kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Правописание приставок на з- (с-)» по учебнику Быстровой Л.В

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание приставок на з- (с-)                

Класс:

Тип урока: урок освоения нового материала

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

- выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на з- (с- ) ;

        - развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные  универсальные учебные действия.

 - воспитывать интерес к решению познавательных задач.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс С. И. Львова, В. В. Львов, 2013 г.; сигнальные карточки

Ход урока

I этап.  Организационный момент

Цели и задачи для учителя

Цели и задачи для уч-ся

Методы и приёмы

Формирование УУД

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока

Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить  тему урока

Беседа, вопросы,

стихотворный

настрой

Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.

Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль).

Учитель: Прозвенел  для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Настраиваемся на урок. Что вы должны сделать в организационный момент, чтобы весь урок прошел интересно и полезно, чтобы дальнейшая ваша работа на уроке была эффективной?

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Дети: привести в порядок стол, эмоционально настроиться на урок, обозначить тему.

Учитель: какой результат мы должны получить, проверив домашнее задание?

Дети: должны показать, что выучили правила и знаем теорию; что правильно выполнили упражнение

Учитель: что является показателем хорошего усвоения учебного материала?

Дети: при устном ответе необходимо правильно рассказать правило и привести примеры; при письменном ответе оценивается аккуратность и грамотность

Учитель предлагает взаимопроверку, как форму проверки домашнего задания.

Анализ выполнения письменного домашнего задания; опрос правила по вопросам

     Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова сгруппированы по признаку правописания приставок. Необходимо вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове пробел, выделить приставки.

Оцените свои знания и умения по  теме  «Правописание приставок» перед изучением:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

о…дать                         ра…смотреть,

  •  

з…править                   бе…конечно

на.строить                   и…пугаться

  •  

по…держать                бе…вкусный                         

Проверка работы. Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип. В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают.

Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестны.

Поэтому какова наша задача на сегодняшнем уроке?

-  выяснить: как же пишутся слова с приставками, оканчивающимися на –з (-с).

Запишем тему урока.

Исследовательский этап. (Работа в группах).                 

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

разглядеть – распевать                          б - п

изменчивый – истекший                        в - ф

низвергаться – ниспадать                      г - к

безграмотный – беспечный                   д - т

возрадоваться – восходить                   з - с

безоблачный                                          ж - ш

На примере слов, предложенных учителем, 1 группа  заполняет кластер; 2 группа дополняет недостающие звенья алгоритма.

Учащиеся представляют результат своей работы.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. Работа с правилом учебника.

Физминутка.

Первичная проверка понимания изученного

Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Возможные методы и приёмы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Теперь вернемся к нашему началу урока и вставим недостающие буквы в слова

IV этап. Закрепление учебного материала

Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом инд. особенностей учащихся

На этапе закрепления используются разные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся: объяснительный диктант позволяет закрепить теоретические знания на практике; работа с сигнальными карточками воспитывает внимание, развивает слуховую память; работа в группах позволяет  осуществить личностный подход: 1 группа получает творческое задание, где нужно заменить слова с предлогом на прилагательные с приставкой и разделить их на 2 столбика, 2 группа имеет уже готовые слова, но с пропущенными орфограммами и также должна разделить их на группы; и наконец, теперь можно перейти к самому сложному: найти ошибки на изученное правило в тексте.

А) Объяснительный словарный диктант:

Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.

Б) Работа с сигнальными ракетками:                 

 Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать.

Я надеюсь, что все усвоили правило правописания. Давайте еще раз его повторим.

В) Задание по группам:

1(сильная) получает творческое задание.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с). Распределить в два столбика: без-, бес-. Составить 2 простых распространенных предложения с любыми получившимися прилагательными.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

2 (слабая) работает по карточкам с помощью учителя при необходимости.

Задание: выписать слова с приставками. (Один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе.заботный,  бе.звездное,   бе.цветная,  бе.конечная,  бе.звучный,  бе.шумное,  бе.вкусный, бе.платный,  бе.помощный, бе.предельный,  бе.форменное,  бе.водная.

Проверка работы.

Г) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Прочитайте текст, найдите слова с приставками на –з (-с), исправьте ошибки в их написании.

Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились  Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался.

Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.

Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание. Думаю, теперь вы без труда справитесь и со своим домашним заданием. 

Обобщение и систематизация

Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Возможные методы и приёмы выполнения Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы».

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Возможные методы и приёмы выполнения: разноуровневые самостоятельные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Цель: Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Оцените свои знания и умения по  теме  «Правописание приставок на –з(-с)» после изучением:

  • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

Подведение итогов занятия

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Возможные методы и приёмы выполнения Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Что нового узнали на уроке? Для чего мы с вами учились правильно определять способы действия при выборе согласных з – с на конце приставок?

Что вам понравилось на уроке?

Рефлексия

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Правописание приставок на з- (с-)» по учебнику Быстровой Л.В»











Конспект урока по русскому языку в свете требований ФГОС в пятом классе на тему: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»















Выполнила: учитель русского языка и

литературы МОБУ СОШ с. Наумовка

Стерлитамакского района

Рахматуллина Фатима Магадиевна











Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,

научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;     3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

1.Постановка учебной задачи.

Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

  Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос).

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем,возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием  ЛАГ-ЛОЖ).  

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).

2. «Открытие нового знания» .

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: диалог, парная работа.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием ЛАГ-ЛОЖ?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

3.Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 

  -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А»).

 А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.

Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить.

5.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Сообщение дополнительного материала по культуре речи.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться  спать».

Задание: кто  быстрее запишет как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Время пошло. Проверяем. Какой корень в написанных глаголах и почему?

Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ ( излагали, предполагали, проложили и т.д.).

Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение из учебника.

                                                     2. Составить карточку для соседа на изученное

                                                      правило.            

                                                      (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                      3. Написать небольшой рассказ «В походе»,

                                                       употребляя

                                                       слова и словосочетания с корнями ЛАГ-ЛОЖ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Правописание приставок на з- (с-)» по учебнику Быстровой Л.В

Автор: Рахматуллина Фатима Магадиевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства