kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Народная манера пения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная манера пения – это прежде всего условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук.  Все это вместе с умением владеть дыханием, и есть народная манера пения, не похожая на «академическую» манеру.

 В репертуарный план каждый педагог включает ту, или иную народную песню.

Пение в народной манере доступно детям, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении детей сольному пению в репертуаре всегда были русские народные песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному интонированию. Манера, в  которой  исполняется произведение , развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным.                      

При обучении народному пению нужно   соблюдать  всеобщие компоненты вокального искусства -- основные певческие навыки: 

  1. Правильное дыхание.
  2. Единая манера звукообразования.
  3. Подвижность артикуляционного аппарата.
  4. Чистота интонирования.

 

Главным принципом обучения является сохранение певческой народной традиции:

 

  1. Дыхание- протяжное, гибкое, подвижное.
  2. Дикция, близкая разговорной речи;
  3. Естественный, близкий звук;
  1. Грудное звучание.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Народная манера пения" »

Вступительная часть

Народная манера пения – это прежде всего условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука; ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук. Все это вместе с умением владеть дыханием, и есть народная манера пения, не похожая на «академическую» манеру.

В репертуарный план каждый педагог включает ту, или иную народную песню.

Пение в народной манере доступно детям, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении детей сольному пению в репертуаре всегда были русские народные песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному интонированию. Манера, в которой исполняется произведение , развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным.

При обучении народному пению нужно соблюдать всеобщие компоненты вокального искусства -- основные певческие навыки:

  1. Правильное дыхание.

  2. Единая манера звукообразования.

  3. Подвижность артикуляционного аппарата.

  4. Чистота интонирования.



Главным принципом обучения является сохранение певческой народной традиции:



    1. Дыхание- протяжное, гибкое, подвижное.

    2. Дикция, близкая разговорной речи;

    3. Естественный, близкий звук;

  1. Грудное звучание.









ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



На примере народной песни « Чтой на горке, на горе» можно услышать

народную манеру пения (брянской области), основанную на особенностях диалекта, муз. языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен. Послушайте фрагмент народной песни, заимствованной из фольклорного творчества. Исполнение ( преподавателем) фрагмента песни.

« Чтой на горке, на горе». Здесь ясно прослушивается особенности диалекта (местного говора), исполнение распевов, что и являлось традиционным в старину исполнение песни (определенной местности). Рассказав ребенку о народной песне, можно приступить к начальному этапу обучения.

Соблюдая состояния покоя во всём теле, для начала мы приведём в действие артикуляционный аппарат (щёки, губы, зубы, язык, нёбо верхнее и нижнее).

Упражнения: кончиком языка достать верхнее, затем нижнее нёбо;

толкаем языком щечки; « почистим зубки»; пощёлкаем языком меняя объем рта, чтобы звуковысотность щелчка менялась – представим как большие лошадки цокают медленно, маленькие-быстро и высоко.

2. Для того, чтобы научится красиво петь, нужно петь правильно. А что такое правильное пение? Это опора. Фундаментом, основой голосообразования является - Дыхание. Основа правильного дыхания - работа диафрагмой. Обнаружить её можно, допустим, покашлять, при этом бока и живот выступают вперёд. Это и есть работа диафрагмы. Вдох и выдох разделяются мгновенной паузой-остановкой дыхания, после чего начинается выдох.

3. Выполним дыхательные упражнения:

Имитируем работу пылесоса – взять дыхание - рёбра расширяются, живот немного втягивается, и выдыхать, как бы дуя на пушинку, не давая ей опуститься).

На полянке росли красивые, душистые цветы (нюхаем цветы – на счёт раз – три коротких вдоха в живот, на два – выдох из живота.)

Подул лёгкий ветерок (ш-ш-ш), затем сильнее и сильнее.

Кликать друг друга (Ау-у! Эй - й! – руки сложить у губ, подача голоса вперёд).

Насос - быстро откачивать воду (упражнение: встать прямо, слегка наклониться к полу, голова опущена – смотрит вниз. Короткий шумный вдох. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - выдох через нос и рот.

Надули много ярких воздушных шаров (упражнение глубокий вдох на 1, на 2 – выдох Ш-ш-ш, или С-с-с).

ДИКЦИЯ.

Под дикцией понимается чёткое, ясное и отчётливое произнесение звуков с правильной артикуляцией, умение в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:

свободно опустить нижнюю челюсть;

беззвучно и протяжно на одном вдохе произносить гласные звуки А-а-а;

Я-я-я; О-о-о; Ё-ё-ё; И-и-и

произносить те же гласные звуки, но уже с голосом;

произносить согласные звуки сначала беззвучно, а затем с голосом С-с-с; З-з-з; Ш-ш-ш; Ж-ж-ж.

Упражнения для развития подвижности губ:

При вялости губ страдает чёткость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков У, Ю – требуется вытянуть губы вперёд трубочкой; звуков О, Ё – округлить, С, З – растянуть в улыбке.

Мотоцикл (упражнение: Бр-р, Бр-р-р-р - вибрация губами).

Полезно делать такие упражнения:

растянуть губы в улыбке;

попеременно чередовать – вытянуть губы в трубочку - растянуть их в улыбку;

Для отработки чёткости и ясности произнесения звуков и слов полезно использовать скороговорки. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося каждое слово, каждый звук. Постепенно темп ускоряется, но нужно следить за тем, чтобы чёткость и ясность произнесения не снижалась. Вот несколько скороговорок, используемых нами в работе:

Ехал Грека через реку, видит Грека в реке в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека-Цап.

2.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа была тупа.

Произноситься в медленном темпе тихо, затем темп увеличивать и произносить громче и с выражением удивления, с восторгом.

Пример упражнений на распевание.

Развитие голоса и манеры следует начинать с песен в пределах терции, кварты. Большую помощь, как это принято в народной традиции, разучивание попевок мы проводим «на слух», с голоса руководителя.

Попевка на одном звуке: « Ты моя- моя долина, ты моя-моя долина. Ты моя - я - я, ты долинушка моя». Четкое и ясное прозношение. Близко-высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку грудного резонирования.

Пение попевок следует начинать в пределах терции ,с постепенным увеличением интервала.

Упражнение №2 « Зелены луга» (применяется замена одной гласной на другую Е-э, Ы-э

Осваивать упражнение в умеренном темпе, постепенно доводить до быстрого. Помогает развитию подвижности голоса и выравниваю гласных: открытого «Е», задненёбного « Ы», округлого.

Кварта – душа народной песни. Квартовые скачки даются детям особенно легко. Попевка « Сидел Ваня, на диване, стакан чая, выпивал.

Выполнять упруго, энергично, отталкиваясь от диафрагмы по принципу движения мяча при движении вверх.

Направленность на активизацию мягкого нёба, языка и нижней челюсти.

Упражнение № 3 . « Соловей». Активизирует, « раскачивает» голос, приводит его в движение.

ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ.

В период разучивания песни используются следующие приёмы:

Прохлопываем сложные в ритмическом отношении места.

Проигрываются трудные мелодические обороты, пропеваем без музыкального сопровождения.

Работаем над чистотой интонации: по фразам. Следить за дыханием. Ощущать пульсацию, держать темп.

Добиваясь от ребёнка чёткой и ясной дикции, активной артикуляции в пении, мы с ним: проговариваем песенную фразу в разговорной манере, без напряжения мышц лица и гортани; пропеваем песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта; Важно сохранять в народном пении речевой характер артикулирования. Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах. А теперь мы Вам покажем пение со словами. Это свадебная обрядовая песня Брянского края, в которой используется характерный диалект данной области.

Заключение

Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения, научиться петь просто и естественно. Звук должен быть светлый, яркий и лёгкий. Нельзя петь резким, крикливым звуком. Прежде всего, руководитель должен отчётливо представлять, какую именно манеру будет осваивать ребенок. Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь,- один из принципов народного пения.









Список использованной литературы:

1. Каршинова Л. В. « Народная культура» :-Методическое пособие.-М.,2001.

2. Калугина Н.В. «Методика работы с русским народным хором.-М.,1977.

3.Мешко Н. « Искусство народного пения»: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2.-М.,2000.

4. Шамина Л.В. « Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей». Музыкальный фольклор и дети: научно-методическое пособие. Сост. Л. В. Шамина - М: РАН,1992.

5. Шамина Л. В. Школа русского народного пения.- М.,1997.

Приложения.

Нотный текст.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Народная манера пения"

Автор: Хохлова Наталья Николаевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "« Подготовка к обучению детей  пению народных песен» "
    ["seo_title"] => string(59) "podghotovka-k-obuchieniiu-dietiei-pieniiu-narodnykh-piesien"
    ["file_id"] => string(6) "128130"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415441857"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Исследовательская работа по музыке «Сохранение народных песенных традиций в городе Узловая»"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_po_muzyke_sokhranenie_narodnykh_pesennykh_traditsii_v_g"
    ["file_id"] => string(6) "514085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560087720"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Развитие навыков многоголосного пения и пения без сопровождения"
    ["seo_title"] => string(68) "razvitiienavykovmnoghogholosnoghopieniiaipieniiabiezsoprovozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459257031"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Навыки многоголосного пения и пения без сопровождения"
    ["seo_title"] => string(64) "navyki-mnoghogholosnogho-pieniia-i-pieniia-biez-soprovozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459257467"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по музыке: "Музыка в устном народном творчестве народов Приамурья""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokapomuzykiemuzykavustnomnarodnomtvorchiestvienarodovpriamuria"
    ["file_id"] => string(6) "297408"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456193376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства