается в ходе работы обучающихся в группах и парах.

Лингвистическая компетенция развивается при выполнении практических заданий, связанных с литературным материалом.

Компетенция самоменеджмента развивается в ходе заполнения оценочного листа обучающимся.

Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель выполняет функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволяет обучающемуся успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.




Класс: 6

Предмет: русский язык.

Тема: Правописание приставок при-, пре-.

Цель урока: обучающая: познакомить учащихся со значением приставок при-, пре- и правилом написания гласных в приставках;

развивающая: развивать у учащихся следующие ключевые компетенции лингвистическую, коммуникативную, информационную, самоменеджмента; внимание, мышление, память, навык умения правописания слов с данными приставками; способствовать обогащению словарного запаса русского языка;

воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы обучения: частично-поисковый, решение проблемной ситуации, обобщение информации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметная связь: литература (отрывки из сказок А.С.Пушкина).

Оборудование: презентация, интерактивная доска, учебник.

Ход урока. 1.Орг. момент. Вступительное слово учителя. «Минутка приятных воспоминаний». (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться). Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Мотивационный этап. Учитель: запишите словарные слова, ваша задача, в каждом слове расставьте ударение и подчеркните первую букву, из подчеркнутых букв запишите получившееся слово.

(петух, рыба, иголка, стул, трактор, арбуз, ведро, кактус, изба)

Какое слово получилось? (Приставки)

3. Постановка проблемы и решение проблемной ситуации путем инсценирования (опережающее задание).

Выходят два заранее подготовленных ученика.

Учитель: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Асет вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошла его подруга Асемгуль.

Асемгуль: - Что случилось, Асет?

Асет: - Да опять «2» за диктант! Опять эти приставки в словах! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в словах, допускаю ошибки!

Асемгуль: - И это проблема?!

- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».

Учитель: - Что могла посоветовать Асемгуль Асету в этой ситуации?

(обучающиеся выдвигают гипотезы)

Учитель: -О чем мы будем сегодня говорить?

(ответы обучающихся)

Учитель: Мы продолжаем говорить о приставках. Сегодня рассмотрим правописание приставок при-, пре-. Запишите тему урока.

-Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке? (1 слайд – по щелчку.)

4.Этап исследования.

Учитель: Ребята, для каждого из вас я приготовила технологическую карту работы на уроке, которая включает в себя три задания и оценочный лист. По ходу урока вы будете выполнять предложенные задания, а затем подведете итог своей работы на уроке, заполнив оценочный лист.

Показываем слайды со 2 по 7 (по щелчку). Выясняем, в чем различие правописания приставок при-, пре-. Для этого определяем значения приставок при-, пре-. В ходе демонстрации слайдов ребята пытаются сформулировать правило исходя из представленных примеров, заполняют таблицу, записывая примеры из слайдов.

(Приложение 1. Технологическая карта)

5. Работа с учебником:

Откройте учебники, прочитайте правило на стр.53, сравните нашу таблицу с правилом учебника.

Вопросы обучающимся:

  • Одинаковые ли эти таблицы?

  • Сможете ли вы, пользуясь таблицами, вывести правило: когда в словах пишется приставка при-, а когда пре-?

Этап закрепления исследования:

  • Откроем страницу 53-54 в учебнике, прочитаем правило.

  • Читаем образец рассуждения:

Выполняем упр. 148 (Распределить слова в два столбика )

Прежде чем мы приступим к выполнению этого упражнения, обратите внимание на слова в рамочке. Наблюдение над произношением. 

 прибыл
прибыть
прибыла

1 ряд выписывает слова с приставкой при- в значении – приближение

(пр..ехать пр.. лететь пр..скакать пр.. плыть пр..катить пр..мчаться пр..близиться пр..быть)

2 ряд выписывает слова с приставкой при- в значении – присоединение

(пр..бить пр.. вязать пр.. винтить пр..делать пр..бавить пр..соединить)

3 ряд выписывает слова с приставкой пре-, сходное со значением слова очень

(пр.. скучный (рассказ) пр..неприятное (событие) пр..уменьшить пр..возносить*)

  • Какие слова остались невыписанными и почему?

(обучающиеся выдвигают гипотезы)

(пр.. вокзальная (площадь) пр.. станционный (сквер) пр..усадебный (участок))

  • Какие буквы пишутся в этих словах? Почему? (близость)

  • Обратите внимание на слово со звездочкой (превозносить). Посмотрим его значение в толковом словаре стр. 232 (слишком расхваливать)

6.Валеопауза. (слайд)

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Сделайте круговые движения руками. Наклоните голову вправо, влево, вперед, назад. Закройте глазки. Откройте.

Учитель: продолжаем работу, отгадайте ребус-загадку, в ходе выполнения данного задания у обучающихся отрабатывается внимание, логика мышления, речь, наблюдательность.

(слайд 8 ) День прибывает, а он убывает. (год, календарь)

Объясните правописание приставки в слове прибывает.

7.Самостоятельная, индивидуальная работа. ( межпредметная связь с литературой)

Учитель: допишите известные вам строчки из произведения А.С.Пушкина, содержащие слова с правописанием приставок.

-Назовите произведение.

(слайд 9 – по щелчку)

  1. Час обеда ….(приближался) топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - приближение

  2. Мороз и солнце; день чудесный!
      Ещё ты дремлешь, друг …(прелестный) (Стихотворение «Зимнее утро») пре = очень

  3. Здравствуй, князь ты мой ..(прекрасный)! пре = очень
      Что ты тих, как день ненастный?» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

  4. ….(Приплыла) к нему рыбка, спросила: – приближение
    «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  5. Кто-то терем….(прибирал) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») – неполное действие

  6. Он в другой раз закинул невод. –
    ….(Пришел) невод с травою морскою. («Сказка о рыбаке и рыбке») – приближение

Форма работы: Взаимопроверка. В ходе выполнения данного задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.

  1. Работа в парах. По опорным словам составьте небольшой текст за 3-мин на тему «Сказки Пушкина в моей жизни».

(Слайд 10).

пр.. лестный, пр.. красный, пр..внес, пр..думал, пр..чудный, пр..удивительный, пр..сказка, пр..отличное.

-Заслушивание составленных текстов.

9.Подведение итогов: (диалог героев сопровождается подтверждением из слайда 11)

Приглашаются ребята, готовившие опережающее задание (инсценировку).

Асемгуль: - Ну как, Асет, решили мы твою проблему?

Асет: - Конечно! Я хорошо усвоил тему сегодняшнего урока. Заполнил таблицу, отгадал кроссворд… Словом выполнил все задания технологической карты.

Асемгуль: - И как же ты оценил свою работу на уроке?

Асет: - Конечно, на отлично! Пусть ребята меня проверят.

(ребята задают вопросы)

1) Приближение; Пре- = очень;

2) присоединение; Пре- = пере-;

3) неполное действие;

4) близость.

10.Рефлексия: Слайд 12.

  1. Я сегодня на уроке изучил…

  2. Я узнал о правописании приставок ….

  3. Задание…. вызывало сложность в выполнении?

  4. Мне было легко справиться…

Оценивание работы на уроке по индивидуальному оценочному листу.




Оценочный лист

Дата проведения урока: ………….. Класс: …… Предмет:………………….

Тема урока: …………………………………………………………………………..

Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….


Самооценка

1 задание

2 задание

3

задание

4

задание

5

задание

Итоговая

оценка учителя









Д/з: параграф 25 упражнение 148 (вставить пропущенные буквы, распределить слова в два столбика: 1вариант) с приставкой при-; 2вариант) с приставкой пре.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока языка Правописание приставок пре- и при-

Автор: Бабаченко Марина Александровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  русского языка  "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "285156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454091870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "111805"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407938441"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока и презентация к уроку русского языка «Правописание приставок  пре- и при- » 6 класс "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "116106"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412259390"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка 6 класс "Правописание приставок -пре-при" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-pravopisaniie-pristavok-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "245143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446058499"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок ПРЕ - ПРИ""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-pristavok-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "254144"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447698406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства