Урок по развитию речи в 8 классе.
Подготовил учитель Шувалова И.Л.
Тема «Человек. Части тела»
Цель: Знакомство с понятием «человек ».
Задачи:
Коррекционно-образовательная: обогащать знания по данной лексической теме; развивать связную речь; обогащать слов.запас; учить обр-ть форму мн.ч. И.п.сущ-х; учить соглас-ть сущ-е с числ-ми; учить обр-ть сущ-е с суф.уменьшения и увеличения.
Коррекционно -развивающая: :; развивать логическое мышление, общую моторику.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать заботливое отношение к своему организму.
Оборудование: фотографии с изображением людей разного возраста; изображения отдельных частей тела; мячики; цветные карандаши; разрезные картинки; иллюстративный материал; зеркала по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент
Воспитатель:- Ребята, сегодня к нам пришел Колобок и принес фотографии. Давайте расскажем Колобку, кто изображен на них?
- Как можно назвать их одним словом? (люди)
- Чем отличаются люди друг от друга? Обратите внимание на возраст, рост, вес, цвет глаз, цвет волос.
- А теперь ответьте, что общего у таких разных на вид людей? (люди похожи друг на друга формой своего тела)
- Значит колобок тоже человек?
-А разве Колобок похож на людей? Чем отличается он?
2. Основная часть
Работа со схемой «Человек»
- Из каких частей состоит наше тело? (голова, шея, туловище, руки, ноги)
- Возьмите каждый на столе конверт. А теперь давайте соберем человека из частей.
-Как вы думаете, какая часть самая главная? (голова)
- На чем держится голова? (на шее)
- Самая большая часть нашего тела? (туловище)
- А главные помощники нашего тела, это.? (руки и ноги)
- По сколько рук и ног у человека? Давайте поиграем в игру:
Игра «Чего у тебя сколько?»
1 – голова, лоб, нос, шея, грудь, живот, спина, …
2 - …, 5 - …, 10 - …, 20 - ….
-А сейчас поиграем в игру :
Игра «Покажи и назови».
Взрослый называет различные части тела, а дети их показывают.
Взрослый показывает различные части тела, а дети их называют.
рука, палец, ноготь, ладонь, кисть, нога,колено, спина, живот,глаз,нос,рот,ухо,плечо,локоть,запястье,ступня,пятка,голень,бедро,грудь,шея,
бровь,ресницы,лоб,висок, скула,ноздря,затылок,темя,мочка,чёлка,усы,борода,подбородок.
А сейчас я предлагаю обвести свою руку. Как называется каждый палец? (подпиши и сравни с изображением на доске).* Это указательный палец…
Пальчиковая гимнастика с мячиком
1.Покатайте массажный мяч в ладонях вперед - назад.
2.Покатайте мяч круговыми двежениями как"колобок".
3.Перебираем мяч пальчиками на себя и от себя.
4.Подбрасываем и ловим мяч перед собой.
5.Крепко сжимаем мяч в ладошках.
6.Перекладываем мяч с одной ладошки в другую.
Загадки
-Сегодня для вас я приготовила загадки. А помогут их разгадать вам волшебные зеркала. (Каждому ребенку дается зеркало)
- Итак, слушайте:
Брат с братом через дорогу живут.
А один другого не видят (глаза)
- Внимательно посмотрите на себя в зеркале. Как вы думаете, что это?
- Правильно, это глаза. Слушаем следующую загадку.
-Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
-Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (Нос)
-Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы)
-Отворю хлевец, покажу стадо белых овец. (Зубы и рот)
Отгадывание загадок сопровождается показом иллюстраций.
Физкультминутка «Части тела».
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
(О.И.Крупенчук)
- А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Четвёртый лишний».
Мальчик, спина, девочка, старушка. – …
Банан, язык, зубы, нёбо. - …
Нога, колено, тапок, пятка. - …
Пальцы, ладонь, пятка, локоть. - …
Волосы, уши, глаза, спина. - …
Рога, копыта, пятки, хвосты. - …
Ходить, бегать, нюхать, прыгать. - …
Читать, слышать, видеть, смотреть. - …
- Следующая игра “Доскажи словечко”. Я начинаю предложение, вы заканчиваете.
- Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами.? (смотрим). Носом.? (дышим, нюхаем). Ртом.? (едим, пьем, говорим). Руками.? (берем, держим). Пальцами.? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами.? (ходим, бегаем, прыгаем).
- И еще игра :
Игра «Один – много».
рука - руки
палец - пальцы
ноготь - ногти
ладонь – ладони
кисть - кисти
нога - ноги
колено - колени плечо - плечи
локоть - локти
ступня - ступни
пятка - пятки
голень - голени
бровь - брови ресница - ресницы
висок - виски
скула - скулы
ноздря - ноздри
ус - усы
борода - бороды глаз - глаза
рот - рты
ухо - уши
бедро - бёдра
лоб - лбы
Игра «Великан и карлик».
зуб – зубик – зубище
нос – носик – носище
рот – ротик – ротище
губа – губка – губища
усы – усики – усищи
голос – голосок – голосище
кулак – кулачок – кулачище
борода – бородка – бородища голова – головка – головища
ноготь – ноготок – ногтище
нога – ножка – ножища
рука – ручка – ручища
глаз – глазик – глазище
сила – силёнка - силища
3. Итог занятия
-Ребята, колобок тоже хочет быть похожим на людей.
-А давайте представим, что у Колобка появились как у человека все части тела. Нарисуем его портрет и подарим ему.
(Дети рисуют портрет Колобка и дарят ему)
- Спасибо, вам ребята. Колобок красивый на ваших рисунках и похож на человека.
Спасибо за урок. До свидания!