Предмет: русский язык.
Тема: Правописание приставок при-, пре-.
Цель урока: обучающая: познакомить учащихся со значением приставок при-, пре- и правилом написания гласных в приставках;
развивающая: развивать у учащихся следующие ключевые компетенции лингвистическую, коммуникативную, информационную, самоменеджмента; внимание, мышление, память, навык умения правописания слов с данными приставками; способствовать обогащению словарного запаса русского языка;
воспитывающая: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы обучения: частично-поисковый, решение проблемной ситуации, обобщение информации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметная связь: литература (отрывки из сказок А.С.Пушкина).
Оборудование: презентация, интерактивная доска, учебник.
Ход урока.
1.Орг. момент. Вступительное слово учителя. «Минутка приятных воспоминаний». (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться).
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Мотивационный этап.
Учитель: запишите словарные слова, ваша задача, в каждом слове расставьте ударение и подчеркните первую букву, из подчеркнутых букв запишите получившееся слово.
(петух, рыба, иголка, стул, трактор, арбуз, ведро, кактус, изба)
Какое слово получилось? (Приставки)
3. Постановка проблемы и решение проблемной ситуации путем инсценирования (опережающее задание).
Выходят два заранее подготовленных ученика.
Учитель: "Закончился урок русского языка. Расстроенный Асет вышел из класса: он опять получил «2» за диктант. К нему подошла его подруга Асемгуль.
Асемгуль: - Что случилось, Асет?
Асет: - Да опять «2» за диктант! Опять эти приставки в словах! Не могу я их правильно писать! И вообще, не вижу их в словах, допускаю ошибки!
Асемгуль: - И это проблема?!
- Не расстраивайся, я тебе дам совет…».
Учитель: - Что могла посоветовать Асемгуль Асету в этой ситуации?
(обучающиеся выдвигают гипотезы)
Учитель: -О чем мы будем сегодня говорить?
(ответы обучающихся)
Учитель: Мы продолжаем говорить о приставках. Сегодня рассмотрим правописание приставок при-, пре-. Запишите тему урока.
-Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке? (1 слайд – по щелчку.)
4.Этап исследования.
Учитель: Ребята, для каждого из вас я приготовила технологическую карту работы на уроке, которая включает в себя три задания и оценочный лист. По ходу урока вы будете выполнять предложенные задания, а затем подведете итог своей работы на уроке, заполнив оценочный лист.
Показываем слайды со 2 по 7 (по щелчку). Выясняем, в чем различие правописания приставок при-, пре-. Для этого определяем значения приставок при-, пре-. В ходе демонстрации слайдов ребята пытаются сформулировать правило исходя из представленных примеров, заполняют таблицу, записывая примеры из слайдов.
(Приложение 1. Технологическая карта)
5. Работа с учебником:
Откройте учебники, прочитайте правило на стр.53, сравните нашу таблицу с правилом учебника.
Вопросы обучающимся:
- Одинаковые ли эти таблицы?
- Сможете ли вы, пользуясь таблицами, вывести правило: когда в словах пишется приставка при-, а когда пре-?
Этап закрепления исследования:
- Откроем страницу 53-54 в учебнике, прочитаем правило.
- Читаем образец рассуждения:
Выполняем упр. 148 (Распределить слова в два столбика )
Прежде чем мы приступим к выполнению этого упражнения, обратите внимание на слова в рамочке. Наблюдение над произношением.
прибыл
прибыть
прибыла
1 ряд выписывает слова с приставкой при- в значении – приближение
(пр.ехать пр. лететь пр.скакать пр. плыть пр.катить пр.мчаться пр.близиться пр.быть)
2 ряд выписывает слова с приставкой при- в значении – присоединение
(пр.бить пр. вязать пр. винтить пр.делать пр.бавить пр.соединить)
3 ряд выписывает слова с приставкой пре-, сходное со значением слова очень
(пр. скучный (рассказ) пр.неприятное (событие) пр.уменьшить пр.возносить*)
- Какие слова остались невыписанными и почему?
(обучающиеся выдвигают гипотезы)
(пр. вокзальная (площадь) пр. станционный (сквер) пр.усадебный (участок))
- Какие буквы пишутся в этих словах? Почему? (близость)
- Обратите внимание на слово со звездочкой (превозносить). Посмотрим его значение в толковом словаре стр. 232 (слишком расхваливать)
6.Валеопауза. (слайд)
Сядьте удобно. Расслабьтесь. Сделайте круговые движения руками. Наклоните голову вправо, влево, вперед, назад. Закройте глазки. Откройте.
Учитель: продолжаем работу, отгадайте ребус-загадку, в ходе выполнения данного задания у обучающихся отрабатывается внимание, логика мышления, речь, наблюдательность.
(слайд 8 ) День прибывает, а он убывает. (год, календарь)
Объясните правописание приставки в слове прибывает.
7.Самостоятельная, индивидуальная работа. ( межпредметная связь с литературой)
Учитель: допишите известные вам строчки из произведения А.С.Пушкина, содержащие слова с правописанием приставок.
-Назовите произведение.
(слайд 9 – по щелчку)
- Час обеда ….(приближался) топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - приближение
- Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг …(прелестный) (Стихотворение «Зимнее утро») пре = очень - Здравствуй, князь ты мой.(прекрасный)! пре = очень
Что ты тих, как день ненастный?» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») - ….(Приплыла) к нему рыбка, спросила: – приближение
«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке») - Кто-то терем….(прибирал) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») – неполное действие
- Он в другой раз закинул невод. –
….(Пришел) невод с травою морскою. («Сказка о рыбаке и рыбке») – приближение
Форма работы: Взаимопроверка. В ходе выполнения данного задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике.
- Работа в парах. По опорным словам составьте небольшой текст за 3-мин на тему «Сказки Пушкина в моей жизни».
(Слайд 10).
пр. лестный, пр. красный, пр.внес, пр.думал, пр.чудный, пр.удивительный, пр.сказка, пр.отличное.
-Заслушивание составленных текстов.
9.Подведение итогов: (диалог героев сопровождается подтверждением из слайда 11)
Приглашаются ребята, готовившие опережающее задание (инсценировку).
Асемгуль: - Ну как, Асет, решили мы твою проблему?
Асет: - Конечно! Я хорошо усвоил тему сегодняшнего урока. Заполнил таблицу, отгадал кроссворд… Словом выполнил все задания технологической карты.
Асемгуль: - И как же ты оценил свою работу на уроке?
Асет: - Конечно, на отлично! Пусть ребята меня проверят.
(ребята задают вопросы)
1) Приближение; Пре- = очень;
2) присоединение; Пре- = пере-;
3) неполное действие;
4) близость.
10.Рефлексия: Слайд 12.
- Я сегодня на уроке изучил…
- Я узнал о правописании приставок ….
- Задание…. вызывало сложность в выполнении?
- Мне было легко справиться…
Оценивание работы на уроке по индивидуальному оценочному листу.
Оценочный лист
Дата проведения урока: …………. Класс: …… Предмет:………………….
Тема урока: ………………………………………………………………………….
Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….
Самооценка
1 задание
2 задание
3
задание
4
задание
5
задание
Итоговая
оценка учителя
Д/з: параграф 25 упражнение 148 (вставить пропущенные буквы, распределить слова в два столбика: 1вариант) с приставкой при-; 2вариант) с приставкой пре.