kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры

             Здоровье – это важнейшая  потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Что такое здоровый образ жизни для каждого из вас? Что значит для современного человека здоровый образ жизни?

    Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день.  В центре внимания педагогов-исследователей, учителей практиков (Э.Я. Егорова, Е.Л. Мицан, А.Я. Найн,) на протяжении всего периода становления физической культуры и науки. в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

            Данное понятие « Здоровый образ жизни» рассматривается в нескольких  смысловых значениях:

- формировать физическую культуру посредством овладения знаниями о здоровом образе.

- соотнести полученные знания к своему здоровью и к способам его укрепления.

- отношение  людей к сохранению и укреплению здоровья.

Одни, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни;

Другие, имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки;

Третьи, имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха;

Четвертые, живут, как бы влекомые течением жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу.

 В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми.

            Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий здоровье и образ жизни. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определённых общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья и которая требует физического и духовного развития человека.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил  жизнедеятельности, созидал  нацеленных на то, чтобы человек:

  1. созидал и творил, совершенствовал и преобразовывал мир;
  2. умел высокоэффективно и экономично учиться, трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
  3. владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  4. постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  5. самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

 В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной. Обращаясь к категории здоровья человека, можно сказать, что это уникальное для каждой личности состояние.

Слово "здоровье" первоначально означало "целостность".

  •  По определению :“Здоровье это - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи”.
  • Существует здоровье физическое, эмоциональное, интеллектуальное,  социальное, личностное, духовное и энергетическое.

Из чего складывается здоровый образ жизни:

        * достаточная двигательная активность;

  • закаливание;
  • умеренное рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;
  • соблюдение режима дня – труда, отдыха;
  • личная гигиена;
  • грамотное экологическое поведение;
  • умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);
  • сексуальное воспитание: профилактика заболеваний,
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • безопасное поведение;
  • отношение к окружающим людям.

                 Мотивация здоровья и здорового образа жизни должна занимать центральное место в процессе обучения и воспитания подростков. Обращаясь к научным источникам, исследованиям В. И. Загвязинского, Б.П. Беспалько, Ю.М. Орлова и других учёных, мы обнаруживаем, что развитие мотивации к здоровому образу жизни актуализирует потребность обеспечивающую направленность личности на ведение здорового образа жизни. Под  мотивацией здорового образа жизни подростков мы понимаем процесс, результатом которого является :

- осознание гармоничного сочетания физического и психического, духовного и телесного, - осознание необходимости соблюдения норм, правил поведения, необходимых для здорового образа жизни.     

Это требует обеспечения определёнными условиями процесса развития мотивации  к  здоровому  образу жизни подростка. В качестве таковых условий мы выделяем:

первое условие - мониторинг положительного изменения функционального состояния здоровья в результате занятий физической культурой и вследствие этого развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни - медицинские обследования  (специальные исследования сердечно – сосудистых изменений, дыхательных функций );

 -  второе условие – дифференцированный  и индивидуальный подход  в организации  занятий физической культурой, что подразумевает:        

      а) учет половых и возрастных особенностей;

б) учет уровня состояния здоровья подростков;   

в) введение различных методов актуализации мотивации к здоровому образу жизни подростков; 

- третье условие – создание среды, раскрывающей ценности здоровья и здорового образа жизни, в которой предусматривается формирование необходимой базы знаний о здоровом образе жизни, о ценностях здоровья.

         Основными средствами обеспечения процесса развития мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания подростка я выделяю:

-  на примере выдающихся спортсменов, которых можно проследить волевые проявления личности в сохранении здоровья и ведения здорового образа жизни;

 - просвещение подростков в области здорового образа жизни;

- введение нетрадиционных методов в структуру урока физической культуры ;

 - природа и природные объекты, которые обусловливают не только целевое влияние на организм человека, но и формирование «хотений» быть здоровым самому и способствовать здоровью всего живого.

 Этому принципу гласят русские народные пословицы:

  • Здоровье – всему голова.
  • Здоровая душа в здоровом теле.
  • Здоровье не купишь - его разум дарит.
  • Наше здоровье в наших руках.
  • Здоровью цены нет.
  • Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
  • Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
  • Здоровому  все здорово.
  • Здоров буду - и денег добуду.

             Форма организации процесса развития мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры сопрягаются с традиционными и включают: лекции о здоровье, беседы о спорте, диспуты и дискуссии, занятия на природе,  туристические походы, маршруты по тропе здоровья, упражнения, динамические часы, уроки – конференции, тематические вечера.

            Организуя деятельность по развитию мотивации  к здоровому образу жизни в процессе  физического воспитания средствами физической культуры я учитывал то, что здоровье подростка следует понимать и определять как один из важнейших ресурсов для достижения благосостояния и удовлетворения потребностей. Поэтому неизбежным становится выбор путей и средств обеспечения данного процесса конкретными оздоровительными мероприятиями. Поэтому, в  школе, где я работаю более 33 лет, стало традицией  проводить спортивно – массовые мероприятия  среди учащихся и педагогов, спортивные праздники: неделя спорта, «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни»,  «Папа, мама и я - спортивная семья»,   весёлые старты, смотр строя  и песни, туристический слёт, волейбольные встречи и многое др.  Занятия  на свежем  воздухе сочетаются  с созданием эмоционально – положительного фона, благотворно влияющего на эмоционально – психическую сферу,  динамические  часы, обеспечивающие двигательную активность между уроками, гимнастика до уроков и прочее.

            Результаты наблюдений, исследований и обработки диагностических процедур показали, что в ходе организации нашей работы уменьшилось число подростков с низким уровнем мотивации к здоровому образу жизни на 40% ,на 43,9% увеличилось количество подростков, имеющих средний уровень мотивации к здоровому образу жизни.

Таким образом, развитие физической культуры и спорта  является одним из наиболее важных факторов формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни. Кроме того, спорт является важным фактором преодоления противоположных тенденций, т.е. склонностей подростков и молодежи к наркомании, алкоголизму и другим проявлениям нездорового образа жизни. И это вселяет определен http://kopilkaurokov.ru/action-addный оптимизм и надежду на то, что здоровье современных детей и следующих поколений станет более устойчивым.

                                                          Литература:

·         Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни - теоретические представления и реальная ситуация // Школа здоровья, 2009. №2. С. 16-21.

·         Журавлёв И.В. Здоровье подростка; социологический анализ. М.:Изд-во  Ин – та социологии РАН, 2002.

·         Мицан  Е.Л. Формирования здорового образа жизни школьника как показатель его здоровья. //Оздоровление средствами образования и экологии. Челябинск, 2005.

·         Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 139 с.

·         Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. - №2. - С. 3-14.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры »

Развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры

Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Что такое здоровый образ жизни для каждого из вас? Что значит для современного человека здоровый образ жизни?

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. В центре внимания педагогов-исследователей, учителей практиков (Э.Я. Егорова, Е.Л. Мицан, А.Я. Найн,) на протяжении всего периода становления физической культуры и науки. в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

Данное понятие « Здоровый образ жизни» рассматривается в нескольких смысловых значениях:

- формировать физическую культуру посредством овладения знаниями о здоровом образе.

- соотнести полученные знания к своему здоровью и к способам его укрепления.

- отношение людей к сохранению и укреплению здоровья.

Одни, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни;

Другие, имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки;

Третьи, имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха;

Четвертые, живут, как бы влекомые течением жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу.

В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми.

Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий здоровье и образ жизни. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определённых общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья и которая требует физического и духовного развития человека.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, созидал нацеленных на то, чтобы человек:

  • созидал и творил, совершенствовал и преобразовывал мир;

  • умел высокоэффективно и экономично учиться, трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

  • владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной. Обращаясь к категории здоровья человека, можно сказать, что это уникальное для каждой личности состояние.

Слово "здоровье" первоначально означало "целостность".

  • По определению :“Здоровье это - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи”.

  • Существует здоровье физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное, духовное и энергетическое.

Из чего складывается здоровый образ жизни:

* достаточная двигательная активность;

  • закаливание;

  • умеренное рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;

  • соблюдение режима дня – труда, отдыха;

  • личная гигиена;

  • грамотное экологическое поведение;

  • умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);

  • сексуальное воспитание: профилактика заболеваний,

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

  • безопасное поведение;

  • отношение к окружающим людям.

Мотивация здоровья и здорового образа жизни должна занимать центральное место в процессе обучения и воспитания подростков. Обращаясь к научным источникам, исследованиям В. И. Загвязинского, Б.П. Беспалько, Ю.М. Орлова и других учёных, мы обнаруживаем, что развитие мотивации к здоровому образу жизни актуализирует потребность обеспечивающую направленность личности на ведение здорового образа жизни. Под мотивацией здорового образа жизни подростков мы понимаем процесс, результатом которого является :

- осознание гармоничного сочетания физического и психического, духовного и телесного, - осознание необходимости соблюдения норм, правил поведения, необходимых для здорового образа жизни.

Это требует обеспечения определёнными условиями процесса развития мотивации к здоровому образу жизни подростка. В качестве таковых условий мы выделяем:

- первое условие - мониторинг положительного изменения функционального состояния здоровья в результате занятий физической культурой и вследствие этого развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни - медицинские обследования (специальные исследования сердечно – сосудистых изменений, дыхательных функций );

- второе условие – дифференцированный и индивидуальный подход в организации занятий физической культурой, что подразумевает:

а) учет половых и возрастных особенностей;

б) учет уровня состояния здоровья подростков;

в) введение различных методов актуализации мотивации к здоровому образу жизни подростков;

- третье условие – создание среды, раскрывающей ценности здоровья и здорового образа жизни, в которой предусматривается формирование необходимой базы знаний о здоровом образе жизни, о ценностях здоровья.

Основными средствами обеспечения процесса развития мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания подростка я выделяю:

- на примере выдающихся спортсменов, которых можно проследить волевые проявления личности в сохранении здоровья и ведения здорового образа жизни;

- просвещение подростков в области здорового образа жизни;

- введение нетрадиционных методов в структуру урока физической культуры ;

- природа и природные объекты, которые обусловливают не только целевое влияние на организм человека, но и формирование «хотений» быть здоровым самому и способствовать здоровью всего живого.

Этому принципу гласят русские народные пословицы:

  • Здоровье – всему голова.

  • Здоровая душа в здоровом теле.

  • Здоровье не купишь - его разум дарит.

  • Наше здоровье в наших руках.

  • Здоровью цены нет.

  • Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.

  • Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.

  • Здоровому все здорово.

  • Здоров буду - и денег добуду.

Форма организации процесса развития мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры сопрягаются с традиционными и включают: лекции о здоровье, беседы о спорте, диспуты и дискуссии, занятия на природе, туристические походы, маршруты по тропе здоровья, упражнения, динамические часы, уроки – конференции, тематические вечера.

Организуя деятельность по развитию мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания средствами физической культуры я учитывал то, что здоровье подростка следует понимать и определять как один из важнейших ресурсов для достижения благосостояния и удовлетворения потребностей. Поэтому неизбежным становится выбор путей и средств обеспечения данного процесса конкретными оздоровительными мероприятиями. Поэтому, в школе, где я работаю более 33 лет, стало традицией проводить спортивно – массовые мероприятия среди учащихся и педагогов, спортивные праздники: неделя спорта, «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «Папа, мама и я - спортивная семья», весёлые старты, смотр строя и песни, туристический слёт, волейбольные встречи и многое др. Занятия на свежем воздухе сочетаются с созданием эмоционально – положительного фона, благотворно влияющего на эмоционально – психическую сферу, динамические часы, обеспечивающие двигательную активность между уроками, гимнастика до уроков и прочее.

Результаты наблюдений, исследований и обработки диагностических процедур показали, что в ходе организации нашей работы уменьшилось число подростков с низким уровнем мотивации к здоровому образу жизни на 40% ,на 43,9% увеличилось количество подростков, имеющих средний уровень мотивации к здоровому образу жизни.

Таким образом, развитие физической культуры и спорта является одним из наиболее важных факторов формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни. Кроме того, спорт является важным фактором преодоления противоположных тенденций, т.е. склонностей подростков и молодежи к наркомании, алкоголизму и другим проявлениям нездорового образа жизни. И это вселяет определен http://kopilkaurokov.ru/action-addный оптимизм и надежду на то, что здоровье современных детей и следующих поколений станет более устойчивым.

Литература:

  • Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни - теоретические представления и реальная ситуация // Школа здоровья, 2009. №2. С. 16-21.

  • Журавлёв И.В. Здоровье подростка; социологический анализ. М.:Изд-во Ин – та социологии РАН, 2002.

  • Мицан Е.Л. Формирования здорового образа жизни школьника как показатель его здоровья. //Оздоровление средствами образования и экологии. Челябинск, 2005.

  • Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 139 с.

  • Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. - №2. - С. 3-14.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бугаенко Юрий Федорович

Дата: 21.07.2014

Номер свидетельства: 110367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Фестиваль спорта "Наш выбор-здоровый образ жизни!""
    ["seo_title"] => string(49) "fiestival-sporta-nash-vybor-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "257998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448433564"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях  дошкольных образовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(167) "osobiennosti-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-razlichnymi-sriedstvami-v-usloviiakh-doshkol-nykh-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "140815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418026645"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства