Тема: «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».
Цели и задачи урока:
1. Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.
2. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.
3. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.
Оборудование:
1. Интерактивное учебное пособие «Эволюционное учение».
2. Модели предшественников человека.
3. Раздаточный материал.
План урока:
1. Происхождения человека, история вопроса.
2. Систематическое положение человека.
3. Доказательства происхождения человека от животных.
4. Эволюция человека.
5. Закрепление знаний по теме.
Ход урока.
Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.
В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
В Книгах «Происхождение человека и половой отбор», «О выражении эмоций у человека и животных» Ч. Дарвин приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Распространив на человека основные положения эволюционной теории, Ч.Дарвин проблему происхождения человека ввёл в русло естественнонаучных исследований. Прежде всего он доказал происхождение человека «от нижестоящей животной формы». В книге «Происхождение человека (1871) Ч. Дарвин убедительно доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с человекообразными обезьянами.Тем самым человек был включён в общую цепь эволюционных изменений живой природы, протекавших на Земле в течение сотен миллионов лет. Однако Ч.Дарвин этим не ограничился. На основании сравнительно анатомических, эмбриологических данных, указывающих на огромное сходство человека и человекообразных обезьян, он обосновал идею их родства, а, следовательно, и общности их происхождения от древнего исходного предка. Так родилась «обезьянья» теория антропогенеза.
Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.
Основные группы доказательств происхождения человека от животных:
1. Палеонтологические.
2. Эмбриологические.
Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):
Царство | Животные |
Подцарство | Многоклеточные |
Тип | Хордовые |
Подтип | Позвоночные, или Черепные |
Класс | Млекопитающие |
Отряд | Приматы |
Секция | Узконосые обезьяны |
Семейство | Гоминиды |
Род | Человек |
Вид | Человек разумный |
Таково наше положение в системе органического мира.
Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родствен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам.
Работа с раздаточным материалом.
Работа с интерактивным учебным пособием «Эволюционное учение».
О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.
Вспомним понятия «рудименты» и «атавизмы» (запись в тетрадях).
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.
Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.