Интегрированный урок: Ритмика. Фольклор. «Инсценировка русских народных песен.
Пояснительная записка: Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников. Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики и фольклора с школьниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса часы внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений в частности ритмики и фольклора.
Цель: Формирование умения свободного исполнения русских народных песен и танцев.
Задачи: Образовательная:
-продолжить работу над постановкой песни и танца;
Развивающая:
-развивать интерес учащихся к народному пению;
-развивать музыкальные и танцевальные способности, слух, чувство ритма, память, ансамбля.
Воспитательная:
- прививать учащимся интерес и любовь к русскому фольклору,
-воспитывать любовь к народной песне и танцу;
Оборудование и материалы:
музыкальный инструмент (фортепиано),
-баян;
Методическое обеспечение занятия:
- таблица настроений для рефлексии;
-нотный материал;
-платочек для игры;
- карточки с текстами песен;
- иллюстрации
Форма урока: практическая работа.
План урока:
- Организационный момент
- Распевание и разминка
- Хороводная песня «Верба» - пение и танец
- Игра
- Шуточная песня «Как у бабушки козел» - пение и танец
- Итог урока
- Рефлексия
- Выход из класса под музыку
Ход урока:
1.Организационный момент.
Звучит народная композиция в исполнении концертмейстера. Дети входят в класс.
Учитель- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.
-Итак, вы готовы к работе?
-Тогда начнем. Сейчас я предлагаю вам взять каждому таблицы настроения и отметить скрепкой то настроение, которое у вас на данный момент присутствует.
2. Распевание.
-В начале нашего урока я как обычно предлагаю вам заняться комплексом вокальных упражнений которые называются – распевкой. А что такое распевка? Ответы детей.
- Правильно, распевка - это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. А для чего нам нужны распевки?
-Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки. Распеваться нужно на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Сегодня во время распевки мы будем не только тренировать наши связки, но и наше тело, наши мышцы.
-Первое упражнение – «Скок-скок-поскок».
Скок-скок-поскок,
Молодой дроздок.
По водичку пошел
Молодичку нашел.
Распевка пропевается, а затем соединяется с движением.
Учитель: А сейчас мы с вами немного расслабимся и дадим возможность отдохнуть нашим плечикам, шее и спине. Давайте встанем и исполним распевку «Я не знаю, как мне быть». После исполнения распевки дети берут глубокое дыхание и при наклоне корпуса резко выдыхают произнося: «Сам уснул!»
Я не знаю, как мне быть,
Как мне Ваню спать ложить.
Исполняют распевку.
Следующее упражнение на дыхание и называется оно «Раздуйся пузырь»
Раздуйся пузырь,
Раздувайся пузырь.
Пузырь лопнул
Воздух лопнул.
Воздух вышел, вышел вон.
Разучивание и исполнение распевки.
3.Хороводная песня «Верба» - пение и танец
Учитель -! А сейчас, ребята, мы с вами повторим песни, которые разучили на прошлых занятиях, но для начала давайте ка вспомним, что такое хоровод?
ХОРОВОД - древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов. Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Реки, озера, луга, погосты, рощи, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные. Праздничные хороводы есть самые древние: для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги.Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. В хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Девушки демонстрировали свои наряды, яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали. Наша хороводная песня «Верба» - игровая, и мы её с вами сейчас обыграем.( во время рассказа учитель демонстрирует иллюстрации с хороводами).
Дети с учителем обыгрывают каждый куплет песни, а затем под баян соединяют песню в целом.
1 куплет: дети стоят в полукруге. Девочки через одну, проходят в центр полукруга и руками показывают движение веточек, затем проходят по кругу и встают на свои места.
2 куплет:следующие девочки так же выходят в центр полукруга, выполняют движение по кругу взявшись за руки и снова встают на свои места.
3 куплет: все дети из полукруга образуют два круга, показывая этим как вьется гнездо.
4 куплет: в центр одного круга выходит мальчик, а в центр другого круга девочка. (канарейка и соловей).
5 куплет: дети открывают два круга в полукруг, а девочка и мальчик подходят друг к другу и танцуют в паре.
ВЕРБА.
Верба, верба, вербочка
Вербочка кудрявая.
Ой да, ой да, ой люли,
Вербочка кудрявая.
Вербу дождичком не мочет
Вербу ветер не берет.
Ой да, ой да, ой люли,
Вербу ветер не берет.
Вербу ветер не берет да
Канарейка гнездо вьет.
Ой да, ой да, ой люли,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка Оленька, да
Соловейка Коленька.
Ой да, ой да, ой люли,
Соловейка Коленька.
Люди спросят: «Чей такой?»
Оля скажет: «Милый мой!»
Ой, да, ой да, ой люли,
Оля скажет: «Милый мой!»
4.Игра.
Учитель: - Сейчас ребята мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Платочек». Давайте встанем в круг, и я объясню вам условия игры. Вы будете под музыку передавать друг другу платочек, как только музыка остановится, тот, у кого в руках останется платочек исполнит нам один куплет из песни, которую мы с вами разучили сегодня на уроке. Далее игра продолжится.
Проходит игра.
5.Шуточная песня «Как у бабушки козел» - пение и танец
Учитель: А сейчас, ребята, мы вспомним с вами шуточную, игровую песню «Как у бабушки козел». Исполняли эту песню в старину на Зимних святках как колядку. Колядки — святочные народные песни, которые исполнялись во время обряда колядования. Колядова?ние — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей. Парни и девушки, дети собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Группу возглавлял мехоноша с большим мешком. Часто колядующие рядились – то есть переодевались, становились ряжеными: нищими, стариками, животными (особенно распространен был образ козла или козы). Одежда эта представляла собой то, что мы бы назвали «рванина», а также шкуры и маски. Если хозяева отказывали в угощении – ряженые могли и похулиганить. Но обычно хозяева сами зазывали – для собственного благополучия, «чтоб свиньи велись». Ведь ряженые – это тоже духи предков. Они желают добра, и их нужно уважить. (во время рассказа учитель демонстрирует иллюстрации обряда колядования).
Мы с вами сейчас представим себя колядовщиками и инсценируем песню «Как у бабушки козел».
Дети с учителем обыгрывают каждый куплет песни, а затем под баян соединяют песню в целом.
1 куплет: дети стоят в полукруге, в центр которого выходит мальчик, изображая козла.
2 куплет: дети образуют два круга, а козел проходит между ними, изображая прогулку по лесу. В конце куплета все встают в полукруг.
3 куплет: козел стоит по центру, а из полукруга выходят мальчики (волки), обходя козла по кругу.
4 куплет: поворачиваясь лицом к козлу, волки подходят к нему и отходят назад (нападают).
5 куплет: мальчики (волки) выполняют движение: пятка-притоп 2 раза и расходятся в полукруг на свои места.
6 куплет: козел выполняет присядку, берется руками за голову, качая ею (болит голова) и уходит на свое место в полукруг.
1. Как у бабушки козел,
У Варварушки козел.
Тыр-тыр, тыры-ры,
У Варварушки козел.
2. Попросился козел
У бабушки во лесок.
Тыр-тыр, тыры-ры,
У бабушки во лесок.
3. Как на встречу козлу,
Идут семеро волков.
Тыр-тыр, тыры-ры,
Идут семеро волков,
4.Ну, давай-ка, козел,
Мы поборемся.
Тыр-тыр, тыры-ры,
Мы поборемся.
5. А как волк козла
Поборол со зла.
Тыр-тыр, тыры-ры,
Поборол со зла.
6. Его ноги на дороге
Голова в кустах
Тыр-тыр, тыры-ры
Голова в кустах.
7. Итог урока:
Учитель: - Итак, дети, подведём итоги урока: какие русские народные песни мы сегодня с вами исполняли? А какие из них больше всего понравились, запомнились, почему? А что больше всего вам понравилось на уроке?
8.Рефлексия: - А сейчас ребята, давайте вспомним о наших таблицах настроения, возьмем их и отметим скрепкой настроение какое оно у вас сейчас. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!
9.Выход из класса.
Звучит мелодия русской народной песни в исполнении концертмейстера. Под музыку из кабинета выходят дети 1 класса.
Литература по ритмике:
- Великович Э.И. Здесь танцуют, – Л., 1974.
- Лифиц И.В. Ритмика, – М., 1989.
- 3. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей, – М., 1989.