Народная манера пения – это прежде всего условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук. Все это вместе с умением владеть дыханием, и есть народная манера пения, не похожая на «академическую» манеру.
В репертуарный план каждый педагог включает ту, или иную народную песню.
Пение в народной манере доступно детям, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении детей сольному пению в репертуаре всегда были русские народные песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному интонированию. Манера, в которой исполняется произведение , развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным.
При обучении народному пению нужно соблюдать всеобщие компоненты вокального искусства -- основные певческие навыки:
Правильное дыхание.
Единая манера звукообразования.
Подвижность артикуляционного аппарата.
Чистота интонирования.
Главным принципом обучения является сохранение певческой народной традиции:
Дыхание- протяжное, гибкое, подвижное.
Дикция, близкая разговорной речи;
Естественный, близкий звук;
Грудное звучание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Народная манера пения" »
Вступительная часть
Народная манера пения – это прежде всего условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук. Все это вместе с умением владеть дыханием, и есть народная манера пения, не похожая на «академическую» манеру.
В репертуарный план каждый педагог включает ту, или иную народную песню.
Пение в народной манере доступно детям, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении детей сольному пению в репертуаре всегда были русские народные песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному интонированию. Манера, в которой исполняется произведение , развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным.
При обучении народному пению нужно соблюдать всеобщие компоненты вокального искусства -- основные певческие навыки:
Правильное дыхание.
Единая манера звукообразования.
Подвижность артикуляционного аппарата.
Чистота интонирования.
Главным принципом обучения является сохранение певческой народной традиции:
Дыхание- протяжное, гибкое, подвижное.
Дикция, близкая разговорной речи;
Естественный, близкий звук;
Грудное звучание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На примере народной песни « Чтой на горке, на горе» можно услышать
народную манеру пения (брянской области), основанную на особенностях диалекта, муз. языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен. Послушайте фрагмент народной песни, заимствованной из фольклорного творчества. Исполнение ( преподавателем) фрагмента песни.
« Чтой на горке, на горе». Здесь ясно прослушивается особенности диалекта (местного говора), исполнение распевов, что и являлось традиционным в старину исполнение песни (определенной местности). Рассказав ребенку о народной песне, можно приступить к начальному этапу обучения.
Соблюдая состояния покоя во всём теле, для начала мы приведём в действие артикуляционный аппарат (щёки, губы, зубы, язык, нёбо верхнее и нижнее).
Упражнения: кончиком языка достать верхнее, затем нижнее нёбо;
толкаем языком щечки; « почистим зубки»; пощёлкаем языком меняя объем рта, чтобы звуковысотность щелчка менялась – представим как большие лошадки цокают медленно, маленькие-быстро и высоко.
2. Для того, чтобы научится красиво петь, нужно петь правильно. А что такое правильное пение? Это опора. Фундаментом, основой голосообразования является - Дыхание. Основа правильного дыхания - работа диафрагмой. Обнаружить её можно, допустим, покашлять, при этом бока и живот выступают вперёд. Это и есть работа диафрагмы. Вдох и выдох разделяются мгновенной паузой-остановкой дыхания, после чего начинается выдох.
3. Выполним дыхательные упражнения:
Имитируем работу пылесоса – взять дыхание - рёбра расширяются, живот немного втягивается, и выдыхать, как бы дуя на пушинку, не давая ей опуститься).
На полянке росли красивые, душистые цветы (нюхаем цветы – на счёт раз – три коротких вдоха в живот, на два – выдох из живота.)
Подул лёгкий ветерок (ш-ш-ш), затем сильнее и сильнее.
Кликать друг друга (Ау-у! Эй - й! – руки сложить у губ, подача голоса вперёд).
Насос - быстро откачивать воду (упражнение: встать прямо, слегка наклониться к полу, голова опущена – смотрит вниз. Короткий шумный вдох. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - выдох через нос и рот.
Надули много ярких воздушных шаров (упражнение глубокий вдох на 1, на 2 – выдох Ш-ш-ш, или С-с-с).
ДИКЦИЯ.
Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произнесение звуков с правильной артикуляцией, умение в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:
свободно опустить нижнюю челюсть;
беззвучно и протяжно на одном вдохе произносить гласные звуки А-а-а;
Я-я-я; О-о-о; Ё-ё-ё; И-и-и
произносить те же гласные звуки, но уже с голосом;
произносить согласные звуки сначала беззвучно, а затем с голосом С-с-с; З-з-з; Ш-ш-ш; Ж-ж-ж.
Упражнения для развития подвижности губ:
При вялости губ страдает чёткость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков У, Ю – требуется вытянуть губы вперёд трубочкой; звуков О, Ё – округлить, С, З – растянуть в улыбке.
попеременно чередовать – вытянуть губы в трубочку - растянуть их в улыбку;
Для отработки чёткости и ясности произнесения звуков и слов полезно использовать скороговорки. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося каждое слово, каждый звук. Постепенно темп ускоряется, но нужно следить за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась. Вот несколько скороговорок, используемых нами в работе:
Ехал Грека через реку, видит Грека в реке в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека-Цап.
2.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа была тупа.
Произноситься в медленном темпе тихо, затем темп увеличивать и произносить громче и с выражением удивления, с восторгом.
Пример упражнений на распевание.
Развитие голоса и манеры следует начинать с песен в пределах терции, кварты. Большую помощь, как это принято в народной традиции, разучивание попевок мы проводим «на слух», с голоса руководителя.
Попевка на одном звуке: « Ты моя- моя долина, ты моя-моя долина. Ты моя - я - я, ты долинушка моя». Четкое и ясное прозношение. Близко-высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку грудного резонирования.
Пение попевок следует начинать в пределах терции ,с постепенным увеличением интервала.
Упражнение №2 « Зелены луга» (применяется замена одной гласной на другую Е-э, Ы-э
Осваивать упражнение в умеренном темпе, постепенно доводить до быстрого. Помогает развитию подвижности голоса и выравниваю гласных: открытого «Е», задненёбного « Ы», округлого.
Кварта – душа народной песни. Квартовые скачки даются детям особенно легко. Попевка « Сидел Ваня, на диване, стакан чая, выпивал.
Выполнять упруго, энергично, отталкиваясь от диафрагмы по принципу движения мяча при движении вверх.
Направленность на активизацию мягкого нёба, языка и нижней челюсти.
Упражнение № 3 . « Соловей». Активизирует, « раскачивает» голос, приводит его в движение.
ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ.
В период разучивания песни используются следующие приёмы:
Прохлопываем сложные в ритмическом отношении места.
Проигрываются трудные мелодические обороты, пропеваем без музыкального сопровождения.
Работаем над чистотой интонации: по фразам. Следить за дыханием. Ощущать пульсацию, держать темп.
Добиваясь от ребёнка чёткой и ясной дикции, активной артикуляции в пении, мы с ним: проговариваем песенную фразу в разговорной манере, без напряжения мышц лица и гортани; пропеваем песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта; Важно сохранять в народном пении речевой характер артикулирования. Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах. А теперь мы Вам покажем пение со словами. Это свадебная обрядовая песня Брянского края, в которой используется характерный диалект данной области.
Заключение
Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения, научиться петь просто и естественно. Звук должен быть светлый, яркий и лёгкий. Нельзя петь резким, крикливым звуком. Прежде всего, руководитель должен отчётливо представлять, какую именно манеру будет осваивать ребенок. Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь,- один из принципов народного пения.
Список использованной литературы:
1. Каршинова Л. В. « Народная культура» :-Методическое пособие.-М.,2001.
2. Калугина Н.В. «Методика работы с русским народным хором.-М.,1977.
3.Мешко Н. « Искусство народного пения»: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2.-М.,2000.
4. Шамина Л.В. « Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей». Музыкальный фольклор и дети: научно-методическое пособие. Сост. Л. В. Шамина - М: РАН,1992.
5. Шамина Л. В. Школа русского народного пения.- М.,1997.