Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России")
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России")
Педагогическая цель: 1. Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать представление о единообразном написании приставок, независимо от произношения.
2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме.
3. Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к друг
Тип урока: решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные): выделяют приставку, объясняют её роль в словах, применяют правила правописания приставок, классифицируют приставки по написанию
Личностные результаты: проявляют познавательный интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия (метапредметные):
регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу
познавательные: осуществляют анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах приставки
коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета
Основное содержание темы, понятия и термины: словарная работа, выделение приставок в словах, классификация приставок по их написанию, сочинение-миниатюра
Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся.
-Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
- Над какой темой мы с вами работали вчера?
- Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания?
- Чем нужно заняться сегодня, чтобы устранить пробелы в ваших знаниях?
Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы проведём речевой урок, на котором будут звучать две темы: «Правописание приставок» и «Зима в природе». (Дети читают тему урока, записанную на доске). Продолжая знакомиться с приставками, мы будем учиться красиво говорить, понимать смысловое значение слова, составлять предложения о зиме. Вторая тема урока выбрана неслучайно. Какое сейчас время года?
- Долго мы ждем в этом году приход снежной зимы. Она приходит неожиданно, засыпая снегом села и города и заваливая всё сугробами. Зимушка, как часто её называют, хозяйничает по-царски. Взмахнёт рукавом, подхватит и закружит в вальсе подружек-снежинок.
Чистописание.(Открывается слайд №1). (2 щелчка)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов».
- Посмотрите, зима ворвалась и к нам в класс. Такой узор поможет вам овладеть скорописью.
Об обо от ото до под про
-Посмотрите на вторую строчку, что интересного вы заметили? (Это предлоги).
- Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв? Что позволило объединить эти сочетания в одну группу?
(Правописание буквы О в приставках).
- Напишите, соблюдая правильные соединения. Прочитайте эти сочетания. Подберите слова с такими приставками. Запишите их, разделив на слоги. (В конце закрыть слайд).
Словарная работа
Словарные слова записаны на обороте малой доски.
- Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам словарными словами в тетради. (Раздаются снежинки со словарными словами).
- Прочитайте про себя словарные слова. Вставьте пропущенные орфограммы прямо на снежинках. Запишите в тетрадь слова только подходящие к нашей теме урока, т.е. зимней тематике.
Проверка словарной работы. (Открывается слайд №2). (2 щелчка).
Закрепление знаний и способов действий. Работа по карточкам.
- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с её суровым характером все же волнует нас, вызывает слова восхищения. Зима прислала вам необычное задание. Посмотрите. Это два текста.
Работа с первым текстом. Прочитайте текст №1 и скажите, какой это вид текста. (Описание, повествование).
№1. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте выразительно. Найдите слова с приставками и выделите их.
З.мой рус.кий лес сказочен и ч.десен. Снег укр.шает пуш.стые ветки д.ревьев. См.листые ш.шки в.сят на елях. В серебряном уборе ст.ят кр.савицы – б.рёзки.
- Каков зимний лес? Прочитайте.
- Что делает снег?
- Почему шишки названы смолистыми?
-Как понимаете слово «убор»?
- Какой убор на берёзках?
- Как названы берёзки?
-Какой это текст по типу описание или повествование?
Работа с текстом №2.
№2. Составьте из слов каждой строчки предложения. Назовите слова с приставками. От какого слова они образованы и при помощи чего?
Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
- Почему птицам зимой нужно помогать?
- Какой это текст по типу?
- Но это ещё не все, что прислала зима. (Открывается слайд №3). (2 щелчка).
- Зима прислала нам картину. Какое время года изображено? Почему так считаете? Какой текст подойдет к этой картине? (№1). Подготовим выразительное чтение этого текста. Дети, вы будите читать текст у доски, а наши гости оценят ваше чтение.
Дети читают выразительно текст №1.
(Закрыть слайд).
Усвоение новых знаний и способов действий. Работа над правописанием приставок.
- Зима предлагает ещё раз вспомнить первую тему урока. Как она звучит?
- Что такое приставка?
- Как найти приставку в слове? Приведите пример. Покажите, каким значком обозначается на письме часть слова - приставка. На какие группы можно разделить приставки? (Выслушиваются ответы детей).
-Конечно, это далеко не все приставки. Со многими другими приставками вы будите знакомиться в старших классах. Всегда ли совпадает произношение приставок и их написание? Зависит ли написание приставок от их произношения? (Написание приставок не зависит от их произношения).
Физкультминутка.
Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать с помощью музыки. Есть замечательный вальс Георгия Свиридова. Встаньте, сделаем движения под эту музыку. Выберите слова, которыми можно охарактеризовать эту мелодию.
- Я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов-родственников. Комом будет мяч. Давайте как можно больше подберём родственных слов к словам, записанных на сладе под №2. (Выходят дети к доске и становятся в круг).
- Я бросаю вам мяч, а вы говорите родственное слово. Гости подсчитают ваши слова. Первый ком из слова снег.
Подведение итогов.
(Слайд закрыть).
Закрепление полученных знаний.
- Сегодня на уроке мы работали с приставками, словами. И сталось самое интересное задание с текстом. (Открывается слайд №6).
Снег.
Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились (колючим, глубоким, блестящим) инеем. Лучи солнца осыпали (холодным, ясным, золотым) блеском всю местность.
Стояли (короткие, длинные) зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность (синего, пасмурного) неба. (Крупными, прозрачными, большими) хлопьями стал падать снег. Наступили зимние (короткие, длинные) сумерки. Небо сыпало (ледяной, снежный) пух.
Текст надо отредактировать, то есть подобрать из скобок имена прилагательные, которые точнее всего подходят к данному предложению. Работа по слайду.
Раздаются карточки.
- Нужное слово выделите карандашом. Прочитайте текст.
- Какой вид текста получился: описание, повествование, рассуждение.
- Докажите.
- Выпишите слова с приставками. Выделите приставки.
Запишите несколько понравившихся предложений.
Домашнее задание.
- Дома вам предстоит написать сочинение – миниатюру (записано на доске)
- Какое слово у вас вызвало затруднение? (Открывается слайд №7). (3 щелчка).
Миниатюра- это очень маленькое, короткое сочинение.
- Я даю опорные слова, а вы составляете предложение так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками, приставки выделите.
Зимнее утро.
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежала к горке.
Кормушка.
Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко – красной грудке; рады прилёту.
Итог урока.
Обобщение.
- Какие темы звучали на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы правильно писать приставки?
- С помощью чего можно показать красоту русской природы?
2. Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось?
- Какие предложения о зиме вас заинтересовали?
- У кого из вас всё ещё вызывает затруднение написания приставок?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") »
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
УМК «Школа России»
3 КЛАСС
Тема: «Правописание приставок.
Зима в природе»
МБОУ Дроновская СОШ
учитель начальных классов
Жичкина Светлана Ивановна
Педагогическая цель: 1. Углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать представление о единообразном написании приставок, независимо от произношения.
2. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме.
3. Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к друг
Тип урока: решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные): выделяют приставку, объясняют её роль в словах, применяют правила правописания приставок, классифицируют приставки по написанию
Личностные результаты: проявляют познавательный интерес к изучению русского языка
Универсальные учебные действия (метапредметные):
регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу
познавательные: осуществляют анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах приставки
коммуникативные: оформляют диалогические высказыванияв соответствии с требованиями речевого этикета
Основное содержание темы, понятия и термины: словарная работа, выделение приставок в словах, классификация приставок по их написанию, сочинение-миниатюра
Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся.
-Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
- Над какой темой мы с вами работали вчера?
- Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания?
- Чем нужно заняться сегодня, чтобы устранить пробелы в ваших знаниях?
Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы проведём речевой урок, на котором будут звучать две темы: «Правописание приставок» и «Зима в природе». (Дети читают тему урока, записанную на доске). Продолжая знакомиться с приставками, мы будем учиться красиво говорить, понимать смысловое значение слова, составлять предложения о зиме. Вторая тема урока выбрана неслучайно. Какое сейчас время года?
- Долго мы ждем в этом году приход снежной зимы. Она приходит неожиданно, засыпая снегом села и города и заваливая всё сугробами. Зимушка, как часто её называют, хозяйничает по-царски. Взмахнёт рукавом, подхватит и закружит в вальсе подружек-снежинок.
Чистописание.(Открывается слайд №1). (2 щелчка)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов».
- Посмотрите, зима ворвалась и к нам в класс. Такой узор поможет вам овладеть скорописью.
Об обо от ото до под про
-Посмотрите на вторую строчку, что интересного вы заметили? (Это предлоги).
- Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв? Что позволило объединить эти сочетания в одну группу?
(Правописание буквы О в приставках).
- Напишите, соблюдая правильные соединения. Прочитайте эти сочетания. Подберите слова с такими приставками. Запишите их, разделив на слоги. (В конце закрыть слайд).
Словарная работа.
Словарные слова записаны на обороте малой доски.
- Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам словарными словами в тетради. (Раздаются снежинки со словарными словами).
- Прочитайте про себя словарные слова. Вставьте пропущенные орфограммы прямо на снежинках. Запишите в тетрадь слова только подходящие к нашей теме урока, т.е. зимней тематике.
Проверка словарной работы. (Открывается слайд №2). (2 щелчка).
Закрепление знаний и способов действий. Работа по карточкам.
- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с её суровым характером все же волнует нас, вызывает слова восхищения. Зима прислала вам необычное задание. Посмотрите. Это два текста.
Работа с первым текстом. Прочитайте текст №1 и скажите, какой это вид текста. (Описание, повествование).
№1. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте выразительно. Найдите слова с приставками и выделите их.
З..мой рус..кий лес сказочен и ч..десен. Снег укр..шает пуш..стые ветки д..ревьев. См..листые ш..шки в..сят на елях. В серебряном уборе ст..ят кр..савицы – б..рёзки.
- Каков зимний лес? Прочитайте.
- Что делает снег?
- Почему шишки названы смолистыми?
-Как понимаете слово «убор»?
- Какой убор на берёзках?
- Как названы берёзки?
-Какой это текст по типу описание или повествование?
Работа с текстом №2.
№2. Составьте из слов каждой строчки предложения. Назовите слова с приставками. От какого слова они образованы и при помощи чего?
Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
- Почему птицам зимой нужно помогать?
- Какой это текст по типу?
- Но это ещё не все, что прислала зима. (Открывается слайд №3). (2 щелчка).
- Зима прислала нам картину. Какое время года изображено? Почему так считаете? Какой текст подойдет к этой картине? (№1). Подготовим выразительное чтение этого текста. Дети, вы будите читать текст у доски, а наши гости оценят ваше чтение.
Дети читают выразительно текст №1.
(Закрыть слайд).
Усвоение новых знаний и способов действий. Работа над правописанием приставок.
- Зима предлагает ещё раз вспомнить первую тему урока. Как она звучит?
- Что такое приставка?
- Как найти приставку в слове? Приведите пример. Покажите, каким значком обозначается на письме часть слова - приставка. На какие группы можно разделить приставки? (Выслушиваются ответы детей).
-Конечно, это далеко не все приставки. Со многими другими приставками вы будите знакомиться в старших классах. Всегда ли совпадает произношение приставок и их написание? Зависит ли написание приставок от их произношения? (Написание приставок не зависит от их произношения).
Физкультминутка.
Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать с помощью музыки. Есть замечательный вальс Георгия Свиридова. Встаньте, сделаем движения под эту музыку. Выберите слова, которыми можно охарактеризовать эту мелодию.
- Я вспомнила ещё одну зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов-родственников. Комом будет мяч. Давайте как можно больше подберём родственных слов к словам, записанных на сладе под №2. (Выходят дети к доске и становятся в круг).
- Я бросаю вам мяч, а вы говорите родственное слово. Гости подсчитают ваши слова. Первый ком из слова снег.
Подведение итогов.
(Слайд закрыть).
Закрепление полученных знаний.
- Сегодня на уроке мы работали с приставками, словами. И сталось самое интересное задание с текстом. (Открывается слайд №6).
Снег.
Великолепен был вид (зимней, морозной) природы. Кусты и деревья опушились (колючим, глубоким, блестящим) инеем. Лучи солнца осыпали (холодным, ясным, золотым) блеском всю местность.
Стояли (короткие, длинные) зимние дни. Мороз стал спадать. Померкла ясность (синего, пасмурного) неба. (Крупными, прозрачными, большими) хлопьями стал падать снег. Наступили зимние (короткие, длинные) сумерки. Небо сыпало (ледяной, снежный) пух.
Текст надо отредактировать, то есть подобрать из скобок имена прилагательные, которые точнее всего подходят к данному предложению. Работа по слайду.
Раздаются карточки.
- Нужное слово выделите карандашом. Прочитайте текст.
- Какой вид текста получился: описание, повествование, рассуждение.
- Докажите.
- Выпишите слова с приставками. Выделите приставки.
Запишите несколько понравившихся предложений.
Домашнее задание.
- Дома вам предстоит написать сочинение – миниатюру (записано на доске)
- Какое слово у вас вызвало затруднение? (Открывается слайд №7). (3 щелчка).
Миниатюра- это очень маленькое, короткое сочинение.
- Я даю опорные слова, а вы составляете предложение так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками, приставки выделите.
Зимнее утро.
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой, белой скатертью; побежала к горке.
Кормушка.
Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко – красной грудке; рады прилёту.
Итог урока.
Обобщение.
- Какие темы звучали на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы правильно писать приставки?
- С помощью чего можно показать красоту русской природы?
Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось?
- Какие предложения о зиме вас заинтересовали?
- У кого из вас всё ещё вызывает затруднение написания приставок?
Используемая литература:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса: в 2ч.- М.: Просвещение, 2014.
Дмитриева О.И.. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. – М.: «Вако», 2014.
Презентация.
Шедевры инструментальной музыки. Музыкальный компакт – диск формата