kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Труд-право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Только труд может сделать человека
счастливым, приводя его душу в ясность,
гармонию и довольство самим собою.
Труд облагораживает человека.
В.Г. Белинский

Тип урока: изучения новой темы.

Цели:

  • чётко определить понятие труда, познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права.
  • содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,
  • Определить место и роль профсоюза в работе трудовых коллективов.
  • Регулирование трудовых отношений (в том числе, с несовершеннолетними).

Задачи:

  • Раскрыть роль профсоюза в защите экономико-социальных и трудовых прав работников (в том числе, несовершеннолетних).
  • Раскрыть функции и возможности профсоюза.
  • Определить основные права несовершеннолетнего работника, льготы и гарантии, предоставляемые ему в трудовых коллективах.
  • Показать работу первичной профсоюзной организации на примере МАОУ «СОШ» №45 Октябрьского района города Саратова

Ключевые понятия:

  • Рынок труда
  • Профессиональные союзы – профсоюзы
  • Социальное партнёрство
  • Защита трудовых прав работников
  • Гарантия работникам
  • Коллективный договор
  • Охрана труда
  • Независимость профсоюзов
  • Профсоюзное движение

Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.

Ход урока

I. Введение учеников в тему урока

Обсуждение с учащимися притчи:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю Шартрский собор!»

Вопросы для беседы.

  • О чём эта притча?
  • Как вы её понимаете?
  • Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

II. Понятие о труде.

Объявление учащимся темы урока: «Труд — право или обязанность?»

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Составление учащимися в группах синквейна со словом «труд».

Порядок составления синквейна:

  • 1 строка - «труд»,
  • 2 строка - два прилагательных,
  • 3 строка - три глагола,
  • 4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.

Примерный синквейн.

Труд

Добровольный, оплачиваемый

Радует, удовлетворяет, обогащает.

Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе о правах человека?

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?

Учитель. Отсутствует статья о тунеядстве.

В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Выступления учащихся со своими комментариями.

III. Трудовые права несовершеннолетних

Учитель. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

Первое задание для малых групп. Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.

«Несовершеннолетние и законодательство о труде»

  • Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
  • При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
  • Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
  • Ежегодный          отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
  • Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
  • Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.

Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?

Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?

Второе задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:

«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

IV. Профсоюзы. Их роль в современную эпоху

Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.

– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?

– Сколько лет существуют профсоюзы?

-Чем может помочь профсоюз?

  • поможет отстоять перед властными структурами свои права в борьбе за достойную жизнь!
  •  через коллективные договоры и соглашения поможет решить свои социально-экономические проблемы
  •  вовлечение в Профсоюз  способствует формированию  активной гражданской позиции.

-Что такое профсоюз?

Профсоюз - добровольное объединение наёмных работников по защите социально-экономических и трудовых интересов, связанное общими производственными и профессиональными интересами.

-Принципы его формирования :

а) добровольность вхождения;

б) независимость и неподотчётность власти;

в) равенства «гласности деятельности»;

г) коллегиальность в принятии решения.

-Главная цель:

обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.

-Экономические интересы:

Уровень заработной платы, а затем, уровень пенсионного обеспечения.

-Социальные интересы:

  • Отсутствие безработицы
  • Гарантия занятости
  • Социальное страхование
  • Обеспечение льгот.

-Трудовые интересы:

  • Условия труда – система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда
  • Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии, в результате переговоров работодателей и профсоюзов
  • Гарантия сохранения рабочего места, выполнения трудового законодательства.

– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?

  • Достойный труд-залог успешного развития личности, общества и государства
  • Молодежь должна продуманно выбирать свой трудовой путь
  • Знание трудовых прав -защита от неправомерных действий
  • Там, где есть сильная профсоюзная организация, работник защищен

V. Домашнее задание

Познакомиться со статьями Трудового кодекса РФ № 16, 21, 22, 56-71, 76, 80, 91-96, 99, 106-108, 115, 132, 136, 142, 153, 189, 191-193, 234-238.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Труд-право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних. »

Профсоюзный урок "Труд – право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"

в 10 «Б» классе


Шафеева А.Ф. учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 45» Октябрьского района города Саратова

Презентации к уроку



Только труд может сделать человека
счастливым, приводя его душу в ясность,
гармонию и довольство самим собою.
Труд облагораживает человека.
В.Г. Белинский

Тип урока: изучения новой темы.

Цели:

  • чётко определить понятие труда, познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права.

  • содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,

  • Определить место и роль профсоюза в работе трудовых коллективов.

  • Регулирование трудовых отношений (в том числе, с несовершеннолетними).

Задачи:

  • Раскрыть роль профсоюза в защите экономико-социальных и трудовых прав работников (в том числе, несовершеннолетних).

  • Раскрыть функции и возможности профсоюза.

  • Определить основные права несовершеннолетнего работника, льготы и гарантии, предоставляемые ему в трудовых коллективах.

  • Показать работу первичной профсоюзной организации на примере МАОУ «СОШ» №45 Октябрьского района города Саратова

Ключевые понятия:

  • Рынок труда

  • Профессиональные союзы – профсоюзы

  • Социальное партнёрство

  • Защита трудовых прав работников

  • Гарантия работникам

  • Коллективный договор

  • Охрана труда

  • Независимость профсоюзов

  • Профсоюзное движение





Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.

Ход урока

I. Введение учеников в тему урока

Обсуждение с учащимися притчи:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю Шартрский собор!»

Вопросы для беседы.

  • О чём эта притча?

  • Как вы её понимаете?

  • Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

II. Понятие о труде.

Объявление учащимся темы урока: «Труд — право или обязанность?»

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Составление учащимися в группах синквейна со словом «труд».

Порядок составления синквейна:

  • 1 строка - «труд»,

  • 2 строка - два прилагательных,

  • 3 строка - три глагола,

  • 4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.

Примерный синквейн.

Труд

Добровольный, оплачиваемый

Радует, удовлетворяет, обогащает.

Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе о правах человека?

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?

Учитель. Отсутствует статья о тунеядстве.

В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Выступления учащихся со своими комментариями.

III. Трудовые права несовершеннолетних

Учитель. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

Первое задание для малых групп. Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.

«Несовершеннолетние и законодательство о труде»

  • Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.

  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.

  • При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.

  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.

  • Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.

  • Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.

  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.

  • Ежегодный          отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.

  • Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.

  • Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.

  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.

  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.

Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?

Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?

Второе задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:

«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

IV. Профсоюзы. Их роль в современную эпоху

Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.

– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?

– Сколько лет существуют профсоюзы?

-Чем может помочь профсоюз?

  • поможет отстоять перед властными структурами свои права в борьбе за достойную жизнь!

  • через коллективные договоры и соглашения поможет решить свои социально-экономические проблемы

  • вовлечение в Профсоюз способствует формированию активной гражданской позиции.

-Что такое профсоюз?

Профсоюз - добровольное объединение наёмных работников по защите социально-экономических и трудовых интересов, связанное общими производственными и профессиональными интересами.

-Принципы его формирования :

а) добровольность вхождения;

б) независимость и неподотчётность власти;

в) равенства «гласности деятельности»;

г) коллегиальность в принятии решения.

-Главная цель:

обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.

-Экономические интересы:

Уровень заработной платы, а затем, уровень пенсионного обеспечения.

-Социальные интересы:

  • Отсутствие безработицы

  • Гарантия занятости

  • Социальное страхование

  • Обеспечение льгот.

-Трудовые интересы:

  • Условия труда – система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда

  • Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии, в результате переговоров работодателей и профсоюзов

  • Гарантия сохранения рабочего места, выполнения трудового законодательства.





– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?

  • Достойный труд-залог успешного развития личности, общества и государства

  • Молодежь должна продуманно выбирать свой трудовой путь

  • Знание трудовых прав -защита от неправомерных действий

  • Там, где есть сильная профсоюзная организация, работник защищен



V. Домашнее задание

Познакомиться со статьями Трудового кодекса РФ № 16, 21, 22, 56-71, 76, 80, 91-96, 99, 106-108, 115, 132, 136, 142, 153, 189, 191-193, 234-238.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока на тему: Труд-право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних.

Автор: Шафеева Александра Федоровна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122679


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства