"Основные принципы обучения детей народному пению"
"Основные принципы обучения детей народному пению"
Цель данной работы- помочь преподавателям системы дополнительного образования организовать обучение детей сольному и хоровому народному пению,помочь развить их вокальные возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Основные принципы обучения детей народному пению"»
ГККП «Детская музыкальная школа № 2»
Методическая разработка
«Основные принципы в обучении детей
народному пению»
Составитель: Лариса Вениаминовна Беляева.
Преподаватель высшей категории по классу
хора и вокала.
ГККП «Детская музыкальная школа № 2»
г. Темиртау, 2018 г.
Аннотация
Цель данной работы – помочь преподавателям системы дополнительного образования организовать обучение детей сольному и хоровому народному пению, помочь развитию их вокальных возможностей.
В разработке дана краткая характеристика народной манеры пения. Изложены основные методы по развитию вокально – хоровых навыков у детей с использованием практических упражнений при обучении народному пению.
Даны рекомендации по преодолению трудностей при исполнении народных песен.
Манера народного пения возникла из живой народной речи. От речевой интонации идут характерные исполнительские приёмы: скольжения, «скаты», красочная игра словом, растягивание слова на добавочные гласные, повторность слогов, разрыв слов, вставные междометия и т. д.
Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса, хотя в разных областях манера пения варьируется.
У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у певцов академических, и в большей степени используется грудной резонатор. Народное пение преимущественно грудное. Обычно народные певцы поют в удобном для них регистре, в пределах октавы.
Исполнители народных песен пропагандируют произведения народного творчества, исполняя их в народно – певческом стиле, который отличается от академического открытым грудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонированием слова.
Задачи, стоящие перед исполнителем народных песен:
Воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры.
Изучение и освоение народной песни, её основных творческих и исполнительских закономерностей.
Формирование художественного вкуса.
Развитие вокального слуха и певческого голоса.
Приобретение навыков вокально – хорового исполнения в народной манере.
Развитие творческих способностей.
Главная задача в моей работе, как педагога – хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности при исполнении народных песен. А для этого необходимо систематическое вокальное воспитание , в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного естественного дыхания, протяжного, гибкого и подвижного звуковедения, отчётливой , выразительной дикции, единой манеры пения.
Главным методическим принципом в обучении народному пению является «разговорная» манера пения. С чем это связано?
Наша разговорная речь насыщена различными смысловыми интонациями, и «разговорная» манера пения народных певцов подразумевает сохранение и передачу этих интонаций. Отсюда вытекает первая методическая установка: артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остаётся тем же, что и в разговорной речи, т. е. во время пения необходимо сохранять разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Детей нужно учить петь также легко, как они говорят. И, конечно же, им нужно дать полный объём знаний и умений в области овладения вокально-хоровыми навыками. В этом и заключается моя работа, как руководителя.
Одной из самых трудных сторон в обучении народному пению является постановка голоса. Постановка голоса - это прежде всего освобождение от имеющихся в голосовом аппарате поющего недостатков. К ним относятся: гортанный призвук в тембре, гнусавость, чрезмерная опора на горло, отсутствие опоры в дыхании, плохая дикция, пестрота в приёмах звукоизвлечения и т. д.
При постановке голоса мною решаются следующие задачи – закрепление и развитие положительных качеств голосового аппарата поющего, а именно: укрепление и расширение рабочего диапазона, использование резонаторных данных, укрепление хорошего дыхания.
Умение петь народные песни складывается из основных элементов вокального искусства, присущих всем вокальным стилям. Это:
Дикция – правильное произношение слова, правильное звучание гласных и согласных, осмысленное отношение к слову, фразировке.
Чистота интонирования мелодии, гибкость, подвижность голоса в сложных мелодических оборотах.
Верное, точное распределение слов и звуков.
Свободное владение дыхательным аппаратом, умение распределить дыхание таким образом, чтобы оно способствовало правильному звучанию в смысле интонирования, силы и фразировки.
Чувство ансамбля в совместном пении, слитность голоса одного с голосами певцов своей хоровой партии и хора в целом.
Мною проводится работа над выработкой этих сторон певческого мастерства. Закрепляются во время распевания многие распевки, применяемые в академическом пении, которые можно использовать в работе над народными песнями.
Вырабатывать хороший звук без крепкого дыхания невозможно. Поэтому сначала мы учимся дышать. Я объясняю ребёнку, как следует брать дыхание , закреплять его и экономно расходовать. С этой целью мы делаем разного рода упражнения по тренировке дыхания. Например: коротко, бесцельно сделать глубокий вдох, на секунду задержать его и спокойно , с напряжением выдувать на руку так, чтобы ощущать струю воздуха. Или, взяв дыхание «в живот» , медленно выдыхать воздух, произнося согласную «Ф». Всё внимание на работу брюшного пресса.
Особенно нравится учащимся в качестве упражнений для закрепления приобретённых навыков использовать небольшие мелодии из известных народных песен. Например, начальная фраза «Ах ты ,степь широкая» из одноимённой русской народной песни способствует выработке «сочного» звучания, широкого дыхания и расширению певческого диапазона.
Большое внимание в процессе занятий обращается на артикуляцию рта. Я объясняю, что нельзя произносить все буквы одинаковым положением мышц рта.
Часто учащиеся поют «сквозь щель», боясь открыть пошире рот. Отсюда происходит обеднение звука, зажатость, плохая дикция. Для выработки активной артикуляции мы пропеваем скороговоркой фразы плясового или шуточного характера.
Учим скороговорки в медленном темпе, но ритмично, тихо, крепкими губами , кончиком языка на передних зубах. Тексты, разучиваемых в течение учебного года быстрых песен, так же, как и скороговорки, учащиеся проговаривают на одном звуке, вначале медленно, а затем постепенно ускоряя.
Для народного певца петь – значит выразительно произносить слова. Дикция должна быть чрезвычайно ясной и простой, с чётким произношением гласных и согласных, и с интонациями, аналогичными разговорной речи.
В основе техники дыхания , звукообразования, дикции лежат единые для всех принципы. Но есть специфические моменты, которые придают манере пения характер академический или народный. К такой особенности можно отнести позицию звука. Позиция должна быть высокой, имея ввиду направления звука в головной резонатор, мысленное фокусирование его в одной точке головы. Такое «собирание» звука в пучок достигается округлением его. Когда округление не очень глубокое, оно улучшает, облагораживает звучание народного голоса и помогает ему преодолеть регистровые трудности.
Но есть мера округления, как бы «граница», до которой звук остаётся ещё открытым, но стоит перейти эту «границу» и округлить звук побольше, как он сразу же снимается с грудной опоры, теряет свой характерный тембр и переходит в новое качество – «закрытый» звук.
Мера округления должна очень чутко контролироваться слухом: мало округления – тембр голоса меняется на более плоский и резкий, много – голос переходит в другое качество, теряя при этом грудной характер звучания. В народном пении, в любом случае, должен сохраняться принцип опоры на открытую грудь. Существует мнение, что пение фольклорным «белым» звуком (звук зажатый, резкий, крикливый) является характерным признаком народной манеры пения. Это мнение неверно и не профессионально. У народных певцов – умельцев красивый, яркий звук, открытый ,но не «белый», с большим процентом грудной опоры, мягкое «пиано», звучное «форте».
Самое трудное в моей работе при обучении народному пению – это научить ребёнка петь тихим, но правильным звуком. Ещё слабо владеющие вокально – хоровыми навыками дети поют тихо , пение получается вялым, безжизненным и сиплым. «Пиано» – не звучащее, а «форте» - крикливое и часто горловое. Поэтому , мне приходиться напоминать поющему о дыхании, звукообразовании, показывать собственным голосом правильный и неправильный звук. В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука. При этом у каждого поющего народные песни своя тембральная окраска голоса, но посыл голоса, его направление, организация, умение найти единую позицию должны объединять все голоса.
Над этим мы тоже работаем на уроках. Я помогаю певцу – солисту усвоить правильное положение звука. Голос должен звучать «близко», ярко, как разговорная речь. Дикция как бы сосредоточена в передней части рта, губы подвижны, но артикуляция не должна быть слишком активной. Для этой цели приходится находить понятные, наиболее доступные ребёнку слова: пойте ближе к зубам, в твёрдое нёбо, на улыбке и т.д.
На выработку подвижного, близкого, яркого звука на занятиях так же используются различного рода упражнения. При этом обращается внимание на то, чтобы исполнитель не пел «белым» плоским звуком, всё исполнялось округло, с опорой на дыхание, в высокой позиции. Эти типичные недостатки не исчерпывают всех трудностей в вокальной работе при исполнении народных песен. Но, зная способы преодолеть их, можно сориентироваться в условиях конкретной работы, если помнить о «разговорной» манере народного пения, о главном принципе его - искать свой естественный голос, не петь деланным голосом.
Список используемой литературы:
Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом», 1988г.
А. Руднева « Русский народный хор и работа с ним», 1974г.
«Народное творчество Оренбуржья». Методические рекомендации, 1984г.
«Работа с хором и народные песни Оренбуржья». Методические рекомендации, 1984г.