Главное в содержании материала.
Главные факты, связанные с теорией:
- Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить?
- Экономическая эффективность – получение конкретного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов.
- Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов. Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависит от трех основных вещей. Первое – от того, кому принадлежит собственность, ресурсы. Вторым важным фактором выступает метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье – это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности.
- Традиционная экономика – экономическая, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные вопросы экономики решаются в соответствии с обычаями и традициями.
- Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Решение вопросов экономики является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке; основные ресурсы производства находятся в руках частных лиц
- Командная экономика – экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. ее характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства
- Смешенная экономика – современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок так и государство. В основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования. Участвует как рынок, так и государство.
Учебная проблема: главные вопросы экономики, экономическая система и ее виды.
Цели урока:
Образовательная: 1) учащиеся знают основные вопросы экономики; 2) учащиеся понимаю, что такое экономическая система; 3) учащиеся знают основные группы и основные характеристики экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная.
Развивающая: навыков исследовательской деятельности; умения планировать свою деятельность; работать в группах; навыков самостоятельной работы с различным источниками; продолжить формирование умений правильно и логически верно выстраивать свои мысли, а так же содействовать расширению словарного запаса; работать с параграфом учебника и уметь связывать материал пройденного материала с новым; делать выводы (резюме).
Воспитательная: способности к самоорганизации, целеустремленности, волевых качеств личности, чувство патриотизма.
Оборудование урока:
Учебник: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2013. – С. 92 – 100; мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация; карточки разных цветов, для работы в группах.