Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему "Семейный бюджет"»
Урок окружающего мира 3кл
Тип Открытие новых знаний
Тема: Семейный бюджет.
Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.
Задачи: 1. Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.
2. Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет. 3. Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету.
Ценить труд всех членов семьи.
4.Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.
Планируемый результат обучения:
Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД:
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи.
Коммуникативные УУД:
формирование умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД:
самостоятельное формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
ЛичностныеУУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Основные понятия и определения
Семейный бюджет, стипендия, пенсия
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Содержание урока:
1.Орг момент
Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день».Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.
Попробуем.
- Добрый день девчонкам!
- Добрый день мальчишкам!
- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!
- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!
2. Актуализация знаний.
Слайд: Рисунок Мудрой Черепахи
-Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла кошелёк с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, кошелёк растегнулся монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты.
(На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з)
Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы)
Как называлась книга, написанная в старину, которая учила управлять хозяйством в доме? (Домострой)
Как называется наука, изучающая законы развития хозяйственной деятельности (экономика)
Как назывался глава семьи в старину?
Кого в семье называли большухой?
Собери пословицы: (работа в парах)
Хочешь есть калачи- коль над собою не царствуешь
Что в поле ни родится, не сиди на печи!
Царь не царь, всё в доме пригодится
Худу быть, кто не умеет домом жить
- Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна!
3. Изучение нового материала. Постановка проблемы урока.
- Что обозначает это слово? (Семья – ячейка общества)
- Образуйте прилагательное от этого слова. (семейный)
-На второй монетке (рассыпаное слово ЮДБЕТЖ)
- Попробуйте сформировать тему урока. (Семейный бюджет)
Слайд: Тема урока
Семейный бюджет
- Какую учебную задачу вы сегодня перед собой поставите?
(узнать, что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи).
- Чему бы вы хотели научиться в ходе нашего урока? (Как правильно расходовать деньги)
Слайд:
Задачи урока:
- Узнать, что такое семейный бюджет?
- Для чего нужен семейный бюджет?
- Из чего складывается семейный бюджет?
- Как ведётся хозяйство семьи? (Научились как правильно расходовать деньги)
- Сегодня на уроке мы должны будем найти ответы на эти вопросы. Будем сравнивать, анализировать, делать выводы.
4 . Открытие новых знаний.
- Мы поиграем в семью - Синицыных (в группе по 4 человека)
Выбираем роль членов семьи. (Папа, мама, 1 ребёнок, возможны дедушка и бабушка)
Выбирают бейджики прикрепляют садятся
Синицыны
Папа-доктор
Мама-продавец
сын-студент колледжа
бабушка -пенсионер
Работа по учебнику с.76 –читаем вслух 1й абзац.
Вопросы
Деньги, которые кладут,- это (как называются?)- ДОХОДЫ(рисуем на доске стрелку к кошельку и прикрепляем слово доходы),
Деньги, которые тратят,- это –РАСХОДЫ (рисуем стрелку от кошелька крепим слово расходы)
Ролевая игра.
- Приглашается семья Синицыных.
- Каждый член вашей большой дружной семьи должен выбрать свой источник доходов. (на доске выбирают карточки)
Каждый из них держит карточку на обратной стороне которой написано
пенсия (Пенсия – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).
стипендия (Cmunендия —деньги, которые платят за хорошую учёбу в университете, институте, колледже).
зарплата – Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу
зарплата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).
Детское пособие- выплачивается родителям имеющим несовершеннолетних детей
- Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).
-На что семья тратит деньги?
Зачитает папа:
Папа зарплату принёс.
Куда тратить вот вопрос?
Давай-те спросим мы у мамы
Какой расход у нас важный самый?
Читает мама:
Продукты, одежда, квартплата,
На это уходит пол нашей зарплаты,
Детсад, лекарства, бензин.
Эти расходы очень важны,
Для ежедневной жизни семьи.
Выберите карточки на что тратятся деньги в семье (на питание, обувь, оплату жилья, транспорта, на обучение, лекарства, содержание домашних животных)
5. Практическая работа.
- Итак, вы это семья.
- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «монеты».
(Каждой семье раздаются карточки)
Карточка 1.
ПЛАН ДОХОДОВ
Зарплата папы – 500 монет
Зарплата мамы – 300 монет
Пенсия бабушки – 100монет
Стипендия старшего сына –20 монет
Доход вашей семьи: 920 монет
Карточка 2.
У нас в каждой семье на партах лежат карточки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их обязательно надо включить в «Расходы», отметив их галочкой.
- Проставьте рядом с галочками, стоимость выбранных вами товаров и услуг.
- Сложите все монеты. Сколько у вас получилось?
- Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье.
(Ответы детей).
Д≥Р –это хорошо? (Да останутся деньги для накопления например можно накопить на отдых для всей семьи или на непредвиденные расходы например вас пригласят на др необходимо будет купить подарок, или сломается что нибудь из бытовой техники, пылесос, стиральная машина, потребуются запчасти на автомобиль, можно взять из накопленных денег)
Д=Р – это хорошо? (не очень, не сможем накопить)
Доходы
– Какая формула будет наилучшей? (Доходы больше расходов) – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? – Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения, Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)
На чём можно съэкономить?(на игрушках, на одежде-бережно относиться к вещам,на еде не покупать сладости, вовремя выключать свет особенно днём, закрывать кран
Вывод: чтобы РАСХОДЫ не превышали ДОХОДОВ, необходимо просчитывать семейный бюджет.
– И так, что мы сейчас составили?
(План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.)
– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.
– А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности. Как, например, у Шарика ИЗ ПРОСТОКВАШИНО)
Слайд:Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет.
Смысл пословицы : «Копейка рубль бережёт».
– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
(Лотерея, премия.)
– А непредвиденные расходы?
(Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.)
К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Прочитайте
1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. 2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. 3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. 4. Спортсмену для поездки на соревнования.
Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор. (Но выбрать нужно что-то одно)
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.
Мы с вами говорим о бюджете, но это прежде всего деньги. Давайте посмотрим маленький мультфильм и узнаем,а всегда ли были такие деньги как у нас сейчас?
Фиксики
А Лена нам расскажет как деньги появились в России (методичка с.230)
Задай вопросы классу
Как звали царя который ввёл монеты (Пётр 1)
Что такое Кунсткамера и где она находится(музей в Петербурге)
Из чего чеканились монеты ? (из чистого серебра)
Вывод: Итак, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходов.
Впиши слова (индивидуальная работа)
Семейный бюджет-это соотношение __________ и ___________ семьи. В прошлом деньгами служили ________________ животных, _____________ моллюсков, птичьи __________ и другие предметы. Сейчас в разных странах выпускаются разнообразные _______________ и ______________ деньги.
(доходов, расходов, шкурки, раковины, перья, металлические и бумажные)
Проверьте себя со слайда
-Ответьте на вопрос. Будете просить родителей купить дорогую игрушку, или телефон, почему?
Рефлексия.
- Оцените свою работу. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:
золотая – на уроке было интересно, все полезно, у вас все получилось;
серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;
медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!
Домашнее задание:
- Представьте, что вы на день рождения получили большую сумму денег (1000 рублей). Составьте план своих расходов.