Тема урока : Правописание приставок на з/с (Учебник: Русский язык 5 кл. Шмелев А.Д.)
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Деятельностная цель : формирование у учащихся знаний и навыков правописании приставок на з/с
Образовательная цель : расширение понятий,рост базы за счет включения в нее правила правописания приставок на з/с
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Ребята, мы с вами изучаем варианты морфем. Какие варианты морфем вам уже знакомы ?
1) Корни :
- раст - / -ращ - / рос -
- лаг - / - лож -
-гор - / - гар -
- зор - / - зар -
- скак - / скоч
2) приставки :
раз / роз
рас / рос
Сегодня мы познакомимся с правописанием приставок на з/с
На доске ряд слов, в которых мы можем выделить варианты этих приставок :
беззаботный – бесподобный
безмерно – беспокойно
возвышенный – восхищенный
воздаяние – восприятие
взвизгнуть – вскрикнуть
взбешенный – всклокоченный
измельчить – исходить
изверг-испуг
раздвинуть-растянуть
разбуженный -рассказанный
розлив-роспись
розжиг-россыпь
низвергать – нисходить
низложенный – ниспадающий
Какие варианты приставок вы можете выделить в этих словах ?
без - / бес - ; воз - / вос - ; вз - / вс - ;
из - / ис- ; раз - рас - ; роз - / рос - ;
низ - / нис
Правописание этих приставок зависит от следующей буквы.
Обратите внимание, перед какими буквами в этих приставках пишется «з», а перед какими буквами пишется «с», сравните эти буквы. чем они различаются ?
Они различаются по звонкости/ глухости
Перед какими буквами пишется «з», а перед какими пишется «с» ?
Перед звонкими буквами пишется «з», перед глухими пишется «с» !
Открываем тетради, берем ручки и выполняем упр. 121, объясняя выбор нужной буквы в приставке обозначая изучаемую орфограмму.
Ребята , обратите внимание на слова, написанные на другой половине доски :
сбежать, скинуть, сдвинуть, схитрить
В этих словах и перед звонкими и перед глухими буквами пишется «с». Как вы можете это объяснить ?
Эта приставка не имеет вариантов
Выполняем упр. 122
Ребята, почему же в словах здание, здесь, здоровье, пишется «з» ?
Потому что «з» не приставка, а часть корня.
Самостоятельная работа.
Выполняем упр. 123, и проверяем его друг у друга.
Какие ошибки были допущены ?
Разбор ошибок
Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке ….?
Д/з упр.124