Актуализация знаний | - Как называется раздел, который мы начинаем изучать? - Кто такие предки? - Верно, нашими предками являлись славяне. - А теперь попробуйте ответить на вопрос: Как жили наши предки? - Как вы думаете, вы дали все ответы или нет? Почему? | - Как жили наши предки. - Предки – это люди, которые жили на нашей земле много – много веков назад. Высказывания детей. - Мы не всё ещё знаем. | Познавательные: -Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы. Коммуникативные: -Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: -Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу; Личностные: -Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Этап выявления места и причины затруднений, построение проекта выхода и реализация построенного проекта | Тема урока на слайде: история вокруг тебя. - А знаете ли вы, как называется наука, которая изучает прошлое страны, народа? - Как вы думаете, что на какие вопросы нам надо найти ответы, чтобы раскрыть смысл нашей темы урока? | Работают с презентацией. - История. - Что изучает история? - При помощи чего можно узнать о прошлом страны, народа? | Познавательные: -Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы. Коммуникативные: -Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Постановка проблемной ситуации | - Человек на Земле живёт уже 2,5 млн лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди в Древней Руси? - Оказывается, всё, что нас окружает, это история – следы прошлого. История – это наука о жизни людей в далёком и недалёком прошлом, их занятиях, обычаях, верований. – Слово история очень древнее слово и пришло к нам из древнегреческого языка. В переводе оно означает «исследование, рассказ о событиях». - Древние греки считали, что всеми областями жизни человека управляют боги. В Древней Греции богиней истории была Клио. Её изображали со свитком в руках и грифельной палочкой, с помощью которой она описывала деяния людей. - Откройте учебники на странице 110. - Давайте прочитаем текст и ответим на вопрос - Как узнают о прошлом? - Скажите, пожалуйста, как дети узнавали об истории семьи, рода, племени? - Как историки получают сведения о прошлом? – Всё, что нас окружает, это история – следы прошлого. Человек оставляет на земле множество свидетельств, своей деятельности – вещи, изделия из разных материалов, предметы домашней утвари, хитроумные приспособления, произведения искусства или просто записки, воспоминания, письма. Всё это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом своего народа. - На какие группы можно разделить исторические источники? - Что мы можем назвать вещественным источником – Нетрудно узнать о том, как жили люди 10, 20, 30 и даже 100, 500 лет назад. Сохранились книги, предметы их быта, здания, легенды, сказания. – А как можно узнать о том, как было тысячи лет тому назад, о жизни первобытных людей? – Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землёй. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. Постепенно и постоянно на каждом старом поселении нарастали слои земли, в них сохранялись остатки деятельности человека. Этот слой земли, который хранит в себе следы деятельности человека: сооружения, орудия труда, посуда, украшения и т. д. называется культурным. - Что мы можем назвать письменным источником? - Все ли исторические источники мы назвали? | - Мы можем прочитать об этом в книгах. Ученики слушают учителя. Ученики повторяют понятие – история. Слушают рассказ учителя. Работают с учебником. Ученики читают и анализируют текст. - Об истории семьи, рода, племени дети узнавали из рассказов родных. - Они участвовали в праздниках, узнавали обряды, верования, обычаи своего народа. - Историки сведения о прошлом получают, исследуя вещественные исторические источники. - Исторические источники можно разделить на – вещественные и письменные. -Вещественными источниками могут быть старинные предметы, орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения. Ученик делают предположения. Случают рассказ учителя. - К письменным источникам относятся рукописные книги, берестяные грамоты, письма. - Нет, существуют устные источники. К ним относятся предания, былины, сказки, песни и поговорки. | Регулятивные: -Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; -Умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные: -Формируем внутреннюю позицию школьника; -Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: -Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); -Умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания; -Умение строить логические цепи рассуждений. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Человек на Земле живёт уже 2,5 млн лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди в Древней Руси? - Оказывается, всё, что нас окружает, это история – следы прошлого. (Слайд 4) История – это наука о жизни людей в далёком и недалёком прошлом, их занятиях, обычаях, верований. – Слово история очень древнее слово и пришло к нам из древнегреческого языка. В переводе оно означает «исследование, рассказ о событиях». (Слайд 5) - Древние греки считали, что всеми областями жизни человека управляют боги. В Древней Греции богиней истории была Клио. Её изображали со свитком в руках и грифельной палочкой, с помощью которой она описывала деяния людей. - Откройте учебники на странице 110. - Давайте прочитаем текст и ответим на вопрос - Как узнают о прошлом? - Скажите, пожалуйста, как дети узнавали об истории семьи, рода, племени? - Как историки получают сведения о прошлом? – Всё, что нас окружает, это история – следы прошлого. Человек оставляет на земле множество свидетельств, своей деятельности – вещи, изделия из разных материалов, предметы домашней утвари, хитроумные приспособления, произведения искусства или просто записки, воспоминания, письма. Всё это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом своего народа. - На какие группы можно разделить исторические источники? - Что мы можем назвать вещественным источником? – Нетрудно узнать о том, как жили люди 10, 20, 30 и даже 100, 500 лет назад. Сохранились книги, предметы их быта, здания, легенды, сказания. – А как можно узнать о том, как было тысячи лет тому назад, о жизни первобытных людей? – Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землёй. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. Постепенно и постоянно на каждом старом поселении нарастали слои земли, в них сохранялись остатки деятельности человека. Этот слой земли, который хранит в себе следы деятельности человека: сооружения, орудия труда, посуда, украшения и т. д. называется культурным. - Что мы можем назвать письменным источником? - Все ли исторические источники мы назвали? | - Мы можем прочитать об этом в книгах. Ученики слушают учителя. Ученики повторяют понятие – история. Слушают рассказ учителя. Работают с учебником. Ученики читают и анализируют текст. - Об истории семьи, рода, племени дети узнавали из рассказов родных. - Они участвовали в праздниках, узнавали обряды, верования, обычаи своего народа. - Историки сведения о прошлом получают, исследуя вещественные исторические источники. - Исторические источники можно разделить на – вещественные и письменные. -Вещественными источниками могут быть старинные предметы, орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения. Случают рассказ учителя. - К письменным источникам относятся рукописные книги, берестяные грамоты, письма. - Нет, существуют устные источники. К ним относятся предания, былины, сказки, песни и поговорки. | Регулятивные: -Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; -Умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные: -Формируем внутреннюю позицию школьника; -Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: -Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); -Умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания; -Умение строить логические цепи рассуждений. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Работа по группам - Сейчас вы поработайте в двух группах. - Задание на карточках. Распределите старинные вещи по источникам: 1 группа – вещественные источники, 2 группа – письменные источники. - Давайте проверим, что у вас получилось. На доске запись: вещественные источники и письменные. - Обоснуйте свой ответ. | Ученики работают в группах. Распределяют старинные вещи по источникам. Один представитель от группы выходит к доске и крепит на магниты карточки с историческими источниками. - Остальные участники группы обосновывают свой ответ. | Личностные: -Формируем внутреннюю позицию школьника. -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: -Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); -Умение строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: -Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. |
Этап включения в систему знаний и повторения | Работа в печатной тетради. - В печатной тетради самостоятельно выполните номера 1,2 на странице 41. - Задание 1 – составьте и поясните пословицы. - Задание 2 – Распределите предметы в группы. Обсуждение и проверка правильности выполнения задания. - Какие пословицы у вас получились в 1 задании? - Попробуйте объяснить смысл этих пословиц. - Вернемся к учебнику, самостоятельно дочитайте текст на странице 13. - Какие же источники помогают нам узнавать о событиях прошлого, о занятиях и учениях наших предков? - Как передаются знания о старинных обычаях? - Почему считается важным изучение древних языков? | Ученики выполняют задание в печатных тетрадях. Ученики по очереди читают пословицы. - Где сосна выросла, там она и красна. - В каком народе живёшь, те обычаи и уважай. - Доброму– добрая память. - Всякому мила- родная сторона. Объясняют смысл пословиц. Ученики читают текст. - О событиях прошлого, о занятиях и учениях наших предков, нам помогают узнать вещественные и письменные источники. - Из уст в уста. - Участие в обычаях своего народа. - Потому что древний язык является источником исторических знаний. | Регулятивные: -Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; -Умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные: -Формируем внутреннюю позицию школьника; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: -Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); -Умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания; -Умение строить логические цепи рассуждений. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте заглянем в Национальный музей Республики Карелия и посмотрим, какие исторические источники сохранились в нем. - О чём мы сегодня говорили на уроке? - К каким историческим источникам можно отнести старинные монеты и печати? - Кому сегодня на уроке было интересно? - Ребята, у вас на парте лежат 2 знака. Покажите ! знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее. Покажите ? знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь. Хорошо, я вижу, что все подняли карточки. Кто поднял карточку с ? знаком может обратиться ко мне за помощью. - Урок окончен. | Ученики путешествуют по виртуальному музею и самостоятельно называют исторические источники. (Книги, костюмы, украшения, предметы быта и.т.д) - Мы вспомнили о такой науке, как история. - Узнали, что такое исторические источники. - Узнали, что существует две группы исторических источников - вещественные и письменные, в письменных источниках выделяют устные. - К вещественным источникам. Ученики анализируют свою работу на уроке. Ученики поднимают карточки. | Личностные: -Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Коммуникативные: -Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. |