Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования"
Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования"
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны как ночь души его движенья.
(В. Шекспир. Полное собрание соч. в 8 тт., т. 3, М., Искусство, 1958, стр. 300)
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
В системе дополнительного образования пение - средство разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Творческое развитие проявляется в разных видах деятельности: песенном, танцевальном, музыкально-игровом. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Первую мелодию, которую слышит ребенок - это песня матери. Она напевает, убаюкивая ребёнка. Это народная музыка. И она входит в быт ребёнка с раннего детства. Хоровое пение (народное, академическое) – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Ведь человеческим голосом, как музыкальным инструментом (самым естественным и "дешевым", по словам Б.В. Асафьева), пользоваться могут почти все дети.
По своему характеру, деятельность педагогов дополнительного образования, является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
В нашей школе созданы все условия для развития музыкально-творческих способностей ребенка и формирования музыкальной культуры. На основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ нами скорректированы и адаптированы образовательные программы по народному и академическому хору, с учетом потребностей и возможностей детей, условий дополнительного образования в нашей школе.
На своих занятиях мы реализуем основные принципы:1.Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.
2.Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
3.Смена традиционных приоритетов. Голос ребенка первичен - это цель развития. Репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова и другие традиционные распевания.
4.Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.
5.Воспитывать не только талант, но и личность.
В вокальные ансамбли мы принимаем всех желающих. Проверяем музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальную память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает и индивидуальную работу по постановке голоса. Навыки пения прививаем постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.
При правильно организованной работе хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся. На своих занятиях мы создаём атмосферу творчества, где ребята чувствуют себя комфортно и максимально раскрывают свои способности.
Также мы отметим положительное влияние пения на здоровье детей (осанку, дыхание и т.д.). Ведь главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым (народным или академическим) пением. Песенный репертуар подбираем соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками, при этом учитываем интерес и желание детей.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятий (10-15 минут) и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.
Следует не забывать и о сочетании пения с хореографическими движениями. На наших занятиях это влияет и на качество хорового звучания, и способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.
Еще один из видов коллективной исполнительской деятельности обучающихся - игра на детских шумовых инструментах. Она стимулирует исполнительскую деятельность детей, способствует формированию художественного вкуса и интересов, воспитывает интерес к игре в группе, активизирует развитие музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальной формы и т.д.). Использование детских шумовых инструментов особенно полезно для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, для всех это - хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.
И, ещё один неотъемлемый вид деятельности на занятиях - игра. В ее основе лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе мы отдаём предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно исполнять мелодию. В играх такого плана ребята учатся передавать в движении художественный образ. В играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Но самое главное – через игру и русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети.
Большой интерес и творческий стимул для наших воспитанников — выступления. Они помогают обучающимся наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придают им уверенности, становятся полезной певческой практикой, развивают желание к дальнейшему освоению песенного творчества. Через несколько лет обучения, дети прекрасно справляются с трудным и разнообразным репертуаром. Они получают эмоциональное удовлетворение от достигнутого, заметен их творческий рост, исполнительское мастерство позволяют им выступать не только в школьных концертах, но и участвовать в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Такой результат достигается только при тесном сотрудничестве всех участников воспитательной деятельности: учителей, учащихся, педагогов дополнительного образования, родителей и социальных партнёров, с которыми наша школа активно сотрудничает в рамках городских программ, конкурсов – МОУ ДОД ДДТ «Созвездие», ДДТ «Искорка», и т.д. А при интеграции ресурсов УДО и ОУ для развития творческой личности результаты работы становятся более продуктивными.
Успехи наших воспитанников, самое убедительное подтверждение правильности реализуемой системы нашей работы.
Литература:
Евладова Е.Б. «Пути развития внеучебной работы и дополнительного образования в современной школе// Классный руководитель.2002.№6
Щетинская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования // Внешкольник, 2000, №3.
Материалы инновационного проекта МАОУ СОШ №30 «Школа как центр творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования».
Материалы сайта http://www.prescool.km.ru/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" »
Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования
Антонен О.А. - педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №30 г. Томск,
Скворцова М.В.- учитель музыки, педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №30 г.Томск, morskaya006@mail.ru
Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость; Темны как ночь души его движенья... (В. Шекспир. Полное собрание соч. в 8 тт., т. 3, М., Искусство, 1958, стр. 300)
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
В системе дополнительного образования пение - средство разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Творческое развитие проявляется в разных видах деятельности: песенном, танцевальном, музыкально-игровом. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Первую мелодию, которую слышит ребенок - это песня матери. Она напевает, убаюкивая ребёнка. Это народная музыка. И она входит в быт ребёнка с раннего детства. Хоровое пение (народное, академическое) – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Ведь человеческим голосом, как музыкальным инструментом (самым естественным и "дешевым", по словам Б.В. Асафьева), пользоваться могут почти все дети.
По своему характеру, деятельность педагогов дополнительного образования, является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
В нашей школе созданы все условия для развития музыкально-творческих способностей ребенка и формирования музыкальной культуры. На основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ нами скорректированы и адаптированы образовательные программы по народному и академическому хору, с учетом потребностей и возможностей детей, условий дополнительного образования в нашей школе.
На своих занятиях мы реализуем основные принципы:
1.Минимум селекции - максимум развития. Отказ от традиционной селекции и переход к вокальному всеобучу. Пение, вокализация - это не удел избранных, а такой же навык, как чтение, счет, письмо и т.д.
2.Равные возможности для всех. Каждый воспитанник пройдет посильный для него участок пути, но, одухотворенный общей идеей, каждый поднимется гораздо выше, чем при одиночном восхождении.
3.Смена традиционных приоритетов. Голос ребенка первичен - это цель развития. Репертуар - вторичен, он - средство развития. В основе вокального воспитания - фонопедический метод развития певческого голоса В.В. Емельянова и другие традиционные распевания.
4.Репетиция вокальной группы - коллективный урок постановки голоса.
5.Воспитывать не только талант, но и личность.
В вокальные ансамбли мы принимаем всех желающих. Проверяем музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальную память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает и индивидуальную работу по постановке голоса. Навыки пения прививаем постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.
При правильно организованной работе хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся. На своих занятиях мы создаём атмосферу творчества, где ребята чувствуют себя комфортно и максимально раскрывают свои способности.
Также мы отметим положительное влияние пения на здоровье детей (осанку, дыхание и т.д.). Ведь главная задача педагога-хоровика состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Техника пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, дыхание, дикция, манера пения, отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей — в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным, ансамблевым и хоровым (народным или академическим) пением. Песенный репертуар подбираем соответственно певческому развитию детей и степени их владения вокально-техническими навыками, при этом учитываем интерес и желание детей.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятий (10-15 минут) и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.
Следует не забывать и о сочетании пения с хореографическими движениями. На наших занятиях это влияет и на качество хорового звучания, и способствует развитию необходимых вокально-хоровых навыков. Дети увереннее интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамблевой согласованности. Быстрее происходит и процесс усвоения нового материала. У юных певцов вырабатывается умение красиво двигаться, у некоторых заметно исправляется осанка.
Еще один из видов коллективной исполнительской деятельности обучающихся - игра на детских шумовых инструментах. Она стимулирует исполнительскую деятельность детей, способствует формированию художественного вкуса и интересов, воспитывает интерес к игре в группе, активизирует развитие музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальной формы и т.д.). Использование детских шумовых инструментов особенно полезно для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, для всех это - хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.
И, ещё один неотъемлемый вид деятельности на занятиях - игра. В ее основе лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе мы отдаём предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно исполнять мелодию. В играх такого плана ребята учатся передавать в движении художественный образ. В играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Но самое главное – через игру и русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети.
Большой интерес и творческий стимул для наших воспитанников — выступления. Они помогают обучающимся наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придают им уверенности, становятся полезной певческой практикой, развивают желание к дальнейшему освоению песенного творчества. Через несколько лет обучения, дети прекрасно справляются с трудным и разнообразным репертуаром. Они получают эмоциональное удовлетворение от достигнутого, заметен их творческий рост, исполнительское мастерство позволяют им выступать не только в школьных концертах, но и участвовать в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Такой результат достигается только при тесном сотрудничестве всех участников воспитательной деятельности: учителей, учащихся, педагогов дополнительного образования, родителей и социальных партнёров, с которыми наша школа активно сотрудничает в рамках городских программ, конкурсов – МОУ ДОД ДДТ «Созвездие», ДДТ «Искорка», и т.д. А при интеграции ресурсов УДО и ОУ для развития творческой личности результаты работы становятся более продуктивными.
Успехи наших воспитанников, самое убедительное подтверждение правильности реализуемой системы нашей работы.
Литература:
Евладова Е.Б. «Пути развития внеучебной работы и дополнительного образования в современной школе// Классный руководитель.2002.№6
Щетинская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования // Внешкольник, 2000, №3.
Материалы инновационного проекта МАОУ СОШ №30 «Школа как центр творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования».