kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока экономики "Рынок труда "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока экономики по теме «Рынок труда»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рынок труда», его особенностями, формами вознаграждения, разъяснить сущность таких явлений как «занятость» и «безработица», изучить такие характеристики рынка труда как спрос на труд и предложение труда.

Задачи урока:

  • обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда,  занятость, безработица, спрос на труд, предложение труда, заработная плата;
  • развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;
  • воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе.

Дидактические материалы: учебник, раздаточный материал, презентация Power Point

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока экономики "Рынок труда " »

Конспект урока экономики по теме «Рынок труда»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рынок труда», его особенностями , формами вознаграждения, разъяснить сущность таких явлений как «занятость» и «безработица», изучить такие характеристики рынка труда как спрос на труд и предложение труда.

Задачи урока:

  • обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, занятость, безработица, спрос на труд, предложение труда, заработная плата;

  • развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;

  • воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе.

Дидактические материалы: учебник, раздаточный материал, презентация Power Point

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация знаний

  4. Объявление темы урока, сообщение целей и задач, планирование

  5. Изучение нового материала

  6. Закрепление изученного материала

  7. Подведение итогов урока

  8. Домашнее задание

План урока:

  1. Рынок труда

  2. Занятость и безработица

  3. Спрос на труд и предложение труда, равновесие на рынке труда

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку) (1 мин)

  2. Проверка домашнего задания (задания на карточках для троих учащихся) (2 мин)

  3. Актуализация знаний (2 мин)

Мы с вами продолжаем изучение раздела «Экономика домохозяйства» О каких понятиях шла речь на прошлом уроке?(бюджет домохозяйства, доходы, расходы). Давайте вспомним.

  • Что такое бюджет домохозяйства?

  • Из чего он складывается?

  • На какие виды подразделяется доход домохозяйства?

  • Какой из них является основным? (трудовой доход)

  • В чем его особенности?

  1. Объявление темы урока, сообщение целей и задач, планирование (3 мин)

Труд один из важнейших факторов производства. Благодаря ему большинство людей получают доходы, продавая свои способности, навыки и опыт. Как называется сфера в которой происходит взаимодействие между продавцами и покупателями услуг труда? (рынок труда) Об этом мы с вами сегодня и поговорим. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Рынок труда»

Как вы считаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой? (познакомиться с понятием «рынок труда», его особенностями , сущностью таких явлений как «занятость» и «безработица», изучить такие характеристики рынка труда как спрос на труд и предложение труда).

  1. ( 10 мин) Что же такое рынок труда?( работа с текстом учебника на стр. 82)

Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.

Выберите то определение, которое считаете более точным и запишите его.

В чем же особенности данного вида рынка? ( работа с текстом учебника на стр.82)

  • На рынке труда продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.

  • Рынок труда очень разнородный: спрос предъявляется на трудовые услуги разного уровня квалификации и различается по своей географии.

  • Приобретение услуги труда подразумевает возникновение длительных отношений между покупателем и продавцом.

  • Зарплата — цена услуг труда — является наименее гибкой из всех цен в экономике.

На рынке труда покупаются и продаются услуги экономически активного населения. Какая часть населения может относиться к экономически активному? (способная к участию в труде). Из каких двух групп она состоит? (занятые и безработные) Чем характеризуются эти группы? Самостоятельно прочитайте определения и совместно с соседом по парте прочитайте и ответьте на вопрос на небольшом листочке перед вами( работа с текстом учебника на стр.82 и раздаточным материалом). Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. (приложение)

Какими параметрами характеризуется рынок труда, как и любой другой? (спросом, предложением и равновесием). Что такое спрос? Опираясь на уже известное вам понятие, попытайтесь сформулировать определение спроса на труд.

«Огромное количество импортных тканей, трикотажа и модной одежды на российском рынке привели к сокращению занятости работников на отечественных предприятиях легкой и текстильной промышленности». Объясните это утверждение. Спрос на труд имеет производный характер. Приведите примеры, демонстри­рующие производный характер спроса на труд. От чего зависит спрос на труд? ( от спроса на товары и услуги, производимые работниками) Что делают работодатели, когда спрос на товары и услуги падает?( увольняют работников) А когда растет? (принимают). В каком случае работодателю выгодно принимать новых работников? (когда каждый дополнительный работник приносит больше дохода, чем зарплата, которую ему платят). Следовательно, мы можем говорить о таком понятии, как «предельный продукт труда». Оно схоже с уже знакомым вам определением предельной полезности. Найдите определение в учебнике ( работа с текстом учебника на стр.83)

Предположим, на фирме уже работают 6 человек. Допустим также, что эти 6 человек, все вместе, производят в день 90 единиц продукции. В данном примере 6 человек, работающие в течение 8-часового рабочего дня, — это общее количество труда, исполь­зуемого фирмой за день. Обозначим его буквой L. 90 единиц продукции — это общий, или совокупный, продукт труда, вы­пускаемый при заданном общем количестве трудозатрат. Обо­значим общий продукт труда символом Q. Предположим далее, что владелец фирмы нанял на работу еще одного человека (седь­мого рабочего). В результате дневной выпуск продукции — Q — стал равен 98 единицам. Очевидно, что вследствие найма одного дополнительного работника общий продукт труда увеличился на 8 единиц (98 — 90 = 8). В нашем примере 8 единиц — это и есть предельный продукт труда, т.е. продукт труда дополнительно нанятого работника, произведенный им за один рабочий день.


L

Q

MPL

6

90


7

98

8

Он может быть легко подсчитан по следующей формуле: где — изменение в общем продукте (в объеме выпуска про­дукции); L изменение в затратах труда. В нашем примере = 98 - 90 = 8 и = 7 - 6 = 1. Следовательно, MPL == 8. Можно также сказать, что пре­дельный продукт труда показывает производительность послед­него нанятого работника.

  1. (20 мин) Предлагаю вам самостоятельно решить задачу (приложение 2). После решения проверим правильность решения. Как вы можете объяснить тот факт, что мы получили отрицательные значения предельного продукта труда? (Отрицательные значения предельного продукта труда отражают то обстоятельство, что наем шестого и седьмого работ­ника привел к снижению общего объема выпуска продукции. Действительно, 5 работников производили 26 единиц продук­ции в день, а 6 работников — только 25 единиц. Этот факт кажется парадоксальным, если не принимать во внимание дей­ствие закона понижающейся предельной производительности переменного фактора производства.)

Домохозяйства являются единственным источником предложения труда. Что же такое предложение труда? От каких факторов оно зависит? Посмотрите на материалы перед вами , прочитайте 4 ситуации и постарайтесь вместе с соседом сформулировать 4 фактора, влияющих на труд.

  • Размер трудовых ресурсов

  • Миграция населения

  • Уровень зарплаты

  • Предпочтения между трудом и досугом

  1. Итоги ( 5 мин):

Контрольные вопросы:

  • Какие понятия мы сегодня изучили?

  • Что такое рынок труда?

  • Какими параметрами характеризуется рынок труда?

  • Как называется ситуация, в которой спрос и предложение на рынке труда равны?

Достигли ли мы целей урока? Какие затруднения у вас возникли?

Возьмите таблички перед вами и оцените работу на уроке вашего соседа по парте по приведенным в ней критериям.

8. Домашнее задание (2 мин).

1. Параграф 12, прочитать и ответить на вопросы (для всех)

2. «Анализируем демографические изменения на рынке труда» (оценка 4)

Изучите приведенные в таблице статистические данные:

Среднегодовая численность женщин—рабочих и служащих в народном хозяйстве нашей страны в процентном отношении к среднегодовой численности рабочих и служащих

1928 год

1940 год

1950 год

1960 год

1970 год

1980 год

1987 год

24

39

47

47

51

51

51

Ответьте на следующие вопросы.

а) Как изменилось процентное соотношение мужчин и женщин, занятых в народном хозяйстве нашей страны на протя­жении данного статистического периода?

б) С чем, по вашему мнению, было связано данное измене­ние занятости женщин в народном хозяйстве?

3. «Экономический эксперимент». (оценка 5) Выберите два самых обычных дела, которые вы часто выполняете в своей повседневной жизни. Пусть, например, это будет уборка квартиры, стирка, мытье посуды или подготовка уроков. Проведите следующий экспери­мент. Засеките время, которое вам требуется для выпол­нения каждого из выбранных ими дел, а затем ответьте на следующие вопросы (ответы нужно записать в рабочей тетради по экономике):

а) Делаете ли вы эту работу так быстро и эффективно, как можете?

б) Выполняют ли ваши друзья или ваши родители ту же самую работу быстрее и качественнее, чем вы?

в) Если да, то как они этого добиваются?

г) Что могло бы заставить вас работать эффективнее?










































ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Факторы, влияющие на предложение труда

  2. В годы великой отечественной войны количество трудоспособного населения резко сократилось. Какой фактор оказал влияние на предложение труда? (размер трудовых ресурсов)

  3. В последние годы наблюдается активное перемещение населения провинциальных городов в Москву. Что происходит с предложением на рынке труда в Москве? Какой фактор оказывает влияние на предложение труда? (миграция)

  4. Произошло резкое снижение заработных плат в сфере сельского хозяйства. Как это повлияло на предложение труда в данной отрасли? Какой фактор оказал влияние на предложение труда? (заработная плата)

  5. Перед вами два графика, иллюстрирующих предложение тру­да двух человек: Кати Черенцовой и Веры Зайцевой. Катя Черенцова очень любит работать. Она из породы тех людей, кото­рых называют трудоголиками. Вера Зайцева, напротив, предпо­читает работе досуг, во время которого она не отрываясь читает детективы и играет в теннис. Определите, какой из графиков отражает предложение услуг труда Кати, а какой — Веры. Аргу­ментируйте ваш ответ.

Какой фактор оказывает влияние на предложение труда? (предпочтения между трудом и досугом)

Комментарий. График, представленный на рис. а, отражает предложение труда человека, который предпочитает работу от­дыху, следовательно, на этом графике отражено предложение труда Кати Черенцовой. На рис. б, представлен график, отра­жающий предпочтения Веры Зайцевой.Действительно, Катя, любящая трудиться, откажется от ра­боты только в том случае, если она не будет оплачиваться вооб­ще: точка на графике с координатами (0; 0). Вера приступит к работе только в том случае, если ей будут платить более чем 5000 рублей в час. Восходящая часть кривой предложения на рис. а является очень пологой. Это означает, что Катя будет готова наращивать количество рабочих часов даже при незначи­тельном повышении ставки заработной платы. Восходящая часть кривой предложения на рис. 6, напротив, является очень крутой. Это означает, что Вера согласится увеличить количество рабочих часов в день только при весьма значительном повышении оплаты ее труда. При этом Вера ни за какие деньги не согласится работать больше четырех часов в день. Тогда как Катя (рис. а) готова работать по 9 часов в день всего за 13 000 рублей в час. Аналогичным образом можно проанализи­ровать и нисходящую ветвь кривой предложения услуг труда.

2. Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.

1) Работник, работавший не по специальности, уволив­шийся по собственному желанию и ищущий работу по спе­циальности.

Ответ. Этот работник классифицируется как безработный, ибо он не занят, но активно ищет работу.

2) Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики.

Ответ. Студенты дневных отделений вузов не включаются в состав рабочей силы. Оля относится к категории лиц, выбывших из состава рабочей силы.

3) Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного рабочего дня.

Ответ. Относится к категории занятых в составе рабочей силы.

4) Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из-за сокращения числа рабочих мест и, отчаявшись найти ра­боту, прекративший ее поиски.

Ответ. Он не является ни лицом, входящим в состав рабочей силы, ни безработным, поскольку прекратил поиски работы. Этот человек относится к категории лиц, выбывших из состава рабочей силы.

5) Шахтер, который по состоянию здоровья больше не мо­жет работать.

Ответ. Больной шахтер не включается в состав рабочей силы и, следовательно, не может рассматриваться как безработный.

6) Катя Иванова — лаборантка кафедры экономической тео­рии Высшей школы экономики, которая учится в этом же вузе на вечернем отделении.

Ответ. Катя Иванова относится к категории занятых.

7) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пен­сию и больше не хочет работать.

Ответ. Балерина-пенсионерка считается выбывшей из со­става рабочей силы.

8) Женщина-домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье.

Ответ. Считается выбывшей из состава рабочей силы.

9) Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск.

Ответ. Включается в состав рабочей силы и рассматривается как занятая.

10) Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с ра­боты.

Ответ. В отличие от предыдущего случая эта женщина счи­тается выбывшей из состава рабочей силы.

11) Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет.

Ответ. Петя Васечкин — это лицо, не достигшее трудо­способного возраста, поэтому не рассматривается в качестве потенциального работника (не включается в состав рабочей силы).

12) Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвида­ции конторы, в которой он работал, и обратившийся с прось­бой о работе в государственную службу занятости.

Ответ. Вася Петечкин имеет статус безработного и входит в состав рабочей силы.

13) Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на сосед­нем предприятии.

Ответ. Коллега Васи Петечкина входит в состав рабочей силы и считается занятым.

14) Многодетная мать, работающая на полставки контроле­ром в кинотеатре.

Ответ. Относится к категории занятых.

15) Медсестра Нина Касторкина, работавшая в Рязани, вы­шла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устро­иться на работу в одну из московских поликлиник.

Ответ. Поскольку Нина Касторкина хочет работать и ищет работу, то она классифицируется как безработная и входит в состав рабочей силы.


3.Задача. Предположим, что владелец небольшой фирмы постепенно увеличивает количествозанятых у него работников (L) от 0 до 7 человек. При этом выпуск продукции за день (Q) изменяется так, как показано в таблице . Рассчитайте пре­дельный продукт труда каждого из последовательно нанимаемых работников и заполните таблицу.

Решение.

L

Q

MPL =

0

0

— (здесь предельный продукт не определен)

1

10

2

17

3

22

4

25

5

26

6

25

7

23

Вопрос. Как вы можете объяснить тот факт, что мы получили отрицательные значения предельного продукта труда? Ответ. Отрицательные значения предельного продукта труда отражают то обстоятельство, что наем шестого и седьмого работ­ника привел к снижению общего объема выпуска продукции. Действительно, 5 работников производили 26 единиц продук­ции в день, а 6 работников — только 25 единиц. Этот факт кажется парадоксальным, если не принимать во внимание дей­ствие закона понижающейся предельной производительности переменного фактора производства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока экономики "Рынок труда "

Автор: Черкасова Екатерина Сергеевна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока на тему: Труд-право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних. "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-na-tiemu-trud-pravo-ili-obiazannost-trudovyie-prava-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "122679"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414327465"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Германия в 19 веке. Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(38) "giermaniia-v-19-viekie-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "165164"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422780827"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Главные вопросы экономики". "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-glavnyie-voprosy-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "100595"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385921"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект интегрированного урока, тема "Труд - понятие экономическое" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-tiema-trud-poniatiie-ekonomichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "210412"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431437532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства