1.2 « Экономическая разминка»- на закрепление пройденного материала.
2.1. Ввод в тему, сообщение задач занятия
Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием «Семейный бюджет»
Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы.
И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
2.2 Словарная работа.
Бюджет- в переводе с английского означает денежная сумка. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи- это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы- затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет- это своеобразный план семьи. А с планом жить намного легче.
Для чего составляется бюджет? Чтобы заранее знать источники доходов и предстоящие расходы. Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
-А есть ли бюджет у нашего государства?
Дети: да, есть.
- Кто его составляет?
Дети: правительство, министры.
- Он обсуждается в различных государственных органах, рассматривается и утверждается нашим президентом.
- А кто планирует бюджет в семье, как вы думаете?
Дети: мама, папа, вся семья.
- а кто в вашей семье будет планировать бюджет?
Ролевая игра «Источники доходов семьи»
Воспитатель распределяет роли и раздает реквизиты
1.Бабушка- платок, очки
2.Папа – галстук
3.Мама – фартук, кукла
4.Старшему брату - студенческий билет, учебник.
Задание: назовите источник доходов этой большой и дружной семьи (дети называют источники доходов этой семьи и раздают каждому члену семьи карточку с надписью: пенсия, з/плата, пособие, стипендия)
2.3. А теперь выполним другую работу. На экране монитора вы видите слова: зарплата,пенсия, стипендия, пособие, проценты с депозита, выигрыш лотереи, кварплата, транспортные услуги, продукты, одежда, развлечение, моющие средства.
Задание: Распределите в два столбика: Доходы и Расходы.
На экране правильное выполнение задания
Доходы
Расходы
Зарплата
Пенсия
Стипендия
Пособие
% с депозита
Выигрыш лотереи
Квартплата
Транспортные услуги
Продукты
Одежда
Развлечение
Моющие средства
Дети проверяют правильность выполнения задания
Каждая семья помимо доходов имеет расходы, давайте на примере нашей таблицы разберем, какие бывают расходы.
1.Коммунальные услуги. Что входит в коммунальные услуги? – оплата за свет, воду, тепло, телефон, вывоз мусора.
- Как сэкономить? – Бережно расходовать электроэнергию, устанавливать счетчики.
Самое главное вовремя платить за коммунальные услуги, чтобы не накапливать большие долги.
2. Транспортные услуги. В условия большого города полезно подсчитать выгоден или нет проездной билет. Если добираться на двух автобусах до места работы, тренировок, то выгодно конечно купить проездной.
3. Продукты- основная статья расходов (главная потребность человека). Многие умелые хозяйки, когда им нужно сэкономить, резервы ищут именно здесь. Для того чтобы сэкономить в доме нужно постоянно иметь определенный запас продуктов: крупы, макароны, сахар, мука, масло, яйца. Имея такой запас продуктов вы можете продумать меню заранее. Экономить вам позволит, например, список необходимых продуктов, составленный перед походом в магазин. Сравнение цен на одни и те же продукты в разных магазинах, скидки в конце дня или рекламные акции, закупки на оптовом рынке или в магазине эконом-класса позволят вам экономить без ущерба для качественного и количественного состава вашего домашнего меню.
4. Одежда- как можно сэкономить?- правильно подбирать свой гардероб, бережно носить, хранить, стирать вещи, чтобы они служили долго; уточнять места где идут скидки, распродажи, одна и таже вещь в дорогом торговом доме будет стоить в два раза дороже, чем вы ее купите на рынке.
5. Развлечение- эта статья расходов должна предусмотреть возможность посещения театра, кино, покупку дисков, подарков. Как можно здесь сэкономить?
6. Моющие средства- здесь всегда можно найти источники экономии. Моющие средства брать в больших упаковках, в оптовых магазинах, причем не обязательно брать импортные средства, отечественный товар по своему качеству не хуже, зато ценой дешевле.
Физминутка
2.4. Практическое задание
Задание: помогите семье из трех человек (муж, жена, трехлетний ребенок), распределить расходы за месяц, подсчитать какой результат ожидает эту семью.
Итак, экономить на основных продуктах питания нельзя, не оплачивать за коммунальные услуги невозможно. Поэтому на семейном совете надо решать, на чем и сколько можно сэкономить не в ущерб здоровью и нормальной жизни.
- с каким новым понятием вы познакомились на занятии?
Дети: - Семейный бюджет.
- Что входит в это понятие?
Дети: - Доходы и Расходы.
3.2 Рефлексия
«Шкатулка знаний»- сейчас каждый из вас из шкатулки вытянет бумажку с предложением, но оно не закончено, вам нужно будет его продолжить, итак попробуем…
(дети говорят о том, что нового узнали на занятии, пригодятся ли им эти знания.)