КГУ «Казахстанско-Российская гимназия» акимата города Усть-Каменогорска
Германия в 19 веке. Конспект урока.
Урок разработан и проведен учителем высшей категории Хоревой Т.И. в 8-х классах.
Цель урока сформулирована по технологии Блюма:
* учащиеся знают причины отставания страны в развитии капитализма;
*учащиеся могут назвать этапы объединения Германии в единое государство;
*учащиеся могут оценить прогрессивный характер объединения страны в единое государство;
*учащиеся могут определить особенности развития капитализма в Германии;
Используемые технологии: ИКТ, технология RWCT (методы – эссе по ключевым словам, «авторский стул», «большой и малый круглый стол», синквейн, и групповая работа.
Ход урока:
- Опрос
А) учащиеся пишут эссе по ключевым словам – Наполеон, революции, передовая страна, колониальная империя. Тема эссе «Франция в 19 веке». Пишут индивидуально. Задание выполняется в течение 5 минут. Чтение эссе в группе, выбор лучшего эссе, чтение эссе от группы; Время выполнения 5 минут + 2-3 минуты.
В) защита эссе на «авторском стуле», спрашиваю 5- уч-ся в течение 5-6 минут.
Учитель. Назовите страны, в которых произошли буржуазные революции. Назовите самые развитые в экономическом отношении страны мира. Определите причины их успешного развития. Германия не входила в категорию вышеназванных стран. Почему мы узнаем сегодня.
Целеполагание: сформулируйте вопросы по истории Германии, ответы на которые вы хотели бы получить.
Идет совместное определение целей урока.
Учащиеся рассаживаются по группам в начале урока. На партах лежат конверты с заданиями. Учебники. Задания выполняются в течение 10-12 минут. По истечении указанного срока – отчет групп о проделанной работе у доски. Отчет на формате А3. Форму отчета ученики выбирают сами: опорная схема, таблица, конспект, тезисы и т.д. Количество групп № 5.
Группа № 1.
Германия в первой половине 19 века
дата
Основные события
Итоги
1799- 1814, 1815 гг.
Наполеоновские войны
1805 г. – разгром войск Австрии при Ульме и Аустерлице;
1806 г. – разгром Пруссии;
1809 г. разгром Австрии;
1813 г. участие Австрии и Пруссии в «битве народов» - сражении под Лейпцигом. Поражение Франции.
18.06.1815 г. – сражение при Ватерлоо. Окончательный разгром Наполеона союзными войсками с участием Австрии и Пруссии.
1814 – 1815 гг.
Венский конгресс
Решения:
А) Сохранение государственной раздробленности Германии (Германский союз из 34 государств);
В) Австрия вернула территории, потерянные в войнах с Наполеоном;
С) Пруссия получила Рейнскую область, Вестфалию и западные польские земли;
1848 -1849 гг.
Буржуазно-демократическая революция
Поражение революции. Германия сохранила политическую раздробленность;
Группа № 2.
Особенности экономического и политического развития страны
Группа № 3.
Варианты объединения страны
Этапы объединения Германии в единое государство
№ п/п
дата
событие
итоги
1
1834 г
Создание по инициативе Пруссии таможенного союза (18 гос-в) на севере Германии;
2
1864 г.
Война Пруссии против Дании
Пруссия присоединила Шлезвиг и Гольштейн (там проживало много немцев)
3
1866 г.
Война Пруссии против Австрии с целью
устранить влияние последней на немецкие
государства
Австрия разбита. Вышла из Германского союза. Отказалась от борьбы за лидерство.
4
1866 г.
Договор между Пруссией и 22 немецкими государствами
Создание Северогерманского союза
5
1870-1871 гг.
Франко-Прусская война и завершение объединения Германии
- Поражение Франции
- Выплата Францией 5 млрд. контрибуции
- Передача Германии Эльзаса и Лотарингии
- Создание Германской империи 18.01.1871 г.
Группа № 4.
Последствия объединения Германии
Политические последствия:
- Создание единого национального государства – Германской империи:
А) форма правления – конституционная монархия;
В) императором (кайзером) мог быть только прусский король;
С) руководящая роль Пруссии в государстве;
Д) 1871 г. – принятие Конституции страны;
Е) единый парламент – рейхстаг;
Ж) канцлер – глава правительства, назначался кайзером и был ответственным только перед ним;
Экономические последствия: Германия стала сильной индустриальной державой.
- к. 19 в. – 1 место в Европе по уровню экономического развития:
А) объединение страны способствовало созданию единого рынка;
В) «ограбление» Франции в результате войны 1870-1871 гг.
С) использовала передовой опыт других стран;
Д) Милитаризация экономики ( гос. заказы – военные заказы предприятиям);
Е) «прусский менталитет»: чувство долга, уважение к труду;
Внешняя политика:
- Активная колониальная политика. К 90-м годам 19 в. колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских.
- Стремление к господству в Европе, главный соперник – Англия;
- Политика «Дранг нах Остен» - «Натиск на Восток» - борьба за передел сфер влияния в Африке, Азии, Океании, укрепление своего влияния на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке;
Группа № 5.
Роль личности в истории. Бисмарк и объединение Германии.
Презентация. Можно дать опережающее задание.
Ученики смотрят презентацию о Бисмарке и готовят ответ на вопрос: «Какие факторы влияют на роль личности в истории, определяя передовое значение ее деятельности».
Отчет групп о проделанной работе у доски. Отчет на формате А3. Вопросы по отчетам.
Рефлексия
Напоминаю уч-ся о процессе целеполагания. На какие вопросы вы получили ответы? Ученики называют вопросы и ответы на них. Какой вариант объединения Германии фактически произошел. Почему случилось именно так?
Синквейн (примерный вариант ответа). Составляют индивидуально. Обсуждение в группе. Лучший синквейн зачитывается от группы. В случае отсутствия времени на данное задание можно дать как домашнее задание.
- Германия
- Раздробленная, объединенная
- нападала, реформировала, внедряла
- Стала мощной индустриальной державой
- Бисмарк
Самооценивание. Групповое оценивание. Суммарное оценивание.
Фи уч-ся
самооценивание
Групповое
оценивание
Оценка
учителя
Общая оценка
1.
2.
3.
4.
5.
Домашнее задание п. 19. Повторить даты и термины по истории Франции и Англии 19 века.
Используемая литература:
- Всемирная история (1640-1914). 8 класс. Н.Алдабек, Р.Бериш. Алматы.2004 г.
«Мектеп».
2.Новая история. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2001 г. «Просвещение»