Тема: « Дикие животные: заяц».
Цель: уточнить и расширить представления детей о зайце как представителе
диких животных.
Задачи:
- активизация словаря; образование притяжательных прилагательных.
- формирование умения составлять рассказ- описание по плану.
- коррекция мышления на основе упражнений в анализе- синтезе; сравнении.
- воспитание мотивации к учению.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, конверты с « осколочными» картинками зайца, картинный план, детские книги.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Рапорт дежурных.
Сегодня мы дежурные,
Дежурим каждый раз.
Мы доску вытираем,
Проветриваем класс.
Сегодня …марта. Третий день недели: среда. Сейчас 2 урок развития речи. Выполняем зарядку.
а) достать ушком до плечика.
б) дровосек
в) часики
г) мячики
д) солнышко- земля
Сядет тот, кто отгадает загадку:
1.Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? ( белка)
2.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. ( медведь)
3.Кто колючий, словно ёлка,
Носит на спине иголки? (ёж)
4.И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст и спит,
Кочерыжку съест – и сыт. ( заяц)
5.Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? ( волк)
6.Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. ( лиса)
7.Кто пчелиный любит мед,
Лапу кто зимой сосет? ( медведь)
8.Есть у нас такой обычай-
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки,
Кто мы - лисы или волки? ( волки)
9.Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? ( белка)
На доске – картинки- отгадки диких животных.
Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга и гостей.
Скажем « здравствуйте» руками,
Скажем « здравствуйте» глазами,
Скажем « здравствуйте» мы ртом,
Будет радостным наш дом.
( дети проговаривают стишок в парах, глядя друг на друга).
2.Введение в тему.
- Как можно назвать одним словом всех животных? ( дикие)
- Почему? ( живут в лесу)
Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным. Попробуйте отгадать, кто это? Расшифруйте тему нашего урока.
(В верхнем ряду в фигурах буквы: я,з,ц,а. В нижнем ряду нужно расставить буквы в соответствии с фигурами.) Получится слово «заяц».
3.Изучение нового материала.
Выставляется несколько изображений зайца.
- Кто изображён?
- Какие уши? ( показ.)
- Какой хвост? ( показ.)
- Какие лапы у зайца?
Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперёд сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние.
Поэтому в гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем. Даже есть такая поговорка: « В гору – бегом, а с горы – кувырком».
- Чем покрыто тело зайца?
- Какая у зайца шерсть?
Весной и летом шубка на зайце серая. А осенью меняет заяц шубку серую летнюю на белоснежную, тёплую и пушистую.
-Как вы думаете зачем?
Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем; ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят.
- Немало врагов подстерегает зайца. Кто?
Волк, лиса, сова, ястреб, орел. Заяц – зверёк на редкость беззащитный. Единственное спасение – быстрые ноги. Он бежит со скоростью 80 км/ч. ( с такой скоростью движутся машины).
Часто зайца называют трусливым. Но охотники хорошо знают, что зайцы выдержаны и осторожны, а ещё находчивы. Спасаясь от погони заяц запутывает свои следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или собак.
- А почему зайца в народе « косым» называют?
Да потому, что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверёк может видеть, что делается сбоку и даже сзади.
- А чем питается заяц?
Летом вдоволь сочных трав и сладких кореньев. А зимой корма в лесу маловато. Зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят в огород и обгрызают капустные кочерыжки, едят морковку, обгладывают стволы деревьев.
4.Физминутка . ( про зайца).
5.Закрепление изученного.
- Рассказать про зайца по картинному плану. ( 2-3 человека).
- Составление « осколочной» картинки зайца. Дети работают за партами и 2 ученика у доски. Далее проговорить с детьми: заячья морда, заячьи уши, заячьи лапы, заячий хвост.
- Закончи предложения:
- Заяц живёт в …
- Уши у зайца длинные, а хвост…
- Задние лапы у зайца длинные, а передние…
- Заяц зимой белый, а летом…
- От врагов зайца спасают быстрые…
- Заяц ест…
- Заяц является героем многих русских народных сказок. Какие вы знаете сказки? ( показ книг). Какой заяц в этих сказках?
6. Итог урока. Оценивание учащихся. Рефлексия.