kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи по теме "Насекомые" в 4 классе специальной коррекционной школы 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи состоит из семи этапов. На первом этапе выполняются    упражнения, оказывающие лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга, осуществляется  массаж подушечек пальцев рук.

Далее для коррекции мышления выполняется упражнения на классификацию, учащиеся работают со схемой    «Природа».

На следующем этапе учитель знакомит детей с темой урока. Для этого учитель предлагает найти в цепочки букв слово.

На этапе актуализации знаний  обучающиеся разгадывают кроссворд о насекомых. В конечном результате у них появляется слово «насекомые».

На этапе работы над новой темой учитель во вступительном слове кратко знакомит детей с историей появления насекомых:  «Много миллионов лет назад на земле появились насекомые. Они жили    везде: на полях, лугах, в лесах, водоёмах. За 400 миллионов лет до       появления человека на Земле уже жили – летали, ползали, прыгали – существа, всем нам известные насекомые. Правда, в то далёкое время они мало напоминали теперешних букашек: в лесах  тогда   обитали гигантские жуки, стрекозы с метровым размахом          крыльев. А  питались насекомые лягушками, которые были ростом с   бегемота…

Далее просит рассмотреть насекомых разных по форме, размеру, окраске и найти у них общие признаки. В процессе работы дети приходят к выводу, что насекомые – это животные, у которых 6 ног.  Более подробно рассматривается строение тела муравья, называются части его тела».

Учитель предлагает рассмотреть представленных животных и выбрать среди них насекомых. Данное упражнение позволяет ещё раз закрепить знание о том, что у насекомых 6 ног.

Учитель знакомит детей с полезными и вредными насекомыми, объясняет значение насекомых в жизни людей.

 -Божьи коровки прожорливые хищники. Они питаются другими более мелкими насекомыми: тлёй, белокрылкой и т.д. Поедая вредных насекомых, божьи коровки становятся верными друзьями человека, спасая садовые растения.

-Муравьи общественные насекомые, обитающие на земле и деревьях по всему миру. Живут они большой семьёй в муравейниках. У них своя система общения. Благодаря общению муравьи способны выполнять работу, которую не выполнит ни одно насекомое. Муравьи поддерживают отношения с некоторыми другими насекомыми. Так, например, тля снабжает муравьёв пищей, а муравьи защищают её от врагов. Главная пища муравьёв – насекомые. Муравьи охотятся на них или собирают мёртвых. Ещё они очень любят сладкое. Кроме этого муравьи могут питаться соком растений, нектаром, семенами, грибами.

 -А какое ещё насекомое живёт большой семьёй.

- Как называется её дом?

Далее следует физминутка, во время которой учащиеся снимают накопившееся напряжение.

На этапе закрепления изученного материала дети работают над образованием прилагательных. Предлагаются такие задания как: « У стрекозы большие глаза. Она ….. (большеглазая). Пчела много трудится. Она … (трудолюбивая). Божья коровка приносит пользу. Это … (полезное) насекомое».

Следующее упражнение- это классификация насекомых по признакам «вредные» и «полезные». ». На столе учителя лежат картинки с изображением  насекомых, перевёрнутые изображением вниз.

            Ученик выходит к доске, открывает картинку (только для себя), описывает изображённого животного классу и просит «поселить» это насекомое в соответствующую группу.  Объяснить свой выбор.

Класс не видит картинки до тех пор, пока кто-то правильно не назовёт насекомое, изображённое на ней.

В конце урока  учащимся предлагается составить рассказ – описание какого-либо насекомого. Для помощи детям предлагаются наводящие вопросы, используя которые они описывают выбранное ими насекомое:

 1)        О чём мы скажем сначала? (Как называется это насекомое)

2)         Потом определим, кто это: птица, рыба, насекомое или зверь? Сделаем вывод: потому что…

3)         Назвать части тела.

4)         Как называется его дом?

5)         Чем оно питается?

6)         Вредное оно или полезное?

Обучающиеся самостоятельно составляют рассказ-описание.

Подводя итоги урока, учитель выясняет понравился ли урок детям, что им понравилось больше всего.

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: Насекомые.

Цели:

  • Уточнение и расширение представлений о насекомых; отработка умений составлять рассказ – описание;

  • Коррекция мышления на основе упражнения в классификации;

  • Воспитание эмоциональной адекватности.

Ход урока.

  1. Упражнения, оказывающие лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга. Массаж подушечек пальцев рук.

  2. Упражнения на классификацию: работа со схемой «Природа». -Найти на схеме место для рыб, собаки, птицы…

Слайд …

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны найти слово, которое спряталось в цепочки букв. Слайд …

-Итак, сегодня мы будем говорить о насекомых.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете насекомых.

Разгадывание кроссворда. Слайд …

-Какое слово у нас получилось? (насекомое)

Словарная работа:

-Ребята, давайте внимательно посмотрим на это слово.

-Какие гласные буквы выделены в этом слове. Определите, куда падает ударения. Проговорим это слово хором по слогам.

  1. Работа над новой темой урока.

А) Рассказ учителя.

Много миллионов лет назад на земле появились насекомые. Они жили везде: на полях, лугах, в лесах, водоёмах. За 400 миллионов лет до

появления человека на Земле уже жили – летали, ползали, прыгали –

существа, всем нам известные насекомые. Правда, в то

далёкое время они мало напоминали теперешних букашек: в лесах

тогда обитали гигантские жуки, стрекозы с метровым размахом

крыльев. А питались насекомые лягушками, которые были ростом с

бегемота…

Б) Слайд…

-Обратите внимание, на них какие они разные по форме, по размеру, по цвету. Но всё же давайте попробуем найти у них общие признаки.

-Тело насекомых состоит из головы, груди, брюшка.

-У всех насекомых 6 ног.

Вывод: насекомые – это животные, у которых 6 ног.

В) Слайд …

- Как называется это насекомое? (муравей)

- Ещё раз рассмотрим строение его тела.

….

Г) Слайд …

Посмотрите на эту таблицу и ответьте на вопрос: где живут насекомые?

-Насекомые живут в воздухе, в земле, в воде.

Д) Слайд…

-Рассмотрите фотографии этих животных. Какие из них являются насекомым, а кто нет. Почему?

-Божьи коровки прожорливые хищники. Они питаются другими более мелкими насекомыми: тлёй, белокрылкой и т.д. Поедая вредных насекомых, божьи коровки становятся верными друзьями человека, спасая садовые растения.

-Муравьи общественные насекомые, обитающие на земле и деревьях по всему миру. Живут они большой семьёй в муравейниках. У них своя система общения. Благодаря общению муравьи способны выполнять работу, которую не выполнит ни одно насекомое. Муравьи поддерживают отношения с некоторыми другими насекомыми. Так, например, тля снабжает муравьёв пищей, а муравьи защищают её от врагов. Главная пища муравьёв – насекомые. Муравьи охотятся на них или собирают мёртвых. Ещё они очень любят сладкое. Кроме этого муравьи могут питаться соком растений, нектаром, семенами, грибами.

-А какое ещё насекомое живёт большой семьёй.

- Как называется её дом?

Физминутка.

  1. Закрепление изученного материала.

А) Дополните предложение:

У стрекозы большие глаза. Она ….. (большеглазая).

Пчела много трудится. Она … (трудолюбивая).

Божья коровка приносит пользу. Это … (полезное) насекомое.

Б) Классификация насекомых .

На доске прикреплены две карточки со словами: «Полезные насекомые», «Вредные насекомые». На столе учителя лежат картинки с изображением насекомых, перевёрнутые изображением вниз.

Ученик выходит к доске, открывает картинку (только для себя), описывает изображённого животного классу и просит «поселить» это насекомое в соответствующую группу. Объяснить свой выбор.

Класс не видит картинки до тех пор, пока кто-то правильно не назовёт насекомое, изображённое на ней.

В) Составление описательного рассказа по таблице.

- Сейчас мы с вами попробуем описать какое – нибудь насекомое.

-Рассмотрите таблицу внимательно.

-Расшифруйте изображённые на ней знаки.

  1. О чём мы скажем сначала? (Как называется это насекомое)

  2. Потом определим, кто это: птица, рыба, насекомое или зверь? Сделаем вывод: потому что…

  3. Назвать части тела.

  4. Как называется его дом?

  5. Чем оно питается?

  6. Вредное оно или полезное?

Индивидуальная работа: по рисунку на карточке составить предложение.


  1. Подведение итогов урока.



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Н А С Л К О М Ы Е Б Б О Ч К Ё А А О М Ш Ч Ь О М А Р У Х А Л С Т Р К Е Е П З А К У З Е Ч И К М У Р А В Й Н А С Е К О М Ы Е 2 3 4 5  7. Ходит ходок  через потолок,  Всем надоедает,  здоровью угрожает.  А как осень придёт, Ещё и кусаться начнёт. 8. Домовитые хозяйки  Пролетают над  лужайкой.  Похлопочут над  цветком -  Он поделится медком.  5. Не зверь, не птица —  4. Звучит труба басисто.  3. Те, с кем рядом я Не трогайте солиста! Пускай садится на цветок И пьёт в антракте сладкий  сок.  жужжала, Помнят - у меня есть жало И на брюшке полоса, Потому что я - ….  Нос, как спица.  Летит — пищит,  Сядет — молчит.  Кто его убьёт, Тот кровь свою прольёт.  1.  Прыгает пружинка -  зелёная спинка. С травы - на былинку,  с ветки на тропинку. 6   2. Над цветком  порхает, пляшет,  Веерком узорным  машет. 7   6 . Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. 9. Кто в лесу без топоров  Строит избу без углов? 8  9

Н

А

С

Л

К

О

М

Ы

Е

Б

Б

О

Ч

К

Ё

А

А

О

М

Ш

Ч

Ь

О

М

А

Р

У

Х

А

Л

С

Т

Р

К

Е

Е

П

З

А

К

У

З

Е

Ч

И

К

М

У

Р

А

В

Й

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

2

3

4

5

7. Ходит ходок

через потолок,

Всем надоедает,

здоровью угрожает.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт.

8. Домовитые хозяйки

Пролетают над

лужайкой.

Похлопочут над

цветком -

Он поделится медком.

5. Не зверь, не птица —

4. Звучит труба басисто.

3. Те, с кем рядом я

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий

сок.

жужжала,

Помнят - у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я - ….

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт.

1. Прыгает пружинка -

зелёная спинка.

С травы - на былинку,

с ветки на тропинку.

6

2. Над цветком

порхает, пляшет,

Веерком узорным

машет.

7

6 . Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

9. Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов?

8

9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевченко Ольга станиславовна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171622

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства