Тема: Правописание приставок на з- (с-)
Класс: 5А
Тип урока: урок освоения нового материала
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока:
- выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;
- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на з- (с- ) ;
- развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспитывать интерес к решению познавательных задач.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс С. И. Львова, В. В. Львов, 2013 г.; сигнальные карточки
Ход урока
I этап. Организационный момент
Цели и задачи для учителя
Цели и задачи для уч-ся
Методы и приёмы
Формирование УУД
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока
Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока
Беседа, вопросы,
стихотворный
настрой
Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.
Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль).
Учитель: Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
- Настраиваемся на урок. Что вы должны сделать в организационный момент, чтобы весь урок прошел интересно и полезно, чтобы дальнейшая ваша работа на уроке была эффективной?
- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Дети: привести в порядок стол, эмоционально настроиться на урок, обозначить тему.
Учитель: какой результат мы должны получить, проверив домашнее задание?
Дети: должны показать, что выучили правила и знаем теорию; что правильно выполнили упражнение
Учитель: что является показателем хорошего усвоения учебного материала?
Дети: при устном ответе необходимо правильно рассказать правило и привести примеры; при письменном ответе оценивается аккуратность и грамотность
Учитель предлагает взаимопроверку, как форму проверки домашнего задания.
Анализ выполнения письменного домашнего задания; опрос правила по вопросам
Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова сгруппированы по признаку правописания приставок. Необходимо вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове пробел, выделить приставки.
Оцените свои знания и умения по теме «Правописание приставок» перед изучением:
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
о…дать ра…смотреть,
з…править бе…конечно
на.строить и…пугаться
по…держать бе…вкусный
Проверка работы. Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип. В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают.
Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестны.
Поэтому какова наша задача на сегодняшнем уроке?
- выяснить: как же пишутся слова с приставками, оканчивающимися на –з (-с).
Запишем тему урока.
Исследовательский этап. (Работа в группах).
Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.
разглядеть – распевать б - п
изменчивый – истекший в - ф
низвергаться – ниспадать г - к
безграмотный – беспечный д - т
возрадоваться – восходить з - с
безоблачный ж - ш
На примере слов, предложенных учителем, 1 группа заполняет кластер; 2 группа дополняет недостающие звенья алгоритма.
Учащиеся представляют результат своей работы.
А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. Работа с правилом учебника.
Физминутка.
Первичная проверка понимания изученного
Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Возможные методы и приёмы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
Теперь вернемся к нашему началу урока и вставим недостающие буквы в слова
IV этап. Закрепление учебного материала
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом инд. особенностей учащихся
На этапе закрепления используются разные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся: объяснительный диктант позволяет закрепить теоретические знания на практике; работа с сигнальными карточками воспитывает внимание, развивает слуховую память; работа в группах позволяет осуществить личностный подход: 1 группа получает творческое задание, где нужно заменить слова с предлогом на прилагательные с приставкой и разделить их на 2 столбика, 2 группа имеет уже готовые слова, но с пропущенными орфограммами и также должна разделить их на группы; и наконец, теперь можно перейти к самому сложному: найти ошибки на изученное правило в тексте.
А) Объяснительный словарный диктант:
Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.
Б) Работа с сигнальными ракетками:
Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать.
Я надеюсь, что все усвоили правило правописания. Давайте еще раз его повторим.
В) Задание по группам:
1(сильная) получает творческое задание.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с). Распределить в два столбика: без-, бес-. Составить 2 простых распространенных предложения с любыми получившимися прилагательными.
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
11. Облако без формы (бесформенное)
12. Пустыня без воды (безводная)
2 (слабая) работает по карточкам с помощью учителя при необходимости.
Задание: выписать слова с приставками. (Один учащийся с приставками на з, второй – на с)
Бе.заботный, бе.звездное, бе.цветная, бе.конечная, бе.звучный, бе.шумное, бе.вкусный, бе.платный, бе.помощный, бе.предельный, бе.форменное, бе.водная.
Проверка работы.
Г) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Прочитайте текст, найдите слова с приставками на –з (-с), исправьте ошибки в их написании.
Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался.
Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.
Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание. Думаю, теперь вы без труда справитесь и со своим домашним заданием.
Обобщение и систематизация
Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей
Возможные методы и приёмы выполнения Построение «дерева» «темы», построение «здания темы».
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
Возможные методы и приёмы выполнения: разноуровневые самостоятельные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
Коррекция знаний и способов действий
Цель: Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Оцените свои знания и умения по теме «Правописание приставок на –з(-с)» после изучением:
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Подведение итогов занятия
Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Возможные методы и приёмы выполнения Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
Что нового узнали на уроке? Для чего мы с вами учились правильно определять способы действия при выборе согласных з – с на конце приставок?
Что вам понравилось на уроке?
Рефлексия
Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками