Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рынок труда», его особенностями, формами вознаграждения, разъяснить сущность таких явлений как «занятость» и «безработица», изучить такие характеристики рынка труда как спрос на труд и предложение труда.
Задачи урока:
обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, занятость, безработица, спрос на труд, предложение труда, заработная плата;
развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;
воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе.
Дидактические материалы: учебник, раздаточный материал, презентация Power Point
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока экономики "Рынок труда " »
Конспект урока экономики по теме «Рынок труда»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рынок труда», его особенностями , формами вознаграждения, разъяснить сущность таких явлений как «занятость» и «безработица», изучить такие характеристики рынка труда как спрос на труд и предложение труда.
Задачи урока:
обучающая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, занятость, безработица, спрос на труд, предложение труда, заработная плата;
развивающая – развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;
воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе.
Дидактические материалы: учебник, раздаточный материал, презентация Power Point
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Объявление темы урока, сообщение целей и задач, планирование
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока
Домашнее задание
План урока:
Рынок труда
Занятость и безработица
Спрос на труд и предложение труда, равновесие на рынке труда
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку) (1 мин)
Проверка домашнего задания (задания на карточках для троих учащихся) (2 мин)
Актуализация знаний (2 мин)
Мы с вами продолжаем изучение раздела «Экономика домохозяйства» О каких понятиях шла речь на прошлом уроке?(бюджет домохозяйства, доходы, расходы). Давайте вспомним.
Что такое бюджет домохозяйства?
Из чего он складывается?
На какие виды подразделяется доход домохозяйства?
Какой из них является основным? (трудовой доход)
В чем его особенности?
Объявление темы урока, сообщение целей и задач, планирование (3 мин)
Труд один из важнейших факторов производства. Благодаря ему большинство людей получают доходы, продавая свои способности, навыки и опыт. Как называется сфера в которой происходит взаимодействие между продавцами и покупателями услуг труда? (рынок труда) Об этом мы с вами сегодня и поговорим. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Рынок труда»
Как вы считаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой? (познакомиться с понятием «рынок труда», его особенностями , сущностью таких явлений как «занятость» и «безработица», изучить такие характеристики рынка труда как спрос на труд и предложение труда).
( 10 мин) Что же такое рынок труда?( работа с текстом учебника на стр. 82)
Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.
Выберите то определение, которое считаете более точным и запишите его.
В чем же особенности данного вида рынка? ( работа с текстом учебника на стр.82)
На рынке труда продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.
Рынок труда очень разнородный: спрос предъявляется на трудовые услуги разного уровня квалификации и различается по своей географии.
Приобретение услуги труда подразумевает возникновение длительных отношений между покупателем и продавцом.
Зарплата — цена услуг труда — является наименее гибкой из всех цен в экономике.
На рынке труда покупаются и продаются услуги экономически активного населения. Какая часть населения может относиться к экономически активному? (способная к участию в труде). Из каких двух групп она состоит? (занятые и безработные) Чем характеризуются эти группы? Самостоятельно прочитайте определения и совместно с соседом по парте прочитайте и ответьте на вопрос на небольшом листочке перед вами( работа с текстом учебника на стр.82 и раздаточным материалом). Определите статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. (приложение)
Какими параметрами характеризуется рынок труда, как и любой другой? (спросом, предложением и равновесием). Что такое спрос? Опираясь на уже известное вам понятие, попытайтесь сформулировать определение спроса на труд.
«Огромное количество импортных тканей, трикотажа и модной одежды на российском рынке привели к сокращению занятости работников на отечественных предприятиях легкой и текстильной промышленности». Объясните это утверждение. Спрос на труд имеет производный характер. Приведите примеры, демонстрирующие производный характер спроса на труд. От чего зависит спрос на труд? ( от спроса на товары и услуги, производимые работниками) Что делают работодатели, когда спрос на товары и услуги падает?( увольняют работников) А когда растет? (принимают). В каком случае работодателю выгодно принимать новых работников? (когда каждый дополнительный работник приносит больше дохода, чем зарплата, которую ему платят). Следовательно, мы можем говорить о таком понятии, как «предельный продукт труда». Оно схоже с уже знакомым вам определением предельной полезности. Найдите определение в учебнике ( работа с текстом учебника на стр.83)
Предположим, на фирме уже работают 6 человек. Допустим также, что эти 6 человек, все вместе, производят в день 90 единиц продукции. В данном примере 6 человек, работающие в течение 8-часового рабочего дня, — это общее количество труда, используемого фирмой за день. Обозначим его буквой L. 90 единиц продукции — это общий, или совокупный, продукт труда, выпускаемый при заданном общем количестве трудозатрат. Обозначим общий продукт труда символом Q. Предположим далее, что владелец фирмы нанял на работу еще одного человека (седьмого рабочего). В результате дневной выпуск продукции — Q— стал равен 98 единицам. Очевидно, что вследствие найма одного дополнительного работника общий продукт труда увеличился на 8 единиц (98 — 90 = 8). В нашем примере 8 единиц — это и есть предельный продукт труда, т.е. продукт труда дополнительно нанятого работника, произведенный им за один рабочий день.
L
Q
MPL
6
90
7
98
8
Он может быть легко подсчитан по следующей формуле: где — изменение в общем продукте (в объеме выпуска продукции); Lизменение в затратах труда. В нашем примере = 98 - 90 = 8 и = 7 - 6 = 1. Следовательно, MPL== 8. Можно также сказать, что предельный продукт труда показывает производительность последнего нанятого работника.
(20 мин) Предлагаю вам самостоятельно решить задачу (приложение 2). После решения проверим правильность решения. Как вы можете объяснить тот факт, что мы получили отрицательные значения предельного продукта труда? (Отрицательные значения предельного продукта труда отражают то обстоятельство, что наем шестого и седьмого работника привел к снижению общего объема выпуска продукции. Действительно, 5 работников производили 26 единиц продукции в день, а 6 работников — только 25 единиц. Этот факт кажется парадоксальным, если не принимать во внимание действие закона понижающейся предельной производительности переменного фактора производства.)
Домохозяйства являются единственным источником предложения труда. Что же такое предложение труда? От каких факторов оно зависит? Посмотрите на материалы перед вами , прочитайте 4 ситуации и постарайтесь вместе с соседом сформулировать 4 фактора, влияющих на труд.
Размер трудовых ресурсов
Миграция населения
Уровень зарплаты
Предпочтения между трудом и досугом
Итоги ( 5 мин):
Контрольные вопросы:
Какие понятия мы сегодня изучили?
Что такое рынок труда?
Какими параметрами характеризуется рынок труда?
Как называется ситуация, в которой спрос и предложение на рынке труда равны?
Достигли ли мы целей урока? Какие затруднения у вас возникли?
Возьмите таблички перед вами и оцените работу на уроке вашего соседа по парте по приведенным в ней критериям.
8. Домашнее задание (2 мин).
1. Параграф 12, прочитать и ответить на вопросы (для всех)
2. «Анализируем демографические изменения на рынке труда» (оценка 4)
Изучите приведенные в таблице статистические данные:
Среднегодовая численность женщин—рабочих и служащих в народном хозяйстве нашей страны в процентном отношении к среднегодовой численности рабочих и служащих
1928 год
1940 год
1950 год
1960 год
1970 год
1980 год
1987 год
24
39
47
47
51
51
51
Ответьте на следующие вопросы.
а) Как изменилось процентное соотношение мужчин и женщин, занятых в народном хозяйстве нашей страны на протяжении данного статистического периода?
б) С чем, по вашему мнению, было связано данное изменение занятости женщин в народном хозяйстве?
3. «Экономический эксперимент». (оценка 5) Выберите два самых обычных дела, которые вы часто выполняете в своей повседневной жизни. Пусть, например, это будет уборка квартиры, стирка, мытье посуды или подготовка уроков. Проведите следующий эксперимент. Засеките время, которое вам требуется для выполнения каждого из выбранных ими дел, а затем ответьте на следующие вопросы (ответы нужно записать в рабочей тетради по экономике):
а) Делаете ли вы эту работу так быстро и эффективно, как можете?
б) Выполняют ли ваши друзья или ваши родители ту же самую работу быстрее и качественнее, чем вы?
в) Если да, то как они этого добиваются?
г) Что могло бы заставить вас работать эффективнее?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Факторы, влияющие на предложение труда
В годы великой отечественной войны количество трудоспособного населения резко сократилось. Какой фактор оказал влияние на предложение труда? (размер трудовых ресурсов)
В последние годы наблюдается активное перемещение населения провинциальных городов в Москву. Что происходит с предложением на рынке труда в Москве? Какой фактор оказывает влияние на предложение труда? (миграция)
Произошло резкое снижение заработных плат в сфере сельского хозяйства. Как это повлияло на предложение труда в данной отрасли? Какой фактор оказал влияние на предложение труда? (заработная плата)
Перед вами два графика, иллюстрирующих предложение труда двух человек: Кати Черенцовой и Веры Зайцевой. Катя Черенцова очень любит работать. Она из породы тех людей, которых называют трудоголиками. Вера Зайцева, напротив, предпочитает работе досуг, во время которого она не отрываясь читает детективы и играет в теннис. Определите, какой из графиков отражает предложение услуг труда Кати, а какой — Веры. Аргументируйте ваш ответ.
Какой фактор оказывает влияние на предложение труда? (предпочтения между трудом и досугом)
Комментарий. График, представленный на рис. а, отражает предложение труда человека, который предпочитает работу отдыху, следовательно, на этом графике отражено предложение труда Кати Черенцовой. На рис. б, представлен график, отражающий предпочтения Веры Зайцевой.Действительно, Катя, любящая трудиться, откажется от работы только в том случае, если она не будет оплачиваться вообще: точка на графике с координатами (0; 0). Вера приступит к работе только в том случае, если ей будут платить более чем 5000 рублей в час. Восходящая часть кривой предложения на рис. а является очень пологой. Это означает, что Катя будет готова наращивать количество рабочих часов даже при незначительном повышении ставки заработной платы. Восходящая часть кривой предложения на рис. 6, напротив, является очень крутой. Это означает, что Вера согласится увеличить количество рабочих часов в день только при весьма значительном повышении оплаты ее труда. При этом Вера ни за какие деньги не согласится работать больше четырех часов в день. Тогда как Катя (рис. а) готова работать по 9 часов в день всего за 13 000 рублей в час. Аналогичным образом можно проанализировать и нисходящую ветвь кривой предложения услуг труда.
2.Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.
1) Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности.
Ответ. Этот работник классифицируется как безработный, ибо он не занят, но активно ищет работу.
2) Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики.
Ответ. Студенты дневных отделений вузов не включаются в состав рабочей силы. Оля относится к категории лиц, выбывших из состава рабочей силы.
3) Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного рабочего дня.
Ответ. Относится к категории занятых в составе рабочей силы.
4) Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из-за сокращения числа рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекративший ее поиски.
Ответ. Он не является ни лицом, входящим в состав рабочей силы, ни безработным, поскольку прекратил поиски работы. Этот человек относится к категории лиц, выбывших из состава рабочей силы.
5) Шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать.
Ответ. Больной шахтер не включается в состав рабочей силы и, следовательно, не может рассматриваться как безработный.
6) Катя Иванова — лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом же вузе на вечернем отделении.
Ответ. Катя Иванова относится к категории занятых.
7) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать.
Ответ. Балерина-пенсионерка считается выбывшей из состава рабочей силы.
8) Женщина-домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье.
Ответ. Считается выбывшей из состава рабочей силы.
9) Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск.
Ответ. Включается в состав рабочей силы и рассматривается как занятая.
10) Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с работы.
Ответ. В отличие от предыдущего случая эта женщина считается выбывшей из состава рабочей силы.
11) Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет.
Ответ. Петя Васечкин — это лицо, не достигшее трудоспособного возраста, поэтому не рассматривается в качестве потенциального работника (не включается в состав рабочей силы).
12) Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости.
Ответ. Вася Петечкин имеет статус безработного и входит в состав рабочей силы.
13) Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии.
Ответ. Коллега Васи Петечкина входит в состав рабочей силы и считается занятым.
14) Многодетная мать, работающая на полставки контролером в кинотеатре.
Ответ. Относится к категории занятых.
15) Медсестра Нина Касторкина, работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
Ответ. Поскольку Нина Касторкина хочет работать и ищет работу, то она классифицируется как безработная и входит в состав рабочей силы.
3.Задача. Предположим, что владелец небольшой фирмы постепенно увеличивает количествозанятых у него работников (L) от 0 до 7 человек. При этом выпуск продукции за день (Q) изменяется так, как показано в таблице . Рассчитайте предельный продукт труда каждого из последовательно нанимаемых работников и заполните таблицу.
Решение.
L
Q
MPL =
0
0
— (здесь предельный продукт не определен)
1
10
2
17
3
22
4
25
5
26
6
25
7
23
Вопрос. Как вы можете объяснить тот факт, что мы получили отрицательные значения предельного продукта труда? Ответ. Отрицательные значения предельного продукта труда отражают то обстоятельство, что наем шестого и седьмого работника привел к снижению общего объема выпуска продукции. Действительно, 5 работников производили 26 единиц продукции в день, а 6 работников — только 25 единиц. Этот факт кажется парадоксальным, если не принимать во внимание действие закона понижающейся предельной производительности переменного фактора производства.