Тема: "Правописание приставок. Зима в природе"
Цель урока:
- Углублять знания детей о приставках, их роли в словах.
2. Дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от их произношения и уметь правильно записывать слова с приставками.
3. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме.
4.Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к другу.
Тип урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир, музыка)
Оборудование урока:
*Музыка: вальс “Метель” Г. Свиридова, “Вальс цветов” П.И.Чайковского;
Компьютер. проектор
мультимедийная презентация,
магнитофон
*карточки индивидуального опроса;
*слова для орфографической минутки;
*картины зимней природы;
Ход урока
1.Организационный момент
- - Над какой темой мы с вами работали на прошлом уроке?
- Какие проблемы возникли при выполнении домашнего задания?
- Сегодня мы продолжим работу по этой теме. ( Углубить знания о приставках, их роли в словах, )
2.Чистописание. Орфографическая минутка.(фронтально-письменно)
А).-Спишите текст с доски аккуратно и красиво. Разделите текст на предложения. Выделите приставки.
За ночь сил…но пох…л…дало настало м…розное утро на стеклах появились узоры сн…г надел белые шапки на д…ревья пришла зимушка - з…ма.
Б).(фронтально-устно).Посмотрите внимательно на доску, вы видите слова, которые разделены на группы. Догадайтесь по какому принципу объединены слова в каждом столбике?
Украшает снег праздник
Зима мороз звездный
Снеговик лед радостный
-Давайте вспомним правила русского языка, с которыми мы знакомы.
-На какое правило слова в первом столбике? (безударные гласные в корне слова)
-Как проверить слова с безударной гласной в корне слова? (для проверки обозначения на письме безударного гласного в корне можно изменить форму числа проверяемого слова или подобрать к нему однокоренное так, чтобы безударный гласный в корне был под ударением: н…ра-н…ры; л…сник-лес.)
-Прочитайте слова во 2-м столбике. Какое правило спряталось в этих словах? (парные согласные в корне)
-Как проверить парную согласную в корне? (чтобы проверить правильность обозначения на письме парного согласного звука, надо изменить форму числа или подобрать к нему однокоренное слово с гласным после парного согласного)
Определите правило 3-го столбика? (непроизносимые согласные)
-Что вы знаете о непроизносимых согласных? ( Чтобы проверить непроизносимые согласные надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки слышатся четко )
3.Актуализация знаний
Все эти правила учат писать корень слова, а сегодня будем учиться правильно писать приставки.
(«Правописание приставок»)
Изучая приставки, мы будем учиться красиво говорить, знакомиться со смысловым значением слова, составлять предложения.
Работа по теме урока.
А)Работа с деформированным текстом.(фронтальная работа)-письменно
Вы видите слова. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.
Морозы. трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетели, к, кормушке, и, воробьи, синички.
-Найдите в каждом предложении предлоги
-Как пишутся предлоги со словами?
-Найдите слова с приставками
-Как приставки пишутся со словами?
Почему птицам зимой нужно помогать?
Б)Картина зимы(слайд)-фронтальная работа: письменно
Долго мы ждали в этом году прихода снежной зимы. Она пришла неожиданно. Засыпала город снегом, завалила сугробами. И хозяйничает по- царски. Взмахнула рукавом. Подхватила и закружила в вальсе подружек – снежинок.
(включить музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
Такой узор поможет вам овладеть скорописью.
- Посмотрите на вторую строку, что интересного вы заметили?(это предлоги)
- Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв?(приставки или предлоги)
Что позволило объединить эти сочетания букв в одну группу? (Правописание буквы О в приставках.)
- Напишите, соблюдая правильные соединения. Прочитайте эти сочетания. Подберите 3 слова с такими приставками, запишите их, разделив на слоги..
3. Словарная работа.(слайд)(Задание на соответствие нового слова с приставкой.-письменно)
Улетел ветерок, и опустились снежинки к нам в тетради словарными словами. Прочитайте про себя словарные слова.
Г…рох,к…пуста, к…ньки, м…роз, п…суда, д…кабрь, …нварь, п…роша
- Запишите в тетрадь слова только подходящие к нашей второй теме урока, т. е. зимней тематике. Вставьте пропущенные буквы. При помощи приставок образуйте новые слова. (У доски работает 1 ученик). Проверка.(слайд)
Физминутка.
4. Закрепление. Работа над правописанием приставок.
- Вспомните еще раз, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?
- Что такое приставка?
(Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
А при помощи приставки
Образуются слова
- Как найти приставку в слове? Приведите пример.
Как найти приставку:
- Подбери однокоренные слова
- Выдели корень
- Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.
- Назови приставку
- Покажите, каким значком обозначается на письме часть слова – приставка.
- На какие группы можно разделить все приставки? (Вывод. Схемы у доски).(слайд.)
1-я группа. Приставки с буквой а: за-; на-; над-.
2-я группа. Приставки с буквой о: о-; об-; обо-; ото-; до-; под-; подо-; про-.
3-я группа. Приставки пере-.
4-я группа. В эту группу вошли: в-; во-; вы-; с-; со-.
Существует еще множество других приставок, с которыми вы познакомитесь на следующих уроках.
- Как пишутся приставки,?(слитно)
Составляем слова с разными приставками(слайд9)(устно)
Понаблюдайте за Дедом Морозом. Какие действия он совершал? Составьте слова с корнем шёл.
. Поэтическая минутка. Письмо по памяти.
- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки.
-Какие стихотворные строки вам вспоминаются? (Дети читают стихотворения о зиме)
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение В. Фетисова “Зима пришла”.
Зима пришла.
Ночью ветер волком выл
И по крышам палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В тексте нам встретились незнакомые слова. Прочитайте их глазами. Значение какого слова вы не можете объяснить?(работа с толковым словарем)
Папаха – высокая меховая шапка.
Нахлобучила – надвинуть головной убор низко на лоб.
Холст – льняная ткань из толстой пряжи.
Я читаю, а вы попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении.( слайд)
В.Фетисов
- Что вам представилось? – Какие сравнения использует поэт для описания изменений в природе? Постарайтесь запомнить последние четыре строчки стихотворения. Вторую часть стихотворения мы будем писать по памяти. - Как пишется стихотворение? Кто затрудняется, вам поможет схема.(слайд.)
-- --- холст,
-- -- --.
- папахи - --
Нахлобучила ---.
Самопроверка.
5. Продолжение работы по теме урока
. Музыкальная пауза.
- Красоту русской природы можно описать красками, красивыми словами, а можно передать и с помощью музыки. Есть замечательный вальс Георгия Свиридова. Послушайте музыку и выберите слова, которыми можно охарактеризовать эту мелодию.
- Какая звучала музыка? (дети выбирают слова из предложенных) слайд
Праздничная, легкая, мужественная, стремительная, игривая, медленная.
– Какое настроение вызвало это произведение? – Как вы думаете, как оно называется?
А)(фронтальная работа письменно)- Я вспомнила зимнюю игру. Мы будем катить снежный ком из слов – родственников.
- Какие слова называются родственными или однокоренными?( Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными, или родственными…)
Давайте как можно больше подберем родственных слов к словам снег, ветер, мороз,. (игра-соревнование «Какой ряд больше подберет слов»)
Проверка. Назовите слова которые вы написали, дополните ответ товарища.
- С помощью чего можно образовать новые слова?
Какими по смыслу они будут?
- Как пишутся приставки? Выделите приставки.
6.Домашнее задание
- Дома вам предстоит написать сочинение – миниатюру. Миниатюра – это очень маленькое, короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составляете предложение так, чтобы сочинение
Приобрело интересное содержание. В тексте найдите слова с приставками, приставки выделите.
Зимнее утро
Кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись чистой белой скатертью; побежали к горке.
За городом
Воскресное утро; добираться автобусом; спешили за город; на чистой скатерти снега; устремились к поляне; следы от лыж; засыпана инеем; упала с ветки ели; раскраснелись от мороза.
Кормушки
Сильные морозы; вьюжная пора; голодное время; на старом тополе; к веточке прикрепили; узнали по ярко-красной грудке; рады прилету.
Итог урока
1. Обобщение.
- Какие темы звучали на уроке?
- Что такое приставка? Как пишется приставка? Как найти приставку в слове? Как пишется приставка?
- С помощью чего можно показать красоту русской природы?
2. Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось?
- Стихи, чьих авторов, о зиме захотелось вспомнить еще раз?
- У кого из вас все еще вызывает затруднение написание приставок?